Формы и методы контроля и подведение итогов практики
По окончании производственного обучения руководитель практики от предприятия у каждого студента проверяет дневник и отчет по практике, выставляет оценку и составляет обстоятельный отзыв о выполненной студентом работе и полученных знаниях.
Для защиты отчета студент составляет краткий доклад по основным пунктам программы, содержание отчета и доклада оценивает комиссия с выставлением дифференцированной оценкой (по пятибалльной системе). Получение неудовлетворительной оценки, непредставление отчета, а также недобросовестное отношение к практике, нарушение трудовой дисциплины, невыполнение программы практики по продолжительности и качеству влечет за собой повторное прохождение практики студентом за свой счет.
Экономическая и практика менеджмента(производственная практика)является промежуточным этапом в практическом обучении и проводится на 4 курсе в 8-ом семестре в течение 6-ти недель. Рабочая неделя студента составляет 40 часов. Сроки и графики проведения практики устанавливаются учебным заведением с учетом возможностей практики.
Цель производственной практики – подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, получение студентами представления о современном предприятии и отрасли, роли и функциях, выполняемых менеджерами. За период прохождения практики студенты должны получить дополнительные практические знания и первоначальные навыки профессиональной деятельности, накопить информационный материал для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (ВКР). Непосредственными базами практики являются предприятия различных форм собственности.
Программа практики:
- Отбор источников получения информации
- Сбор информации
- Аналитическая обработка информации
Знакомство с исследуемым предприятием:
Изучить ведомственно-отраслевую принадлежность предприятия, цели предприятия, виды осуществляемой деятельности, реальные условия функционирования (местонахождение, наличие обособленных подразделений, ассортимент выпускаемой продукции, товаров и услуг, их характеристики, рынки сбыта, потребители). Изучить следующие данные: режим работы, охрана труда, техника безопасности, охрана предприятия.
Изучить документы, регулирующие деятельность предприятия.
Учредительные документы (договор о создании общества, учредительный договор. Положение об акционировании, устав).
Регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации юридического лица).
Организационные документы (положение об организационной структуре, штатное расписание, правила внутреннего распорядка).
Знакомство с экономическими службами предприятия:
Источниками информации для анализа деятельности предприятия служат данные экономических служб. Общим требованием к выполнению раздела является изучение положений отделов и служб предприятия, их функций, должностных инструкций сотрудников. Изучить содержание работы экономических служб ( планово-экономический отдел, отдел сбыта или торговый отдел, отдел материально-технического снабжения, бухгалтерии), уровень автоматизации организационно- Определить тип организационной структуры предприятия, ее схему. Провести анализ действующей структуры и соответствие ее целям организации. Предложить пути совершенствования организационной структуры. Изучить внутреннюю среду (цели, структуру, основные составляющие) и внешнюю среду (факторы прямого и косвенного воздействия, методы анализа внешней среды).
Организация снабжения на предприятии:
Изучить условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и ТУ на поставку продукции, порядок разработки договоров с поставщиками, контроль их выполнения
Организация планирования на предприятии:
Ознакомиться со стратегией развития предприятия, порядком разработки стратегических и тактических планов. Дать оценку стратегическому планированию на предприятии. Изучить технологию планирования на предприятии: методы, используемые при разработке планов, систему планов. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Планирование производства и сбыта продукции. Планирование издержек и финансовых результатов деятельности предприятия
Организация маркетинговой службы:
Изучить и охарактеризовать принципы ценовой, рыночной, товарной и ассортиментной политики предприятия. На основе данных, полученных на этапе знакомства с предприятием, нужно отметить степень необходимости создания специальной службы на предприятии – маркетинга. Составить анкету для изучения спроса на конкретную группу товаров. Составить рекламной деятельности для предприятия. Отметить роль маркетинга по совершенствованию системы организации производства и сбыта. Если таковая имеется, необходимо изучить организационную структуру маркетинговой службы и определить ее тип: по функциям маркетинговой деятельности, по продукту, по регионам, по группам потребителей. Выявить составляющие комплекса маркетинга (4Р) и факторы, влияющие на поведение потребителя по отношению к данной организации.
Организация бухгалтерского учета:
Изучить структуру аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, должностные характеристики каждого сотрудника. Далее изучить следующие элементы бухгалтерского учета:
· Перечень первичной документации ( типовые формы первичных учетных документов и формы документов, разработанные самостоятельно, утвержденные приказом руководителя предприятия)
· График и схему документооборота (круг лиц, ответственных за оформление документов, порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив)
· Порядок проведения инвентаризации (порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, способ оценки имущества предприятия, тип материальной ответственности)
· Техническое оформление учета: характеристика формы учета (журнально-ордерная, машинно-ориентированная, упрощенная и т.д.) Выявить их особенности, преимущества и недостатки. Сделать вывод о целесообразности применяемой.
· Отчетность предприятия (сведения об отчетности, предоставляемой внешним пользователям, характеристика внутренней отчетности)
Менеджмент на предприятии:
Определить тип организационной структуры на предприятии; охарактеризовать взаимодействие ее элементов. Ознакомиться со структурой органов управления и контроля. Сделать вывод об эффективности структуры управления, предложить способы ее улучшения. Изучить внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Детально рассмотреть основные факторы внутренней среды (кадры, внутриорганизационные процессы, деловая культура); основные факторы внешнего окружения (конкуренты, деловые партнеры, в т.ч. органы государственного управления). Необходимо привести примеры взаимодействия организации с фактором внешней среды. Оценить сильные и слабые стороны предприятия. Ознакомиться с системой методов управления в трудовом коллективе, проанализировать методы управления трудовым коллективом, используемые на данном предприятии, какие из них используются недостаточно. В рамках деятельности управления коллективом необходимо рассмотреть факторы, влияющие на развитие коллектива, наличие формальных и неформальных групп, взаимосвязь неформальных лидеров с руководителем, тип личности руководителя, его стиль управления и организацию личной работы. Ознакомиться с организацией приема посетителей на предприятии. Изучить отношение руководителя к делегированию, распределению обязанностей, полномочий между подчиненными. Изучить должностные характеристики директора, его заместителя по кадровой работе или инспектора по кадрам. Дать заключение по их содержанию. Изучить использование в процессе управления различных мотивирующих факторов. Дать оценку эффективности мотивации на предприятии. Изучить виды и формы контроля, используемые руководителем. Ознакомиться с формами и средствами коммуникации на предприятии. Изучить помехи на пути передачи информации. Ознакомиться с техническими средствами обработки и передачи информации, дать их краткую характеристику. Ознакомиться с технологией принятия решения руководителя предприятия. Изучить типы решений, принимаемые руководителем предприятия. Ознакомиться с организацией и контролем выполнения принятия решения. Изучить состав и функции кадровой службы на предприятии. Ознакомиться с методами оценки работников при подборе на работу, при перемещении и продвижении работников на предприятии. Ознакомиться с порядком проведения аттестации на предприятии. Ознакомиться с формами участия трудового коллектива в управлении. Изучить текучесть кадров на предприятии и проанализировать ее причины.
Преддипломная практикаявляется завершающим этапом подготовки специалиста и проводится на 5 курсе в 10–ом семестре в течение 8-ми недель. Преддипломная практика проводится для овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материала для выполнения дипломной работы. На этом этапе завершается формирование квалифицированного специалиста, способного решать сложные задачи.
Программа практики:
Программу практики условно можно разделить на следующие этапы:
1. Отбор источников получения информации по направлениям;
2. Сбор информации;
3. Аналитическая обработка информации;