Понятие естественной монополии
"Естественная монополия" означает особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
Из этого определения видно, что естественная монополия представляет собой в бульшей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Естественной монополии присущ "эффект масштаба", который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства. Нецелесообразно, скажем, иметь сеть параллельных газопроводов, принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам, поскольку затраты на их строительство и дальнейшую эксплуатацию настолько велики, что в условиях конкурентной борьбы будут расти издержки и, соответственно, цены на услуги по транспортировке газа. Такая ситуация не отвечает интересам и хозяйствующих субъектов, и потребителей оказываемых ими услуг.
"Естественная монополия" характеризуется также неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же естественной монополии спрос "неэластичен", т.е. практически не зависит от увеличения цены. "Неэластичный" спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара - маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.
Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, в газовой отрасли естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация. В электроэнергетике естественной монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.
Субъектами естественной монополии (или естественными монополистами) являются юридические лица, занятые производством или реализацией товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главным критерием для признания организации естественным монополистом считается именно осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником "сетей" (линий электропередач, трубопроводов и т.п.). Законодательство не содержит и специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" в качестве субъектов государственного регулирования называются коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, можно сделать вывод, что естественными монополистами могут быть любые юридические лица.
В законодательстве о естественных монополиях широко используется термин "потребители". К ним относятся любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Нужно учесть, что понятие "потребитель" здесь используется в широком смысле; оно не совпадает с трактовкой, установленной в гражданском законодательстве, в частности в Законе о защите прав потребителей.
Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный контроль в этой сфере направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности реализуемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.