Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Крона» в полном объеме сдает согласно российскому законодательству формы бухгалтерской и налоговой отчетности, статистической по мере необходимости, а также своевременно оплачивает налоги и взносы во внебюджетные фонды, согласно законодательству России.
В таблице 9 проведен анализ экономических показателей хозяйственной деятельности общества за период с мая 2014 по 2015 годы. Оценка проведена на основании данных Отчета о прибылях и убытках, форма № 2 бухгалтерской отчетности.
Таблица 10.
Анализ динамики показателей финансовых результатов
ООО «Крона» за 2014-2015гг.
тыс. руб.
Показатели | 2015 к 2014 | |||
+ / - | % | |||
Выручка от продажи товаров | ||||
Себестоимость продукции | 140,2 | |||
Валовая прибыль | 381,1 | |||
Прочие операционные доходы | 614,8 | |||
Прочие операционные расходы | 863,8 | |||
Прибыль до налогообложения | 356,3 | |||
Налог на прибыль | ||||
Чистая прибыль | 358,2 |
Выручка от продажи товаров в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 44% или 51846 тыс. руб., себестоимость продаж при этом увеличилась примерно на столько же, то есть на 40,2%.
При этом валовая прибыль в 2015 году выросла на 281,1% и ее прирост составил почти 5,5 миллионов рублей, что говорит о росте продаж, что естественно, так как в 2014 году фирма только создалась, и поэтому продаж было мало.
Из всего анализа можно сделать вывод, что в 2015 году хозяйственная деятельность ООО «Крона» более устойчива. Наблюдается повышение всех показателей эффективности производства.
Для определения показателей рентабельности и эффективности хозяйственной и финансовой деятельности проведен анализ рентабельности основных показателей ООО «Крона» в динамике.
Анализ рентабельности позволяет выявить качество получаемой прибыли на предприятии и факторы, которые оказывают влияние на изменение прибыли в динамике.
Рентабельность – один из самых качественных показателей прибыльности предприятия в анализе хозяйственно-экономической деятельности предприятия.
В таблице 11 проведен расчет показателей рентабельности экономической и хозяйственной деятельности, оценка и анализ, а также расчет рентабельности собственного капитала, расчет и анализ рентабельности продаж и продукции.
Коэффициенты рентабельности активов, оборотных активов и продаж имеют одинаковую тенденцию изменения: увеличение их в 2015 году. Рентабельность активов и оборотных активов имеют изменения в сторону увеличения: 67,2% и 12% по оборотным активам. Отсюда можно сделать вывод, что на складе предприятия слишком много товара и в конце 2015 года произошло затаривание.
Финансовая рентабельность организации характеризует эффективность инвестиций и капитальных вложений.
Показатель финансовой рентабельности в теории экономики определяют как коэффициент рентабельности (прибыльности) активов предприятия равен отношению суммы чистой прибыли к сумме среднегодовой величины собственных активов.
Таблица 11
Анализ рентабельности финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Крона»
Наименование показателей | Изменения 2015 к 2014, % | ||
Чистая прибыль, тыс. руб. | 358,2 | ||
Рентабельность хозяйственной деятельности | |||
Среднегодовая стоимость оборотных активов | 212,6 | ||
Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, т.р. | 318,7 | ||
Рентабельность активов, % | 5,5 | 9,2 | 167,2 |
Рентабельность оборотных активов, % | 12,5 | 112,0 | |
Финансовая рентабельность | |||
Собственный капитал, тыс. руб. | 455,7 | ||
Рентабельность собственного капитала, % | 99,3 | 78,0 | 78,5 |
Рентабельность продукции и продаж | |||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 144,2 | ||
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 140,2 | ||
Рентабельность продукции, % | 1,2 | 3,0 | |
Рентабельность продаж, % | 1,2 | 3,1 | 258,3 |
Из расчетов коэффициента финансовой рентабельности предприятия, видно:
- собственный капитал в 2015 году вырос на 355,7% или на 5144 тысячи рублей;
- чистая прибыль увеличилась на 258,2% или на 3708 тыс. руб.
Коэффициент финансовой рентабельности собственного капитала уменьшился на 21,3%, что говорит о низком уровне использования собственного капитала для развития фирмы.
Показателем эффективности основной деятельности организации по производству и реализации услуг или товаров является коэффициент рентабельности (прибыльности), который вычисляют отношением суммы чистой прибыли к сумме полной себестоимости продукции, услуг. Для контролирования изменений в политике ценообразования вычисляют показатель рентабельности продаж, который вычисляется отношением чистой прибыли организации (после выплаты налогов) к сумме выручки от продаж.
Из данных таблицы 11 видно, что все показатели себестоимости и выручки от реализации услуг и товаров увеличиваются в 2015 году на 44%.
Параллельно с выручкой и растет себестоимость продаж (40%).
Коэффициенты рентабельности продукции и продаж не высокие и имеют примерно одинаковую тенденцию изменений в динамике за исследуемый период.
Для внедрения и оптимизации кредитной политики необходимо проводить анализ дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности можно провести в следующей последовательности:
· анализ состава и структуры дебиторской задолженности по покупателями заказчикам;
· анализ состояния дебиторской задолженности по срокам образования;
· расчет показателей оборачиваемости;
· расчет доли дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов;
· оценка соотношения темпов роста дебиторской задолженности с темпами выручки от продаж;
· анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.
Состав, структура и динамика задолженности покупателей и заказчиков представлены в таблице 12.
Таблица 12
Анализ состава, структуры и динамики
дебиторской задолженности
Наименование контрагента | На конец 2014г. | На конец 2015г. | Темп прироста | ||
тыс. руб. | % | тыс.руб. | % | 2015 к 2014 | |
Расчеты с покупателями и заказчиками, в т.ч | 100,0 | 100,0 | +829/7% | ||
Премьер-Инвестстрой | 0,15 | 4,02 | +485/29,5% | ||
АвтоВАЗ | - | - | 4,77 | +595/100% | |
Нептун | 0,94 | 0,87 | - | ||
Профуниверсал С | 3,11 | 2,32 | -72/20% | ||
Сантехпласт | 1,21 | 1,17 | +5/3,5% | ||
СнатМаркет | 1,23 | 2,16 | +127/12% | ||
Спецремстрой | 0,49 | 8,84 | +1047/1836% | ||
Стройресурс | 5,23 | 18,3 | +1680/274% | ||
Тепловые системы | 0,38 | 18,74 | +2296/5218% | ||
Эвис | - | - | 3,5 | +437/100% | |
Электрощит – ТМ | 0,09 | 1,38 | +162/1472% | ||
Прочие покупатели и заказчики | 87,17 | 33,93 | -5926/58% |
В структуре задолженности компании, компания ООО «Нептун» имеет просроченную задолженность более 12 месяцев, но в общей структуре дебиторской задолженности она составляет менее 1% и в 2014 году, и в 2015 году.
В 2014 году дебиторская задолженность образовалась небольшими суммами почти по всем контрагентам в диапазоне от 0,5 до 3%.
Только одна компания в 2014 году имеет дебиторскую задолженность на конец года в размере 5,23% от общей суммы задолженности. Такие незначительные показатели дебиторской задолженности в 2014 году объясняются началом работы ООО «Крона».
В 2015 году структура дебиторской задолженности совсем иная – уже больше предприятий имеет дебиторскую задолженность от общей суммы в размере до 5%, и есть два предприятия, которые имеют на конец 2015 года в структуре более 18%.
Прочие покупатели и заказчики (их более 1000) в среднем имеют дебиторскую задолженность от общей суммы до 5%, в 2015 году – до 2%.
Наибольший удельный вес в общей величине задолженности покупателей и заказчиков составляет задолженность ООО «Тепловые системы», уделенный вес на конец 2015 года – 18,74%. Задолженность по сравнению с 2014 годом выросла на 2296 тыс.руб.
Для более углубленного анализа составим свободную таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования, см. таблица 13.
Регулярное составление такой таблицы позволяет представить четкую картину состояния расчетов с дебиторами и выявить просроченную дебиторскую задолженность.
Данные таблицы 13 показывают, что основную часть дебиторской задолженности составляет задолженность в интервале до 30 и до 60 дней, в том числе доля задолженности со сроком образования до 30 дней 29,3%; от 31 до 60 дней – 30,2%.
Более пристального внимания заслуживает задолженность компании ООО «Нептун», ООО «Спецремстрой» и ООО «Стройресурс», у которых дебиторская задолженность более 181 дня и соответственно относится к просроченной дебиторской задолженности.
Также следует обратить внимание на просроченную задолженность Прочих покупателей и заказчиков в размере 5552 тыс. рублей, т.к. наличие задолженности со сроком образования более 30 дней не предусмотрено условиями договоров.
Таблица 13
Анализ дебиторской задолженности
по срокам образования за 2015г.
Наименование контрагента | На конец 2015г. | В том числе по срокам образования, тыс.руб | ||||
Тыс.руб | % | От 0 до 30 дней | От 31 до 60 дней | От 61 до 180 дней | Свыше 181 дня | |
Нептун | - | - | - | |||
Премьер-Инвестстрой | - | |||||
Спецремстрой | - | - | - | |||
Стройресурс | ||||||
Тепловые системы | - | - | ||||
АвтоВАЗ | - | - | - | |||
Прочие покупатели и заказчики | ||||||
Задолженность покупателей и заказчиков, всего | ||||||
В % к общей сумме задолженности покупателей | 29,3 | 30,2 | 22,5 |
Все приведенные предприятия имеют проблемную задолженность, что говорит о нарушении покупателями платежной дисциплины и невнимании со стороны администрации и менеджеров ООО «Крона» к данной ситуации.
В процессе анализа дебиторской задолженности рассчитывают и оценивают показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, которые характеризуют число оборотов долга в течение анализируемого периода, а также среднюю продолжительность одного оборота, см. таблица 14.
Таблица 14.
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности
Показатель | Ед. изм. | Изменение | ||
2015/2014 | ||||
Сумма дебиторской задолженности | тыс. руб. | +829 | ||
Число дней в периоде | день | - | ||
Выручка за период | тыс. руб. | +51846 | ||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | - | 10,1 | 13,5 | +3,4 |
Длительность оборота дебиторской задолженности, Доб | день | -9 | ||
Средняя однодневная выручка, Обдн | тыс. руб. | 325,7 | 469,7 | +144 |
Высвобождение (привлечение) средств, ΔДоб * Обдн | - | - | - | -1296 |
Длительность оборота дебиторской задолженности в анализируемых периодах сократилась, что говорит о снижении срока погашения дебиторской задолженности и может оцениваться положительно, поскольку ведет к высвобождению денежных средств из оборота.
Относительная экономия денежных средств за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности в 2015г. составила 1296 тыс. руб.
Рассмотрим соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в таблице 15.
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, какая величина дебиторской задолженности приходится на 1 рубль кредиторской задолженности. Рекомендуемое минимальное значение - 1.
Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей должны быть сопоставимы, а в идеале они должны быть равны.
Таблица 15.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Показатель | На конец 2014г. | На конец 2015г. |
1. Дебиторская задолженность краткосрочная, всего, тыс. руб. | ||
2. Кредиторская задолженность краткосрочная, всего, тыс. руб. | ||
3. Отклонение , тыс. руб. (стр. 1 - стр. 2) | ||
4. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (стр. 1 / стр. 2) | 0,52 | 0,26 |
В ООО «Крона» наблюдается значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, что создает угрозу финансовой устойчивости фирмы. То есть своих оборотных средств на предприятии не хватает и требуется привлеченный капитал.
Выводы по главе 2.1.
ООО «Крона» работает на рынке трубопроводной продукции чуть более полутора лет и уже зарекомендовала себя, как надежного партнера и поставщика.
Не смотря на малый срок деятельности, финансовая устойчивость предприятия нормальная, хотя на предприятии не эффективно используют собственные средства и совершенно не используют рычаги и методы увеличения товарооборота, посредством применения кредитной политики.
По показателям рентабельности собственного капитала, рентабельности продукции и продаж можно сделать основной вывод – фирма ещё не вышла на тот уровень развития, который могла бы достичь.
Это связано с тем, что на предприятии нет отдела маркетинга и рекламы и соответственно специалистов по продвижению товаров и услуг, а также не эффективно работает кредитная система на предприятии.
Главный приоритет в работе ООО «Крона» – это внимательно-профессиональное отношение к каждому покупателю. Все предприятия-покупатели, приобретают в ООО «Крона» надежного партнера с высоким инженерно-технологическим потенциалом.
Формирование и сохранение взаимовыгодных и долговременных отношений с клиентами происходит с помощью такого метода продвижения и распределения, как личные или персональные продажи. Этот вид продвижения успешен и зарекомендовал себя при сделках купли-продажи, особенно на деловом рынке, где в основном и действуют оптовые торговые предприятия. В условиях конкуренции они стремятся создавать лояльных клиентов, поэтому все более активно используются личные продажи.
Поэтому для увеличения оптового товарооборота перед компанией ставится задача разработки эффективной стратегии управления личными продажами, направленной на достижение конкурентных преимуществ, увеличение своего присутствия на рынке и обеспечение высокой прибыли на долгосрочной основе.