В каких случаях не следует прощать и отказываться от компенсации?

Касательно вышесказанного следует учитывать вопросы пользы и вреда. К примеру, если видно, что виновник не раскаялся, не сожалеет о содеянном и не извлёк урока, то не следует ему прощать выплату компенсации. Ведь прощение связно с пользой и чтобы за этим последовало исправление, как сказал Аллах: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (аш-Шура 42: 40).

А исправление и установление мира невозможно с тем, кто не осознал содеянного и не покаялся.

Также необходимо знать, что компенсация – это право наследников убитого. Со слов ‘Амра ибн Шу’айба, передавшего от своего отца, передавшего от деда, сообщается: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постановил, что компенсация переходит к наследникам убитого, распределяясь между ними, как и наследство”. ан-Насаи 4801, Ибн Маджах 2626. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан ан-Насаи” 4815.

Спросили шейха Ибн База относительно компенсации по несчастному случаю в результате аварии, в которой родные умершего разошлись во мнениях. Некоторые хотели простить виновника, другие хотели взять эту компенсацию и разделись среди его детей, а некоторые хотели построить на эти деньги мечеть, чтобы умершему записывалась за это награда.

На это шейх Ибн Баз ответил: “Если у скончавшегося остались маленькие дети, или же умственно неполноценные дети, или не достигшие совершеннолетия, то нельзя отказываться от компенсации. Напротив, является обязательным для опекуна этих детей взять компенсацию и сохранить её для детей и расходовать это на их нужды. Если же наследники покойного совершеннолетние, и они желают простить, то нет в этом проблем. Или же хотят построить мечеть, или вырыть колодец в пустынном месте для мусульман, или пожертвовать это в пользу бедных, и т.п., то нет в этом проблем. Это их право”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 471.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Могут ли опекуны убитого отказаться от компенсации, если на убитом был долг?»

Шейх ответил: “Они не должны отказываться от компенсации, ибо обязанностью покровителей умершего является то, чтобы они не отдавали эти деньги, кроме как после уплаты долга за умершего. Ведь Всевышний Аллах в аяте о наследстве, сказал: «…таковым является распределение наследства после вычета по завещанию и выплаты долга» (ан-Ниса 4: 12).

Они не имеют права на отказ от компенсационных денег, так как компенсация (дия) прибавляется к наследству, которое оставил покойный. Если мы предположим, что у убитого есть имущество в пятьдесят тысяч, а сумма компенсации составляет сто тысяч, значит, его имущество составляет сто пятьдесят тысяч”. Сл. “Ликъа баб аль-мафтух” № 122.

Таким образом, родные в лице опекуна и наследников убитого, имеют право простить компенсацию, если учитывать упомянутые положения. То же самое касается и того, кто получил телесные увечья.

Заключение

Исходя из всего изложенного, нам становится ясно, что Шариат Аллаха относится очень строго к нанесению людям увечья, не говоря уже об убийстве, даже если оно было случайным.

Тому, кто стал причиной смерти мусульманина, является обязательным выплатить компенсацию семье умершего в размере сотни верблюдов, даже если убийство было непреднамеренным.

Помимо выплаты компенсации, он также обязан соблюдать шестидесятидневный непрерывный пост в качестве искупления.

Если же человек совершил неправомерное и умышленное убийство, то его полагается казнить в качестве воздаяния равным.

Родным убитого принадлежит право выбора: требовать воздаяние равным, т.е. казни; согласиться на компенсацию; или вовсе простить.

За неумышленное убийство неверного, который пребывает в договоре с мусульманами, будь это перемирие, гарантия безопасности, и т.п. необходимо выплатить его родным то, что приравнивается пятидесяти верблюдам.

Что касается умышленного убийства неверного не по праву, то по мнению ‘Усмана ибн ‘Аффана компенсация составляет сотню верблюдов, как и в случае с убийством мусульманина.

Даже в случае отказа от компенсации и требования казни со стороны родных неверного, мусульманина за неверного не казнят.

Что касается того, кто нанёс телесное увечье, не доводящее до смерти, тот также обязан либо компенсацией, либо пострадавший требует нанести такое же увечье и ему.

Размер компенсации разнится в зависимости от тяжести и степени увечья.

Компенсацию можно выплачивать в любом виде, будь то верблюдами, золотом или деньгами.

Пострадавший или же опекуны и наследники убитого вправе простить выплату компенсации, если в этом будет польза.

Шариат побуждает пострадавшего и родных убитого к прощению, а виновника побуждает к покаянию.

К сожалению, в полной мере решать и воплощать вопросы компенсации возможно лишь в исламских странах, где практикуются эти законоположения, и где виновника на государственном уровне обязывают возместить ущерб. А что касается стран, где не практикуются подобные исламские положения, то мусульманам, проживающим там, следует приходить к согласию и общему урегулированию подобных вопросов, обращаясь к обладателям шариатских знаний из их числа. А ещё лучше, им следует бояться Аллаха, быть осмотрительными и не допускать подобных инцидентов.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он уберёг нас и наших родных от того, чтобы мы стали причиной случайной смерти или нанесения увечья кому-либо не по праву!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Наши рекомендации