Принципы социального менеджмента

Принципы Сущность и содержание
1. Разделение и специализация труда.   2. Рациональная централизация и децентрализация управления.   3. Сочетание единоначалия и коллегиальности.   4. Соблюдение нормы управляемости.     5. Дисциплина и санкции.     6. Лидерство руководителя.     7. Авторитетное и компетентное руко-водство.   8. Делегирование полномочий и ответ-ственности.     9. Рациональное сочетание интересов.     10. Социальная ответ-ственность бизнеса.   11. Вознаграждение за достигнутые резуль-таты.     12. Социальное партнерство в сфере труда.   13. Социальная справедливость.   14. Единство слова и дела.   Выделение отдельных операций в общем процессе труда, возможность быстрого обучения работников и получения синергетического эффекта от дополнения их личных качеств. В условиях роста квалификации целесообразно использовать принцип универсальности работников в комплексной бригаде. Концентрация ресурсов для достижения главных задач в условиях динамичной рыночной среды, сохранение резерва сил и средств, поощрение инициативы и творчества подчиненных, выращивание руководящего состава в составе трудового коллектива. Каждый работник подчиняется только своему непосредственному начальнику. При выработке решения целесообразно использование коллективного интеллекта путем заслушивания предложений. Решения принимает руководитель единолично и несет персональную ответственность за результаты труда. Подчинение одному руководителю ограниченного числа сотрудников или количества подразделений в соответствии с его физическими и эмоциональными нагрузками, а также для обеспечения качества управления. Признание и добровольное выполнение установленных правил взаимоотношений между руководителями, подчиненными и клиентами, применение санкций, строгость которых адекватна отклонениям в процессе труда. Использование харизматических качеств личности и (или) накопленных поведенческих навыков для способности стать не только формальным руководителем, но и создать команду для достижения целей на рынке. Создание команды руководителей и специалистов, пользую-щихся доверием трудового коллектива и способных обеспечить эффективное использование ресурсов для достижения целей в рыночной конкурентной среде. Привлечение подчиненных к управлению передачей части полномочий и права распоряжаться ресурсами, воспитание их ответственности, выращивание руководящего состава в составе трудового коллектива, освобождение высшего руководства от выполнения задач второстепенного характера. Приоритет общественных интересов над индивидуальными и групповыми, снижение рыночного эгоизма без подавления инициативы личности, противодействие иждивенческим настроениям в трудовом коллективе и обществе. Предоставление рыночных свобод при условии социальной ответственности коммерческих компаний перед своими работниками, потребителями и обществом в целом. Достойная оплата труда в соответствии с количеством и качеством продукции, работ и услуг, применение комплекса материальных и моральных стимулов с учетом инновационного характера труда и разумного рыночного риска, использование внутреннего побуждения творческих личностей. Сотрудничество наемных работников и работодателей как партнеров по трудовому процессу на основе переговоров и долгосрочных обязательств, а при необходимость и применения государством правоохранительных функций.. Применение методов государственного регулирования рыночных отношений в целях снижения неоправданного социального расслоения населения. Обещания должны быть осторожными, уверенными и обеспечены ресурсами, принятые решения и обязательства требуется обязательно выполнять.


Однако разделение и специализация труда имеет свои пределы, так как оказывает влияние на поведение работников и удовлетворенность человека трудом. Поэтому в тех случаях, когда пока не удается автоматизировать производство успешно применяется бригадный способ организации труда, открывающий возможность реализации коллективистских тенденций, включая возможность общения и взаимозаменяемость работников, снижения утомляемости и проявления творческого отношения к труду.

Принцип разделения и специализации труда особо важен при тяжелых условиях и низкой квалификации рабочей силы. При росте образовательного, профессионального и культурного уровня населения все более находит применение принцип универсальности работников путем освоения смежных профессий и взаимозаменяемости работников при бригадной форме труда, что весьма успешно применяется в японских фирмах.

Ограниченность ресурсов вынуждает руководство коммерческих компаний выбирать рациональную степень централизации и децентрализации управления для достижения целей деятельности в условиях динамики изменения рыночной ситуации. Централизация предоставляет возможность концентрации ресурсов на достижении главных задач и сохранения резерва сил и средств в распоряжении старшего начальника для своевременной реакции на изменения рыночной среды.

В то же время децентрализация управления способствует поощрению инициативы руководителей подразделений при выполнении своих задач и приближению принятия решений к местам их реализации с учетом реальной ситуации, а также дает возможность выращивания руководящего состава в составе трудового коллектива.

Согласно принципу единоначалия каждый работник должен подчиняться только одному своему непосредственному начальнику, получать от него распоряжения и нести перед ним ответственность за результаты труда. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности означает коллективную выработку управленческих решений с использованием коллективного интеллекта путем учета предложений всех руководителей и специалистов. В тоже время только руководитель имеет право и обязанность единолично принимать решения и в полной мере персонально отвечать за результаты деятельности на рынке.

Для каждого руководителя должны устанавливаться нормы управляемости с учетом нормальных его физических и эмоциональных нагрузок. Соблюдение норм управляемости выражается в ограничении числа непосредственно подчиненных работников или количества подчиненных подразделений, чтобы их избыток не отражался на качестве управления.

Принцип дисциплины и применения санкций предполагает признание и добровольное выполнение установленных правил взаимоотношений между руководителями, подчиненными и клиентами, применение санкций, строгость которых должна быть адекватна отклонениям в процессе труда.

Наиболее успешными являются руководители - лидеры. Принцип лидерства руководителя означает использование харизматических качеств личности и (или) накопленных поведенческих навыков для способности стать не только формальным руководителем, но также сформировать команду и повести за собой подчиненных как последователей для достижения целей на рынке.

Принцип авторитетного и компетентного руководства означает создание команды опытных руководителей и квалифицированных специалистов, пользующихся доверием всего трудового коллектива и способных обеспечить эффективное использование ресурсов для достижения целей коммерческой компании в рыночной конкурентной среде.

Эффективность управления во многом зависит от применения принципа делегирования полномочий и ответственности. Делегирование полномочий "сверху вниз" означает привлечение подчиненных к управлению с передачей им части полномочий и права распоряжаться ресурсами, что освобождает высшее руководство от выполнения текущих, чаще всего рутинных задач второстепенного характера. Путем делегирования полномочий может осуществляться воспитание ответственности и тем самым выращивание руководящего состава в составе трудового коллектива.

Принцип рационального сочетания интересов в рыночной среде предполагает приоритет общественных интересов над индивидуальными и групповыми, снижение рыночного эгоизма без подавления инициативы личности, противодействие иждивенческим настроениям в трудовом коллективе и обществе в целом. Рыночные механизмы должны быть направлены не только на получение прибыли коммерческими компаниями, но и на достижение благополучия граждан за счет социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Рыночные свободы оправданы при условии соблюдения принципа социальной ответственности коммерческих структур (бизнеса) перед своими работниками, потребителями и обществом в целом. Социальная ответственность подразделяется на обязательную (юридическую) ответственность в соответствии с действующим законодательством и добровольную социальную ответственность в надежде на получение конкурентного преимущества коммерческих компаний в будущем.

Принцип вознаграждения за достигнутые результаты реализуется достойной оплатой труда в соответствии с количеством и качеством продукции, работ и услуг, а также применением руководством комплекса материальных и моральных стимулов с учетом инновационного характера труда и разумного рыночного риска, использование внутреннего побуждения творческих личностей.

Принцип социальной справедливости учитывает, что рыночные отношения предоставляют свободу предприимчивым личностям в коммерческой среде, однако являются достаточно жестким способом ведения хозяйственной деятельности. Как показал международный опыт необходимо применять совокупность методов государственного регулирования рыночных отношений, прежде всего, в целях снижения неоправданного социального расслоения населения и защиты общества от преднамеренного преступного банкротства коммерческих компаний.

Одним из оправданных методов регулирования рыночных отношений признан принцип социального партнерства в сфере труда. Наемные работники и работодатели как партнеры по трудовому процессу в соответствии с международным законодательством в целях предупреждения социальных конфликтов могут и должны сотрудничать на основе переговоров и долгосрочных обязательств.

Социальное партнерство предполагает эффективную поддержку предпринимательской инициативы хозяйствующих объектов органами власти на местах. Это способствует созданию рабочих мест, удовлетворению запросов потребителей в продукции и услугах, защите бизнеса от коррумпированных чиновников и криминального мира, привлечению инвестиций в приоритетные направления деятельности, льготному кредитованию социально значимых программ, развитию инфраструктуры и социальной сферы, пополнению местного бюджета.

Эффективной мерой социального партнерства может служить рациональное разграничение полномочий центральных органов власти и регионов, перенос центра тяжести экономической жизни в регионы, использование преимуществ региональных природных, сырьевых, национальных и трудовых ресурсов, повышение заинтересованности регионов в развитии производства, а не в получении дотаций за счет других регионов.

Основа социального партнерства состоит в привлекательном для рыночных отношений законодательстве и жестком контроле за соблюдением рыночных правил игры, оперативном регулировании социально-экономических отношений с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

Деловая и творческая атмосфера в трудовом коллективе создается при соблюдении принципа единстве слова и дела, лояльности и стабильном составе работников, особенно руководящего состава, ориентации на долгосрочную работу. Обещания должны быть осторожными, уверенными и обеспечены ресурсами, принятые решения и обязательства требуется обязательно выполнять.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Структура науки.

2. Закон социальной направленности менеджмента.

3. Социальная справедливость в коммерческой сфере.

4. Влияние гражданского общества на социально-экономические отношения.

5. Взаимосвязь личных качеств менеджера с эффективностью коммерческой компании на рынке.

6. Повышение значения человеческих ресурсов в деятельности коммерческой компании.

7. Приспособление коммерческой компании к изменяющейся рыночной ситуации.

8. Социальная открытость в условиях рынка.

9. Социальное партнерство в сфере труда.

10. Научные принципы социального менеджмента.


Наши рекомендации