Разработка деловой игры «Мой бизнес»

На современном этапе обучения деловые игры получили широкое распространение в школьной практике, так как они являются педагогическим средством и активной формой обучения, интенсифицирующие учебную деятельность. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать наличие высокого интереса у обучающихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.

В последнее время деловые игры используются практически на всех занятиях по разным предметам, таким как экономика, география, история, обществознание и др.

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.

При прохождении первой педагогической практики в МУК Фрунзенского района было проведено 5 уроков и, как средство обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, деловая игра «Мой бизнес» (см. Приложение 4) , которая включала все то, что было освоено ребятами на занятиях.

Таблица 2

Поурочное планирование

Название темы Кол- во часов Сущность темы Требования к уровню подготовки
Фирма и ее деятельность (см. Приложение 1) 1 ч. Что такое фирма, функции фирмы и ее деятельность. Знать/понимать сущность деятельности фирмы Уметь приводить примеры успешных компаний на Российском рынке.
Товар и товарная политика (см. Приложение 2) 1 ч. Что такое товар, жизненный цикл товара, компоненты товарной политики, товаропродвижение. Знать/ понимать сущность товара и товарной политики Уметь определять роль товаропродвижения для деятельности компании
Упаковка и товарный знак. Важно ли это? (см. Приложение 3) 1 ч. Что такое товар, жизненный цикл товара. Товарный знак, упаковка и их роль в жизни товара. Товарная политика. Знать/понимать основные сущность товара и его важнейшие свойства. Уметь определять функции упаковки и товарного знака.
Товаропродвижение. Реализация товаров 1 ч. Основные каналы сбыта продукции. Товаропродвижение. Знать/понимать основные компоненты рыночной атрибутики товара. Уметь описывать функции упаковки и товарной марки.
Реклама и ее роль в жизни фирмы 1 ч. Что такое реклама и ее роль в жизни современной фирмы. Основные виды рекламы. Знать/понимать виды рекламы, их преимущества и недостатки. Уметь приводить конкретные примеры видов рекламы.
  Деловая игра «Мой бизнес» 2 ч. Применение знаний по теме «Комплекс маркетинга» при решении творческих заданий Знать/понимать компоненты комплекса маркетинга Уметь решать творческие задания


Данные табл.2. свидетельствует о том, что занятия проводились по 5 темам, связанные с изучением курса основ экономики и предпринимательства.

Сущность деловой игры «Мой бизнес» заключается в том, что в городе Ярославле работают три крупные компании. Первая занимается продажей канцелярских товаров классического типа, вторая фирма занимается производством шоколадной продукции, а третья фирма занимается продажей оригинальных подарков. При этом в Ярославле происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов из-за того, что товары, продаваемые первой компанией ориентированы только на одну группу потребителей, товары второй компании имеют очень некрасивую и не привлекательную упаковку, не имеют торговой марки и фирменного слогана, а товары третьей компании просто не разрекламированы. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, чтобы он был привлекателен для разных групп потребителей, второй фирме модифицировать упаковку, выработать товарный знак и придумать яркий слоган, а третьей фирме необходимо разработать рекламную кампанию.

При разработке деловой игры необходимо было учитывать методические рекомендации, а именно разрабатывать игру «Мой бизнес», учитывая следующие этапы:

1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:

Постановка целей и задач – это один из важнейших этапов разработки деловой игры, который определяет специфику игры и эффективность ее применения.

При разработке деловой игры важно правильно поставить цель и задачи.

Деловая игра имеет следующую цель:

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся при изучении курса основ экономики и предпринимательства.

При этом участники должны решить следующие задачи:

1) Образовательные:

˗ уметь применять теоретические знания на практике;

˗ делать вывод;

˗ вести диалог;

˗ определять свою личную точку зрения;

˗ формирование коммуникативных навыков.

2) Воспитательные:

˗ воспитание интереса к экономике;

˗ формирование основы экономических знаний;

˗ понимание необходимости товарной и рекламной политики в жизни современной фирмы.

3) Развивающие:

˗ способствовать развитию познавательных способностей;

˗ развивать умения принимать решения при возникновении экономической ситуации;

˗ Развитие умения работать в группе.

2) Разработка сценария деловой игры:

При разработке и проведении деловой игры, большое место отводиться роли педагога. В данном случае педагог, как основной руководитель игры, должен активизировать, мотивировать, направлять и контролировать их работу. То есть, выполнять роль ведущего игры. При этом присутствует и другой педагог – жюри, задача которого объективно оценивать результат деятельности ребят по определенным критериям. Нужно учитывать то, чтобы игра прошла как можно эффективнее, жюри должно быть как минимум три человека, так как это самое оптимальное число человек для объективного оценивания деятельности участников деловой игры.

Сначала педагог озвучивает ребятам следующее задание: в городе Ярославль работают три фирмы:

˗ Первая фирма занимается продажей канцелярских товаров классического типа;

˗ Вторая фирма занимается производством шоколадной продукции;

˗ Третья фирма занимается продажей оригинальных подарков.

При этом в городе происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, второй фирме разработать привлекательную упаковку, товарный знак и фирменный слоган, третьей фирме разрабатывает рекламную кампанию.

Следующим этапом является выполнение ребятами задания. Они рассаживаются на свои места и приступают к исполнению своих ролевых функций. При этом для принятия рационального решения, они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм и др. Методы обговариваются педагогом на подготовительном этапе подготовки игры.

После выполнения задания участники приступают к оглашению результатов своей деятельности. Для этого каждой команде отводится 10 минут на выступление и 5 минут на вопросы. После выступления команд жюри подводит итог прошедшей игры.

Сценарий должен обговариваться на предварительном этапе проведения игры, чтобы учащиеся не только понимали суть игры, но и знали, что от них требуется.

3) Формирование структуры деловой игры:

Деловая игра включает в себя несколько этапов. Чтобы она имела хороший результат, игра должна включать в себя предварительный этап, на котором в деловой игре «Мой бизнес» педагог делит ребят на три команды, рассказывает о том, что на следующем занятии будет проводиться деловая игра, поясняет, с чем она связана и дает задание придумать название своим командам – фирмам. Так же педагог распределяет командные роли, а именно роли директора, секретаря и отела маркетинга.

За предварительным этапом следуют первая игровая фаза и фаза деловой игры. Их структура выглядит следующим образом:

Организационный момент  
Работа в группах
Подведение итогов работы в группах
Подведение итогов игры
Рефлексия

Рис.3. Структура протекания игровой фазы

Как видно на рис.3. структура протекания игровой фазы имеет 4 этапа, за которыми следует заключительная фаза – фаза рефлексии.

Во время организационного момента педагог (ведущий) приветствует команды, которые должны озвучить названия своих команд. После чего ведущий сообщает участникам игры их командное задание.

Так же он приветствует жюри и говорит о критериях оценки результатов деятельности участников деловой игры, по которым компетентное жюри выставляет соответствующие баллы в градации от 1 до 10, при это 1 – самый низкий балл и соответственно 10 – самый высокий.

После чего команды приступают к выполнению задания, то есть идет работа в группах, на которую отводится 30 минут. При этом они могут использовать различные методы выработки и принятия командного решения, о которых говорилось командам на предварительном этапе.

Далее капитаны команд (директора) подводят итоги работы в группах и озвучивают жюри и остальным участникам результаты своей деятельности. По желанию, другие команды или жюри могут задавать вопросы.

После оглашения результатов жюри совещается и расставляет баллы. Затем идет награждение команд и подводится итог игры. По результатам любой игровой деятельности, участников команды необходимо поощрять памятными призами, чтобы улучшить эмоциональный эффект после проведения мероприятия.

После подведения итогов наступает фаза рефлексии – каждый участник высказывает свое мнение о проведенной игре, проводится небольшой анализ деятельности игроков и педагога в целом. Фаза рефлексии обязательна не только для деловых игр, но и для любых уроков, так как педагог может понять настрой учащихся и их личное мнение о проведенном занятии, что окажется полезным опытом при разработке других игр и уроков.

Наши рекомендации