ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ НА 2014/2015 учебный год

№№ пп Дополнения и изменения Основание
  Дополнений и изменений - нет  

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

экономики управления (протокол № 11 от 19.06.2014 г.)

Заведующий кафедрой

кандидат экономических наук, доцент ________________А.В.Коротков

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

доктор экономических наук, профессор _______________А.В.Марков

5.ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

на 2015/2016 учебный год

№ п/п Дополнения и изменения Основание
1.     2.   3. Дополнение в Раздел III «Учебно-методическая карта учебной дисциплины для заочной формы обучения» - графа «Управляемая самостоятельная работа» с количеством часов 6. Изменение в графу «Самостоятельная работа магистрантов» Раздела III «Учебно-методическая карта учебной дисциплины для заочной формы обучения» - уменьшение на 6 количества часов. Дополнение в Раздел IV. «Информационно-методическая часть» - 4.4. Перечни заданий и контрольных мероприятий управляемой самостоятельной работы. Введение Положения о самостоятельной работе студентов (магистрантов), утвержденное Приказом ректора № 29/1 от 03.05.2015.  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Дневная форма обучения

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изученных вопросов Количество часов Материальное обеспечение Литература Формы контроля знаний
лекции практические управляемая сам. работа самостоятельная работа
Мировые тенденции развития сегмента малых и средних предприятий в инновационной экономике -      
1.1 Основные принципы государственной политики в области развития малых и средних предприятий в развитых зарубежных странах. Основные направления поддержки малого и среднего бизнеса: имущественная, финансовая, налоговая, обучающая и информационная Лекция № 1 Семинар № 1     УМК [1] [2] Деловая игра
1.2 Основные причины, направления и тенденции развития малого бизнеса в США. Политика стран Европейского союза и Японии в отношении повышения эффективности малого бизнеса Лекция № 2       УМК [1] [2]  
1.3 Субконтракция как форма сотрудничества малых и крупных предприятий. Американская и японская модели предприятий-субконтракторов, их развитие. Малые предприятия в системе кластеров. Виды кластеров. Роль ЮНИДО в разработке программы по созданию кластеров. Развитие франчайзинга и его форм в зарубежных странах Лекция № 3 Семинар № 2     УМК [1] [2] Реферат
Роль и место малого и среднего бизнеса в экономике Республики Беларусь -      
2.1 Общегосударственные факторы (регуляторы) эффективности малого и среднего бизнеса и факторный (иерархический) анализ, его роль и значение Лекция №4       УМК [1] [2]  
2.2 Основные этапы развития малых и средних предприятий. Экономика роста малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Отраслевая и территориальная структура. Вклад в социально-экономическое развитие страны. Особенности регистрации, лицензирования, налогообложения субъектов малого предпринимательства. Направления и меры государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Содействие развитию инновационного предпринимательства Лекция № 5 Семинар № 3     УМК [1] [2]  
Основы инновационного процесса в управлении хозяйственной деятельностью малых и средних предприятий -      
3.1 Факторы мотивационного управления. Стадийность мотивационного управления персоналом. Механизм использования многоуровневой системы диаграмм Каори Ищекава для выявления уровня воздействия факторов на мотивацию работников малого (среднего) предприятия Лекция № 6 Семинар № 4     УМК [1] [2] Деловое обсуждение
Технология управления инновационной деятельностью на малом (среднем) предприятии   -      
4.1 Предприниматель и научно-технический прогресс. Преимущества малых предприятий в инновационной деятельности перед крупными. Основные шаги активной инновационной деятельности на малом предприятии. Группы инноваций. Источники инноваций в малом и среднем бизнесе Лекция № 7, Семинар № 5     УМК [1] [2] [6] Реферат
4.2 Малые и средние предприятия первого типа как разработчики инноваций. Малые и средние предприятия второго типа как разработчики инноваций в производстве своего товара или услуги. Роль мобильных инновационных групп в малых предприятиях. Сетевые спарринги, позволяющие продвигать инновационную деятельность на малых предприятиях. Роль государственных институтов, технопарков, создающих инновационные разработки, и новые потребности как основы создания новых бизнесов на малых и средних предприятиях Лекция № 8 Семинар № 6     УМК [1] [2] [3] Реферат
Функциональные инновации в системе управления малым (средним) предприятием      
5.1 Инновационные особенности структурирования маркетинга, решения его задач в системе управления малым предприятием. Определение маркетинга малого управления. Особенности исследования рынка, отбора и корректировки номенклатуры и ассортимента товаров предприятия с учетом его роли и места в системе и услуг, определения рынков и доли продаж на них, ценовой политики. Оперативный маркетинг на рынке и его взаимосвязь с оперативным управлением продажами и производством товаров и услуг. Сущность и особенности информационных и функциональных взаимосвязей маркетинга с подсистемами управления НИОКР, прогнозирования и планирования продаж и производства Лекция № 9 Семинар № 7     УМК, видеослайды [1] [4] [5] [6] [7] Реферат, деловая игра
5.2 Инновационные аспекты прогнозирования и стратегического бизнес-планирования продаж и производства товаров. Формирование производственных планов основной и вспомогательной хозяйственной деятельности малых (средних) предприятий. Оперативное регулирование продаж продукции в реальном масштабе времени. Механизм решения оптимизационной задачи по регулированию товарных потоков между торговыми точками методом назначений Лекция № 10     УМК, видеослайды [1] [4] [5] [6] [7] Реферат, деловое обсуждение  
5.3 Особенности взаимосвязи управления финансовыми потоками вложения инвестиций в совершенствование товаров и производства, прогнозированием жизненных циклов товара на рынке (выпускаемого, преемника и перспективного) и механизмом совершенствования товара существующего и нового вектора развития. Новые методы материального стимулирования в малом бизнесе: балльный, по средневзвешенному КТУ, смешенный. Управление рисками в малом бизнесе. Система факторов риска бизнеса и механизм их анализа, снижения и принятие решений         УМК, видеослайды [1] [4] [5] [6] [7]  
5.4 Управление инновационным совершенствованием товара в малом (среднем) бизнесе. Использование механизма определения опережающей базы развития товара по сравнению с развитием товаров фирм-конкурентов. Длительность цикла смены вектора инновационного развития товара и управление этим процессом, обеспечивающим его всем необходимым: финансами, технологией, оборудованием, персоналом, вспомогательными и обслуживающими средствами Лекция № 11       УМК, видеослайды [1] [4] [5] [6] [7] Деловая игра, реферат
Инновационная концепция использования гибких производственных систем в условиях малых (средних) предприятий -      
6.1 Основные причины изменения парадигмы использования гибких производственных систем (ГПС) в современном производстве. Малое предприятие-модуль, оснащенное гибкими производственными системами, – основа принципиально новой архитектуры корпоративной организации. Специализация малых предприятий-модулей по типам компонентов изделий, позволяющая достичь более высокой производительности труда и одновременно более высокой гибкости по отношению к требованиям научно-технического прогресса Лекция № 12       УМК, видеослайды [1] [8] [9] [10]  
6.2 Объединение предприятий-модулей в холдинги с целью повышения гибкости производства изделий. Организация технологических цепочек по изготовлению изделий определенного профиля как следующий шаг повышения гибкости производства изделий. Формирование условных (виртуальных) границ между участниками предприятия- модуля, между предприятиями-моделями, между технологическими цепочками изготовления изделий определенного профиля как завершение всей архитектуры корпоративных структур нового типа. Источники эффективности корпоративных структур из малых (средних) предприятий-модулей, оснащенных гибкими производственными системами Лекция № 13 Семинар № 8     УМК, видеослайды [1] [8] [9] [10] Деловое обсуждение, реферат

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





«МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Заочная форма обучения

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изученных вопросов Количество часов Материальное обеспечение Литература Формы контроля знаний
лекции практические управляемая сам. работа самостоятельная работа
Мировые тенденции развития сегмента малых и средних предприятий в инновационной экономике - -      
1.1 1. Основные принципы государственной политики в области развития малых и средних предприятий в развитых зарубежных странах. Основные направления поддержки малого и среднего бизнеса: имущественная, финансовая, налоговая, обучающая и информационная. 2. Основные причины, направления и тенденции развития малого бизнеса в США. Политика стран Европейского союза и Японии в отношении повышения эффективности малого бизнеса. 3. Субконтракция как форма сотрудничества малых и крупных предприятий. Американская и японская модели предприятий-субконтракторов, их развитие. Малые предприятия в системе кластеров. Виды кластеров. Роль ЮНИДО в разработке программы по созданию кластеров. Развитие франчайзинга и его форм в зарубежных странах         УМК [1] [2] Реферат
Роль и место малого и среднего бизнеса в экономике Республики Беларусь - -      
2.1 1. Общегосударственные факторы (регуляторы) эффективности малого и среднего бизнеса и факторный (иерархический) анализ, его роль и значение         УМК [1] [2] Реферат
2.1 2. Основные этапы развития малых и средних предприятий. Экономика роста малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Отраслевая и территориальная структура. Вклад в социально-экономическое развитие страны. Особенности регистрации, лицензирования, налогообложения субъектов малого предпринимательства. Направления и меры государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Содействие развитию инновационного предпринимательства              
Основы инновационного процесса в управлении хозяйственной деятельностью малых и средних предприятий - -      
3.1 1. Особенности, принципы, организационные структуры управления малыми и средними предприятиями. Управление имуществом и материально-техническим обеспечением. Организация производственных подразделений, складов, офисов и производственного процесса. Управление персоналом в условиях малых и средних предприятий. Инновации в системе мотивационного управления персоналом. Факторы мотивационного управления. Стадийность мотивационного управления персоналом. Механизм использования многоуровневой системы диаграмм Каори Ищекава для выявления уровня воздействия факторов на мотивацию работников малого (среднего) предприятия -   -   УМК [1] [2] Реферат
Технология управления инновационной деятельностью на малом (среднем) предприятии - -      
4.1 1. Предприниматель и научно-технический прогресс. Преимущества малых предприятий в инновационной деятельности перед крупными. Основные шаги активной инновационной деятельности на малом предприятии. Группы инноваций. Источники инноваций в малом и среднем бизнесе. 2. Малые и средние предприятия первого типа как разработчики инноваций. Малые и средние предприятия второго типа как разработчики инноваций в производстве своего товара или услуги. Роль мобильных инновационных групп в малых предприятиях. Сетевые спарринги, позволяющие продвигать инновационную деятельность на малых предприятиях. Роль государственных институтов, технопарков, создающих инновационные разработки, и новые потребности как основы создания новых бизнесов на малых и средних предприятиях - - УМК [1] [2] [3] Реферат
Функциональные инновации в системе управления малым (средним) предприятием -      
5.1 1. Инновационные особенности структурирования маркетинга, решения его задач в системе управления малым предприятием. Определение маркетинга малого управления. Особенности исследования рынка, отбора и корректировки номенклатуры и ассортимента товаров предприятия с учетом его роли и места в системе и услуг, определения рынков и доли продаж на них, ценовой политики. Оперативный маркетинг на рынке и его взаимосвязь с оперативным управлением продажами и производством товаров и услуг. Сущность и особенности информационных и функциональных взаимосвязей маркетинга с подсистемами управления НИОКР, прогнозирования и планирования продаж и производства. 2. Инновационные аспекты прогнозирования и стратегического бизнес-планирования продаж и производства товаров. Формирование производственных планов основной и вспомогательной хозяйственной деятельности малых (средних) предприятий. Оперативное регулирование продаж продукции в реальном масштабе времени. Механизм решения оптимизационной задачи по регулированию товарных потоков между торговыми точками методом назначений. 3. Особенности взаимосвязи управления финансовыми потоками вложения инвестиций в совершенствование товаров и производства, прогнозированием жизненных циклов товара на рынке (выпускаемого, преемника и перспективного) и механизмом совершенствования товара существующего и нового вектора развития. Новые методы материального стимулирования в малом бизнесе: балльный, по средневзвешенному КТУ, смешенный. Управление рисками в малом бизнесе. Система факторов риска бизнеса и механизм их анализа, снижения и принятие решений. 4. Управление инновационным совершенствованием товара в малом (среднем) бизнесе. Использование механизма определения опережающей базы развития товара по сравнению с развитием товаров фирм-конкурентов. Длительность цикла смены вектора инновационного развития товара и управление этим процессом, обеспечивающим его всем необходимым: финансами, технологией, оборудованием, персоналом, вспомогательными и обслуживающими средствами -     УМК [1] [4] [5] [6] [7] Реферат
Инновационная концепция использования гибких производственных систем в условиях малых (средних) предприятий - -      
6.1 1. Основные причины изменения парадигмы использования гибких производственных систем (ГПС) в современном производстве. Малое предприятие-модуль, оснащенное гибкими производственными системами, – основа принципиально новой архитектуры корпоративной организации. Специализация малых предприятий-модулей по типам компонентов изделий, позволяющая достичь более высокой производительности труда и одновременно более высокой гибкости по отношению к требованиям научно-технического прогресса. 2. Объединение предприятий-модулей в холдинги с целью повышения гибкости производства изделий. Организация технологических цепочек по изготовлению изделий определенного профиля как следующий шаг повышения гибкости производства изделий. Формирование условных (виртуальных) границ между участниками предприятия- модуля, между предприятиями-моделями, между технологическими цепочками изготовления изделий определенного профиля как завершение всей архитектуры корпоративных структур нового типа. Источники эффективности корпоративных структур из малых (средних) предприятий-модулей, оснащенных гибкими производственными системами         УМК, видеослайды [1] [8] [9] [10] Деловое обсуждение
         

4.4. Перечни заданий и контрольных мероприятий управляемой самостоятельной работы (УСР)

Задания УСР по учебной дисциплине делятся на три модуля по уровню возрастания их сложности:

· задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания - тесты;

· задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения – письменные рефераты;

· задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний – групповые доклады.

Контрольным мероприятием для диагностики тестирования является компьютерное педагогическое тестирование.

Контрольным мероприятием для диагностирования письменного реферата на заданную тему является его проверка и оценка преподавателем.

Контрольным мероприятием для диагностирования группового доклада по заданной теме является его заслушивание и обсуждение на семинаре.

Темы индивидуальных рефератов:

1. Зарубежный опыт поддержки инновационного предпринимательства в малых и средних предприятиях (МСП).

2. Отечественный опыт разработки систем управления небольшими робототехнологическими комплексами заготовительного производства.

3. Отечественный опыт разработки систем управления небольшими робототехнологическими комплексами обрабатывающего производства.

4. Инновационные особенности маркетинга в системе управления малым предприятием.

5. Стратегическое планирование в малых и средних предприятиях (инновационные подходы).

6. Оперативное планирование продаж и производства в малых предприятиях (инновационные задачи).

7. Новые системные подходы в управлении персоналом малых предприятий.

8. Основные инновационные механизмы системы управления малыми и средними предприятиями (система СИР).

9. Хозяйственные риски в малом и среднем бизнесе и эффективные направления их снижения.

10. Система инноваций в малом и среднем бизнесе и технология получения конкурентного преимущества на рынках товаров и услуг.

11. Организация развитых альянсов малых (средних) предприятий-модулей, оснащенных гибкими производственными системами.

12. Концепция ценовой политики в малых (средних) предприятиях.

13. Регулирование товарных потоков между торговыми точками в реальном масштабе времени.

14. Роль государственных институтов, технопарков в создании новых бизнесов в малых (средних) предприятиях.

15. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь.

16. Особенности мотивационного управления персоналом на малых (средних) предприятиях.

17. Субконтракция как форма сотрудничества малых и крупных предприятий за рубежом.

18. Разработка франчайзинга и его форм в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

19. Малые (средние) предприятия в системе кластеров. Виды кластеров. Роль ЮНИДО в их создании.

Темы групповых докладов

1. Основные причины, направления и тенденции развития малого и среднего бизнеса в США, Западной Европе и Японии, возможности использования в Республике Беларусь.

2. Исследование динамики развития малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, выявление сильных и слабых звеньев.

3. Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, достоинства и недостатки, возможные направления усиления.

4. Особенности управления персоналом в малых и средних предприятиях в Республики Беларусь, возможные пути усиления.

5. Уникальные особенности мотивационного управления в малых предприятиях, его факторного анализа и моделирования.

6. Роль государственных институтов, технопарков и инкубаторов в развитии инновационного предпринимательства, возможности в повышении эффективности.

7. Специфические методы материального стимулирования персонала малых и средних предприятий, их развитие.

8. Моделирование управление рисками в малых и средних предприятиях, возможностей их снижения.

9. Моделирование инновационного развития товаров с использованием опережающей базы развития, его обеспечения.

10. Роль и место маркетинга в системе управления малым средним предприятием, информационные и функциональные взаимосвязи с другими подсистемами.

11. Управление сбытом как основополагающая подсистема системы управления малым (средним) предприятием.

12. Роль и место CALS-технологий в развитии товара.

13. Роль и место факторного анализа предпринимательской информации в принятии решений малом (среднем) бизнесе.

14. Робототехнологические комплексы и возможности их применения в малых и средних предприятиях.

15. Сетевые конструкции подвижных корпоративных структур, оснащенных гибкими производственными системами, их перспективное развитие.

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

экономики и управления (протокол № 11 от 25.06 2015 г.)

Заведующий кафедрой

кандидат экономических наук, доцент _____________ А.В.Коротков

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

доктор экономических наук, профессор _____________А.В.Марков

Наши рекомендации