Находящегося в договоре с мусульманами

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Многобожники, по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и верующим, делились на две категории: те, с которыми они сражались и которые сражались с ними (ахлюль-харб), и те, с которыми не сражались они и которые не сражались с ними (ахлюль-‘ахд)”. аль-Бухари 3/145.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Неверный бывает либо из числа враждующих, с которыми нет договора, либо из числа тех, с кем заключён договор. Неверные, с которыми заключён договор, подразделяются на три категории:

1. Те, кто проживает на земле мусульман и выплачивает налог (джизья).

2. Те, с кем заключен мирный договор (‘ахд).

3. И те, кому мусульмане дали гарантию безопасности (амáн)”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/178.

Всевышний Аллах относительно убийства неверного, находящегося в договоре с мусульманами сказал: «Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (ан-Ниса 4: 92).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен Аллах им и его отцом) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто убьет му‘ахада, не почувствует благоухания Рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути». аль-Бухари 3166.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Кто будет притеснять неверного, находящегося в договоре с мусульманами или будет его ущемлять, или будет возлагать на него сверх его возможностей, или возьмёт у него что-либо без его согласия, то поистине, я буду свидетельствовать против него в День Воскрешения». Абу Дауд 3052, аль-Байхакъи 9/205. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 2626.

Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: “Если группа мусульман прибудет к враждующим с ними неверным и ложно скажет: «Мы посланники халифа» и достанут какую-либо бумагу, делая вид, что это письмо халифа, или же не достанут ничего, то это является предательством по отношению к многобожникам. Если же те им скажут: «Заходите» и они зайдут на вражескую территорию, то им не дозволено убивать кого-либо из врагов и брать что-либо из их имущества до тех пор, пока они пребывают на их земле”. См. “ас-Сияр аль-кабир” 2/66.

Имам аш-Шафи’и сказал: “Если мусульманин вошёл на вражескую территорию под гарантией безопасности, и он способен завладеть чем-либо из их имущества, то это не дозволено для него, мало это будет или много. И имущество человека является запретным в следующих случаях:

Первое – исповедование Ислама;

Второе – наличие договора с неверными с выплатой ими джизии;

Третье – гарантия безопасности (амáн), предоставленная на определённое время”. См. “аль-Умм” 4/284.

Также аш-Шафи’и сказал: “Если неверный, не состоящий в договоре (харбий) зашёл в исламскую страну под гарантией безопасности и умер, то его имущество нельзя трогать. И правитель мусульман должен отправить его имущество его наследникам, где бы они ни были”. См. “аль-Умм” 4/296.

Имам Ахмад сказал: “Если мусульмане вышли в море и им повстречались торговцы из числа многобожников с вражеской страны, которые направляются в земли мусульман, то они не должны им препятствовать и сражаться с ними. И с каждым, кто бы ни вступил на земли мусульман с вражеской территории для торговли, можно вести торговлю”. См. “аль-Мугъни” 8/245.

Имам Ибн Къудама сказал: “Тот, кто въехал на вражескую землю, получив гарантию безопасности, не имеет право вероломно покушаться на их имущество или же заниматься с ними ростовщическими операциями. Что касается вероломства по отношению к ним, то оно запрещено, ибо предоставленная ими гарантия безопасности означает, что и в отношении них не будет совершено предательство. Даже если эти условия не были озвучены, смысл этого ясен из самого действия”. См. “аль-Мугъни” 13/152.

Имам ас-Сархаси сказал: “Если мусульманин вошёл в страну неверных с их дозволения, то ему нельзя проявлять по отношению к ним вероломство. Если же всё-таки он проявит к ним вероломство и присвоит себе их имущество, после чего его выгонят на исламскую землю, то порицается мусульманам покупать у него это имущество, зная, что оно приобретено скверным путём”. См. “аль-Мабсут” 10/96.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не будет стеснен в своей религии до тех пор, пока не прольёт запретной крови». аль-Бухари 6862.

Сам же Ибн ‘Умар говорил: “Если кого-либо постигнет такое положение, из которого не будет выхода, значит, он пролил запретную кровь!” аль-Бухари 6863.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амара и ‘Амра ибн аш-Шарида (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья или кого-либо больше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: “О Посланник Аллаха, а каково его право?” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» Ахмад 2/166, ан-Насаи 4445, 4446, ат-Таялиси 2393. Достоверность хадиса подтвердили имамы ан-Насаи, Ибн Хиббан, аз-Захаби, Ибн Касир, Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “Иршад аль-факъих” 1/368, “Файдуль-Къадир” 8910, “Тахридж аль-Муснад” 6550, “Сахих ат-таргъиб” 1092, 2260.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби говорил: “Достоверно известно о запрете убийства животного не по праву и есть угрозы в адрес того, кто это совершил. Что же тогда можно сказать об убийстве кого-либо из числа потомков Адама, а более того мусульманина, а более того богобоязненного и праведного мусульманина?!” См. “Фатхуль-Бари” 12/196.

О воздаянии равным (кысáс)

Всевышний Аллах в Коране сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом. Таково облегчение от вашего Господа и милость. А кто преступит границы дозволенного после этого, того постигнут мучительные страдания» (аль-Бакъара 2: 178).

Также Всевышний Аллах сказал: «Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они совершат пожертвование. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (ан-Ниса 4: 92).

Обратите внимание на постановление Шариата относительно искупления даже за случайное убийство, которое состоит в том, чтобы выплатить выкуп и освободить раба, а тому, кто не в состоянии освободить раба, соблюдать непрерывно шестидесятидневный пост!

Также Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь» (аль-Исра 17: 33).

Но необходимо отметить, что мусульманина не казнят за неверного, вопреки мнению ханафитов, поскольку на это указывает известный хадис: «Мусульманина за неверного не казнят». аль-Бухари 111, Муслим 1370.

И это то, что также передаётся от трёх праведных халифов, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан и ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен ими Аллах), которые выносили именно такое решение в подобной ситуации. Ибн Аби Шейба 9/292, ад-Даракъутни 349, аль-Байхакъи 8/33.

К тому же, вообще неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников говорил иначе по этому вопросу. См. “ат-Тальхис” 4/16.

О том, что родные умышленно убитого имеют право выбора:

Наши рекомендации