Структура системы социального партнерства
Элементы | Основное предназначение |
1. Цель системы. 2. Пути движения к компромиссу (социальному согласию). 3. Методы партнер-ских отношений в сфере труда. 4. Этапы систем-ного воздействия на социально-трудовые отношения. 5. Уровни регули-рования социально-трудовых отношений. 6. Меры влияния на партнеров по тру-довому процессу. 7. Ожидаемые резу-льтаты партнер-ских отношений. 8. Виды контроля выполнения обяза-тельств сторон. 9. Способы воздей-ствия для достиже-ния компромисса. 10. Механизм реа-лизации социаль-ного партнерства. | Устранение (минимизация) материального и морального ущерба от возможных социальных потрясений (социальных взрывов). Обмен опытом социально-трудовых отношений и выработка общих подходов к снижению социального напряжения, использование Рекомендаций Международной организации труда по совершенствованию национального трудового законодательства. Ведение переговоров, взаимное изучение и анализ требований сторон, поиск возможностей достижения разумной умеренности или снижения этих требований, взаимоприемлемые уступки, заключение долгосрочных обязательств и контроль их исполнения. Формирование научных принципов социального партнерства, ратификация Конвенций МОТ, следование Рекомендациям МОТ, международный контроль соблюдения трудового законодательства, политические и экономические санкции к странам-изгоям, использование миротворческих сил (голубых касок). Обобщение и распространение опыта развитых стран мира на международном уровне, формирование цивилизованного национального трудового законодательства; учет территориальных (региональных) особенностей, отраслевое (тарифное) регулирование условий и оплаты труда. Обоснованность требований сторон, умеренность требований, привлечение независимых посредников (третейских судей), апелляция к общественности, принуждение к сотрудничеству. Взаимное понимание и учет интересов сторон, соглашения и долгосрочные обязательства, согласование противоречий и разрешение социально-трудовых споров. Международный контроль, влияние гражданского общества, инс-пекция труда, трехсторонняя комиссия по разрешению социально-трудовых споров, другие комиссии, правоохранительные органы. Формирование требований сторон, предъявление ультиматума при нежелании идти на уступки, предупреждение о возможности проведения силовых акций протеста, руководство акциями протеста. Выделение полномочных представителей, ведение переговоров, согласование противоречий, соглашения; арбитражные органы, правоохранительные функции, силовое давление. |
Мировое сообщество пришло к закономерному выводу о целесообразности применения превентивных мер предупреждения конфронтации социальных групп общества по сравнению с ликвидацией последствий социальных потрясений. Для этого сформировало специальный коллективный орган – Международную организацию труда, которая выработала систему и соответствующие механизмы реализации социального партнерства.
Направлениями движения к компромиссу (социальному согласию) в обществе предложены оправдавшие себя в развитых странах мира обмен опытом социально-трудовых отношений и выработка общих подходов к снижению социального напряжения, рекомендации по совершенствованию трудового законодательства.
Методами партнерских отношений в сфере труда признаны ведение переговоров работодателей с представителями наемных работников как основного способа достижения социального компромисса на всех этапах социально-трудовых отношений. Предметом переговоров могут стать взаимное изучение и анализ требований сторон социально-трудового процесса, поиск возможностей достижения разумной умеренности или снижения этих требований, варианты взаимоприемлемых уступок.
Этапами системного воздействия на требования сторон предложены выработка научных принципов социального партнерства, принятие обязательств путем ратификации Конвенций МОТ, добровольное использование Рекомендаций МОТ, международный контроль, политические и экономические санкции, использование миротворческих сил (голубых касок), принуждение к миру при возникновении конфликтных ситуаций.
Научной основой социально-трудовых отношений служат коллективно выработанные принципы социального партнерства в условиях рыночной экономики. В соответствии с принципами социального партнерства регулирование социально-трудовых отношений должно последовательно осуществляться на многочисленных уровнях, начиная от государственных структур до уровня каждого индивида, который также может и должен отстаивать свои законные интересы в сфере труда.
Уровни регулирования социально-трудовых отношений, согласно рекомендациям Международной организации труда, должны охватывать всю цепочку от высших государственных органов до каждого отдельного индивида и выполнять определенные функции. Обобщение и распространение опыта развитых стран мира на международном уровне способствуют формированию цивилизованного национального трудового законодательства, а учет территориальных (региональных), отраслевых, местных и индивидуальных особенностей труда позволяет согласовать конкретные условия и уровень оплаты, а также необходимые социальные гарантии, обеспечивающие социальное согласие.
Мерами влияния на партнеров по трудовому процессу, согласно международному опыту, могут стать повышение обоснованности требований сторон, постепенное взаимное снижение требований до умеренного уровня, привлечение независимых посредников (третейских судей). При необходимости могут применяться апелляция к общественному мнению, принуждение к сотрудничеству при нежелании считаться с интересами партнеров и с мнением посредников проведением разрешенных законом силовых акций протеста.
Ожидаемые результаты партнерских отношений сводятся к взаимному пониманию и учету интересов сторон трудового процесса, заключению взаимоприемлемых соглашений и долгосрочных обязательств, созданию постоянно действующих органов для согласования возможных противоречий и разрешения социально-трудовых споров.
Виды контроля выполнения обязательств сторон могут включать наблюдение за соблюдением принятых обязательств со стороны мирового сообщества и гражданского общества внутри страны, деятельность работников инспекции труда, формирование трехсторонней комиссии по разрешению социально-трудовых споров, создание специальных комиссий на предприятиях, деятельность правоохранительных органов.
Способы воздействия на партнеров по трудовому процессу включают формирование и своевременное доведение требований сторон, предъявление ультиматума при нежелании идти на уступки, предупреждение о возможности проведения силовых акций протеста, руководство акциями протеста.
Механизм реализации социального партнерства предполагает проведение ряда последовательных действий: выделение полномочных представителей, представляющих интересы социальных групп общества; ведение переговорного процесса для изучения условий сторон и поиска компромиссных вариантов решений; последовательное заключение взаимоприемлемых долгосрочных соглашений; создание контрольных и арбитражных органов для слежения и принятия мер; использование правоохранительных функций; выработка мер силового давления на администрацию предприятий и органы власти при невозможности или нежелании идти на уступки.
Мероприятия по реализации социального партнерства (Табл. 18.2) охватывают, прежде всего, унификацию национального трудового законодательства с признанными международными нормами, заключение долгосрочных социально-трудовых соглашений на различных уровнях. В каждом из них осуществляется учет специфических особенностей условий, оплаты труда и социальных гарантий. На федеральном уровне долгосрочные соглашения охватывают глобальные проблемы, характерные в каждый конкретный период времени для всей страны, а также отраслевые (тарифные) соглашения, учитывающие специфику труда, особенно безопасность и охрану труда, а также соответствующие им социальные гарантии в отрасли.
На региональном (территориальном) уровне соглашения учитывают влияние природно-климатических условий, наличие ресурсов и уровень социально-экономического развития, что особенно важно при обширной территории нашей страны.
На уровне конкретного предприятия соглашения принимают форму коллективного договора трудового коллектива с администрацией с отражением особенностей условий и оплаты труда, других социальных гарантий. Каждый работник заключает соглашение в виде трудового договора с работодателем.
Таблица 18.2.
Содержание мероприятий системы социального партнерства
Направления работы | Содержание действий | Основные документы |
1. Унификация социально-трудовых отношений и освоение международного опыта. 2. Соглашения в сфере труда и занятости населения. 3. Коллективные трудовые соглашения. 4. Индивидуальные трудо-вые соглашения. 5. Разрешение социально-трудовых конфликтов. | Создание Международной организации труда. Ратификация Конвенций. Международный контроль. Разработка, согласование и заключение долгосрочных соглашений в сфере труда и занятости населения. Отражение особенностей социальных гарантий наемных работников применительно к условиям отдельного предприятия. Заключение индивидуального трудового соглашения между наемным работником и работодателем. Формирование трехсто-ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. | Конвенции МОТ. Рекомендации МОТ. Указы Президента РФ. Законы субъектов РФ. Генеральные соглашения; отраслевые (тарифные) соглашения; региональные (территориальные) трех-сторонние соглашения. Коллективный договор между трудовым коллек-тивом и администрацией предприятия. Трудовой договор (контракт). Договор подряда. Состав и задачи трех-сторонних комиссий с равным представительством сторон. |
Кроме того, согласно рекомендациям Международной организации труда в каждой стране – участнице организации должны быть созданы трехсторонние комиссии для разрешения социально-трудовых споров с равным представительством от профессиональных союзов, собственников основных средств и органов власти, что гарантирует объективность их работы.