Правовое регулирование к. и ограничения монополистической деятельности
В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.
В ПД Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)
В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.
Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:
1) в большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на рынке;
2) конкуренция становится предпосылкой для реализации прав потребителей;
3) конкуренция есть правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.
Антиподом конкуренции является монополия.Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".
Монополия означает:
1) исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара;
2) особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах;
3) исключительное право, которое предоставляется государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.
В юридической литературе выделяют:
а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;
б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;
в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более половины рынка определенного товара.
Типы монополии:
1) временная (предприятие впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);
2) государственная (эмиссия наличных денег, экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, экспорт необработанных алмазов, производство и оборот этилового спирта);
3) естественная (функционирует только тогда, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект).
Добросовестная конкуренция на рынке поддерживается различными средствами, среди которых большую роль играет правовое обеспечение.
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативных правовых актов.
1)Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ (Ст. 8, п. 1-2 ст. 34, ст. 74)
2)В целях координации, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и развития конкуренции, страны — участники СНГ 12 марта 1993 г. подписали Соглашение о согласовании антимонопольной политики. В развитие Соглашения 25 января 2000 г. в Москве участниками был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Помимо многосторонних актов, следует иметь в виду двусторонние соглашения, заключаемые Правительством РФ с Правительствами иностранных государств (Соглашение Правительства РФ с Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики (Пекин, 25 апреля 1996 г.).
3)В РФ Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ФЗ от 26.07. 2006 г. «О защите конкуренции». Основная цель законов - обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Действие Законов распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. На услуги, оказываемые на рынке финансовых услуг, действие закона распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. На отношения, связанные с объектами исключительных прав,
4)В состав антимонопольного законодательства входит Федеральный закон от 23 июня 1999 г., ред 2001г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»Этот н.а. регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, т. е. на состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке.
Финансовая услуга — деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц (Ст. 3 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»)
Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке:
· банковских услуг;
· страховых услуг;
· услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;
· ц/б;
· лизинговых услуг.
5)Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ред. 2006 г.
6)Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа (подзаконные акты)
7)Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. ст. 17 Закона РФ «О недрах», ст. 32 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 5 ФЗ «О поставках продукции для федеральных гос. нужд», ст. 15, 17, 20 ФЗ «О связи» и другие акты.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нпа, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) -Положение о ФАС РФ от 30 июня 2004 г. № 331. Руководит ее деятельностью Правительство РФ. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.