Потребность в сырье и материалах

Цель подраздела - обосновать материальные затраты на выпускаемые товары (оказываемые услуги).

В данном подразделе Вам следует:

- Дать укрупненный перечень необходимых видов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, основных и вспомогательных материалов, запасных частей и нормативы их расхода в расчете на единицу готового товара (услуги).

- Охарактеризовать альтернативные варианты выбора возможных поставщиков и выбрать оптимальный вариант, для которого привести данные по условиям поставок (цена, комплект поставки, график и финансовые условия поставок, меры по хранению и складированию). Данную информацию лучше вынести в Приложение.

- Обосновать, где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?

Содержание подраздела в значительной степени зависит от содержания Вашей деятельности:

- для производственных предприятий (сырье, материалы и комплектующие, энерго-, тепло-, водопотребление, тара и упаковка и т.п.);

- для торговых предприятий в данном разделе речь идет об оптовых поставщиках, у которых Вы собираетесь закупать товары по оптовым ценам;

- для сферы услуг здесь уместно привести информацию об используемых расходных материалах, а также затратах на их приобретение;

- для сельскохозяйственного производства (семена и посадочный материал; удобрения минеральные и органические; средства защиты растений и животных; корма; сырье для переработки; и топливо; энерго-, тепло- и водопотребление; запасные части и материалы для ремонта основных средств (обычно входят в состав накладных расходов и др.).

В данном подразделе необходимо заполнить следующие таблицы:

Вид сырья и материалов Поставщик (наименование, адрес, контактная информация) Цена за ед. включая цену приобретения, затраты на доставку и хранение Объем, срок поставки и периодичность закупки Коммерческие условия поставки
Цена с НДС, руб. Цен без НДС, руб.
           
           

Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги

Наименование статей прямых материальных затрат Ед. изм. статьи затрат Норма расхода в т.ч., потери: хранения и технологические (%) Цена за ед. изм. статьи затрат, руб. Стоимость статьи затрат, руб. Размер НДС*, руб.
             
             
             
Всего прямых материальных затрат    

*Если Ваше предприятие является плательщиком НДС, то в графе «стоимость статьи затрат» указывается сумма рассчитанная по цене без НДС, а в графе «размер НДС» сумма рассчитанного НДС.

Персонал

В данном подразделе указывается потребность компании в трудовых ресурсах, необходимых в процессе реализации проекта.

Для работы необходимо нанять людей. Процесс найма работников проводится на тех же принципах, что и процесс выбора оборудования или материалов. Цель - минимальные затраты на нужную работу. Решение о том, сколько и каких работников следует нанять, должно быть основано на советах, почерпнутых из всевозможных источников. В основном это, конечно, будет зависеть от того, на какой объем реализации запланирован. Необходимо четко изложить, что требуется от нанимаемого работника и сколько за это планируется платить.

Удобно принятые решения представить в виде таблицы, отражающей должность, количество работников, а также суммы или условия труда. Такие таблицы называют штатным расписанием:

Должность Основные функциональные обязанности Оклад (сдельная расценка), руб. Метод премирования Затраты на набор и обучение, руб.
         

Обычно в целях планирования персонал группируют по следующим категориям:

1. Основной производственный.

2. Вспомогательный производственный.

3. Административно-управленческий.

4. Сбытовой.

Если проект предполагает трудоустройство социальной группы работников отдельно необходимо расписать:

- количество сотрудников;

- должности;

- оплату труда (в среднем за месяц исходя из оклада или сдельных показателей и премиальной части). Она должна быть не ниже среднего уровня оплаты труда на рынке вашего региона для соответствующих специалистов;

- условия труда;

- режим работы.

Примечание: начисления на заработную плату (взносы во внебюджетные фонды) рассчитываются в составе налогов, а также указываются при расчете прибылей и убытков в финансовом плане проекта.

Прочие текущие затраты

В данном разделе описываются затраты не связанные напрямую с процессом производства продукции/оказания услуг:

Наименование статей накладных расходов в расчете на месяц Норма исчисления (%) или сумма (руб.) База исчисления
1. Общехозяйственные    
     
2. Административные    
     
3. Сбытовые    
     
4. Прочие расходы    

При этом в состав накладных расходов не включаются следующие элементы: заработная плата, амортизация, налоги, проценты и лизинговые платежи. Эти элементы затрат указываются в других разделах бизнес-плана.

В данном подразделе указываются те расходы, которые еще не были упомянуты в предыдущих разделах Производственного плана и носящие текущий (периодический, постоянный характер). Расходы, осуществляемые единовременно, как то покупка оборудования, относятся к капитальным (инвестиционным) и будут приведены в следующем подразделе.

База исчисления статьи накладных расходов должна соответствовать ее экономическому смыслу, а именно: возможна зависимость накладных расходов от выручки, заработной платы, стоимости оборудования и т.п. Например, расходы на содержание склада пропорциональны величине запасов, сбытовые расходы зависят от объема реализации и т.п. Если такая зависимость имеет место, то данную статью накладных расходов следует описывать через норму (%) и базу исчисления величины расходов. Условно-постоянные накладные расходы задаются суммой затрат в месяц.

Ниже приведен примерный перечень статей накладных расходов, условно разбитых на три категории:

Общехозяйственные:

- затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения;

- затраты на аренду объектов основных производственных фондов;

- затраты на аренду земли сельскохозяйственного назначения;

- затраты по эксплуатации оборудования;

- текущий ремонт оборудования и транспортных средств;

- внутризаводские транспортные затраты, связанные с производственными процессами;

- затраты на охрану окружающей среды;

- затраты на переработку, утилизацию и удаление отходов;

- платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ;

- затраты на охрану труда;

- затраты на текущую подготовку и переподготовку кадров.

Административные:

- страхование собственности (имущества);

- аренда земли (кроме земель сельскохозяйственного назначения);

- затраты на содержание обеспечивающих служб и подразделений (без затрат на оплату труда);

- затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вентиляция, и т.д.);

- оплата лицензий на право деятельности;

- затраты на социально-бытовые нужды;

- командировочные затраты;

- представительские расходы;

- оплата расходов на связь;

- канцелярские расходы и т.д.

Сбытовые:

- транспортные затраты;

- тара и упаковочные материалы (кроме тары, отпускаемой покупателю вместе с готовой продукцией – учитывается в составе материальных затрат);

- комиссионные сборы, включая отчисления сбытовым организациям;

- гарантийный ремонт и обслуживание;

- затраты на маркетинг и рекламу (расходы на маркетинг должны соответствовать бюджету маркетинга, ранее обоснованному в Плане маркетинга.

В графе прочие расходы рекомендуется заложить резерв на непредвиденные расходы, обычно они составляют (от 10 до 20% текущих затрат).

Наши рекомендации