Глава 9. Функции социального менеджмента
Природа и состав функций
Деятельность любой организации нуждается в управленческих воздействиях со стороны их руководителей в связи с коллективным характером труда, необходимостью принятия управленческих решений и доведения задач исполнителям, согласования действий подразделений и отдельных работников для достижения поставленной цели, а также ограниченностью ресурсов и требованиями их эффективного использования.
Качество управленческих воздействий принято оценивать по конечному результату - достижению максимального экономического и (или) социального эффекта от используемых ресурсов. В то же время оцениваются совокупные затраты на выполнение поставленных задач, так как достижение поставленных целей любыми средствами допустимо только в экстремальных ситуациях.
Следовательно, получаемый эффект и затраты могут служить частными показателями оценки результатов деятельности как бюджетной организации, так и коммерческой компании, а также качества управления. В то же время соотношение получаемого эффекта и затрат на его достижение обычно применяется в качестве обобщенного критерия эффективности-, который может выражаться в долях единицы или в процентах, обычно служит основанием для сравнения того или иного варианта управленческого решения.
Показатели эффекта и затрат по своей природе противоречивы, так как практически невозможно одновременно получить максимальный эффект и снизить до минимума затраты. Таким образом, расчет обобщенного критерия эффективности деятельности представляет собой многокритериальную задачу, которая математически не имеет однозначного решения. Поэтому руководитель, как правило, выбирает один частный показатель в качестве критерия эффективности, а второй показатель принимает за ограничение.
В частности, качество управления бюджетной организацией обычно оценивается по критерию получения максимального экономического (социального) эффекта от использования выделяемых целевых ограниченных ресурсов, что требует рационального их использования по прямому назначению. При этом качество продукции, работ и услуг бюджетной организации регламентируется органами управления (учредителями) в виде социальных стандартов.
Рыночные отношения вносят существенные особенности в управленческий процесс, так как предоставляют руководящему составу коммерческих компаний широкую свободу выбора целей на рынке и способов их достижения в условиях изменчивости внутренней и внешней среды.
Так руководители коммерческих компаний с учетом результатов анализа рыночного спроса и предложения, уровня конкуренции на рынке, имеющихся собственных ресурсов и доступных заемных средств самостоятельно выбирают виды деятельности и требуемые вложения для их реализации. В условиях рыночной конкурентной среды они вынуждены ориентироваться на соотношение показателей "качество-цена" своей продукции, работ и услуг в целях получения конкурентного преимущества на рынке.
Эффективность деятельности коммерческих компаний на рынке может оцениваться частными показателями экономического (реже социального) эффекта и издержек (затрат) на его достижение, а также обобщенным критерием их соотношения в виде рентабельности отдельных видов деятельности.
При этом рентабельность отдельных видов деятельности может существенно различаться, а в частных случаях, особенно при внедрении нового товара на рынок, она временно может иметь даже отрицательное значение, так как недостаточно выгодная или даже убыточная деятельность сейчас может быть высокорентабельной в будущем. Обобщенный критерий эффективности коммерческой компании на рынке в целом характеризует прибыльность или убыточность ее деятельности.
При этом разность суммарных доходов "Д" и затрат "З" составляет прибыль "П", то есть:
П = Д - З, руб....................................................................(9.1)
В свою очередь экономическая эффективность Эф определяется по соотношению:
П Д - З
Эф = ----- = ------- , дол. ед. ...............................................(9.2)
З З
Поведение коммерческих компаний на рынке налагает существенный отпечаток на роль и процедуры управления, которые приобретает характер менеджмента в виду предоставления широкой свободы выбора и особой ответственности за результаты деятельности. В условиях непредсказуемой рыночной среды деятельность руководства коммерческих компаниях требуется начинать с прогнозирования ситуации на рынке и выбора руководством вида (видов) деятельности, а также выгодной (рациональной) маркетинговой товарной, ассортиментной и ценовой политики.
Решающим этапом работы руководителей коммерческих компаний становится принятие управленческих решений, в которых определяется - чем заниматься и какие средства для этого использовать. Для сравнения подобные проблемы применительно к бюджетным организациям, в частности прогнозирование социального спроса населения и принятия решений по распределению бюджетных средств на тот или иной вид социальных услуг, решают органы государственной (муниципальной) власти и местного самоуправления, они же доводят задания до исполнителей.
Как показывает накопленный зарубежный опыт дальнейшие управленческие процедуры после получения или самостоятельного определения объема работ и распределения ресурсов для их выполнения как в бюджетных организациях, так и в коммерческих компаниях существенно не различаются, что дает основание для научного обоснования единых или обобщенных процедур управления (менеджмента).
Известно, что в результате научного подхода к процессу управленческого труда в условиях рыночных отношений еще в конце ХIХ - начале ХХ века выявлена необходимость отделения управленческих действий как обдумывания и планирования от фактического выполнения работ и признания управления как самостоятельной области деятельности и специальности.
Анализ содержания процесса управленческого труда в начале ХХ века позволил обосновать условное его разделение на определенные составляющие – функции. На практике управленческий труд опытного руководителя весьма сложно расчленить на этапы, а тем более установить какую-либо строгую последовательность функций. Этим можно объяснить наличие самых разных подходов к составу и классификации функций управления (менеджмента).
Однако единая природа функций очевидна, а различные взгляды на их количество, сущность и взаимосвязь лишь подчеркивают многообразие социально-экономических процессов. При этом ученые и руководители-практики в сфере производства убедились, что достижения в науке и технике могут успешно применяться для достижения целей коллективного труда.
Значительный вклад в развитие управления как науки внес Анри Файоль - основатель административной (классической) школы управления, который предложил применять процессный подход к управленческому труду как последовательность определенных функций, а также универсальные научные принципы управления.
При разработке основ научного управления он намеренно использовал термин "администирование", который был традиционным для западноевропейской практики, вместо привычного в то время американского термина "менеджмент" в условиях фактического невмешательства государства в экономическую деятельность.
По его взглядам администирование включает две части: первая часть связана с пониманием функций управления, вторая – с пониманием научных принципов управления. Функции управления определяют сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца, они отвечает на вопрос, что делает руководитель. Научные принципы напротив отвечают на вопрос, как руководитель делает это.
Управление А. Файолем предлагалось понимать как универсальный процесс в составе шести функций [55, с. 22], к которым он считал необходимым относить предвидение, планирование, организацию, мотивацию, координирование и контроль.
Согласно основ американского менеджмента [39, с. 72] процесс управления состоит из четырех основных взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые образуют циклический взаимосвязанный процесс, базирующийся на прямой и обратной связи субъекта и объекта управления.
Связи между основными функциями менеджмента обеспечивают коммуникации (вертикальные и горизонтальные) и принятие управленческих решений. Поэтому эти функции относят к связующим, однако это не означает, что их следует считать второстепенными.
В рыночных условиях коммуникации как средство социального взаимодействия и способ передачи информации приобретают решающее значение на всех этапах работы менеджера, включая принятие решения, планирование, организацию или контроль. Коммуникации обеспечивают качество принимаемых решений и разрабатываемых планов, оперативность действий по организации работ и контролю за их ходом.
Выделение четырех основных функций менеджмента и двух связующих функций отражает социальный характер целенаправленного коллективного труда. По своей природе основные функции менеджмента закономерно последовательны как по звеньям управления (сверху - вниз), так и по содержанию действий менеджера (план – система - побуждение - анализ).
Каждая из основных функций обладает своими внутренними закономерностями, однако в достаточной степени находится в зависимости от предшествующей функции или звена управления и предназначена для ее реализации, а иногда и для уточнения с учетом складывающейся обстановки.
Взаимосвязь основных функций менеджмента проявляется также в общем критерии эффективности по конечному результату деятельности трудового коллектива. Правомерность оценки функций по единому критерию объясняется возможностью компенсировать недостатки планирования качественной организацией труда, пробелы в организации устранить за счет инициативы подчиненных при достаточной степени их мотивации, а отклонения от цели своевременно обнаружить при надлежащем контроле и уточнить первоначальный план или же разработать новый более лучший план.
Следует подчеркнуть, что реализация функций в бюджетных организациях и коммерческих компаниях существенно различаются по содержанию и продолжительности периодов управленческих воздействий. В частности, руководители бюджетных организаций получают производственные задания на выполнение социального заказа и необходимые ресурсы от государственных (муниципальных) органов управления или местного самоуправления, как правило, на календарный год.
Кроме того, они могут быть ориентированы органами власти об объемах предстоящих социальных заказов и особенностях их выполнения на будущие периоды, особенно если это связано с капитальными вложениями по перспективам технического оснащения и развития бюджетных организаций.
Руководство коммерческих компаний самостоятельно определяет себе производственную программу и требуемые ресурсы для ее реализации на календарный год и прогнозируют свою деятельность на перспективу с учетом возможных изменений рыночной конъюнктуры. Поэтому разработка и принятие решений в комплексе функций менеджмента становятся более весомыми в связи с возрастающей ценой возможной ошибки в условиях неопределенности и рыночного риска, а также необходимостью прогнозирования долгосрочных экономических и социальных последствий альтернативных вариантов деятельности коммерческих компаний.
Бюджетные организации осуществляют свою деятельность под оперативным контролем и корректирующими воздействиями органов власти, которые могут вносить изменения как в объем выполняемых работ, в приоритетность их выполнения, а также и в выделяемые ресурсы. Для своевременной реакции на возможные изменения социально-экономической ситуации органы власти в своем распоряжении обычно содержат централизованный резерв сил и средств.
Коммерческие компании вынуждены самостоятельно определять свои цели на рынке, виды и масштабы деятельности, требуемые для этого ресурсы, решать свои проблемы с рыночными партнерами в порядке взаимодействия, в том числе по осуществлению процессов снабжения и сбыта продукции, оказания различных услуг, а также резервировать часть ресурсов для реагирования на изменения ситуации на рынке.