Законы социального менеджмента
Закон | Содержание | Формы проявления |
1. Эффективность производства. 2. Общественный контроль. 3. Социальная направленность. | Создание материальной основы (фундамента) социального государства. Избрание компетентных и честных представителей властных структур. Приоритет удовлетво-рения нужд, потребностей и запросов населения. | Высокая производительность свободного инновационного труда в условиях рыночных отношений. Формирование зрелого гражданского общества, способного объективно оценивать деятельность органов власти. Прибыльная деятельность коммер-ческих компаний, полная уплата налогов в бюджет. |
Закон эффективности производства в условиях рыночных отношений проявляется в высокой производительности свободного и заинтересованного инновационного труда, что послужило основной причиной отказа от плановой экономики с ее полным огосударствлением собственности, ликвидацией в большинстве стран мира командно-административной системы хозяйственной деятельности.
Как показал исторический опыт в течение ХХ века в соревновании стран с плановой и рыночной экономикой убедительную победу закономерно одержала рыночная система экономических отношений. Так опыт раннего американского капитализма невмешательства государства в экономику согласно либеральной доктрине А. Смита вначале показал способность к бурному всплеску предпринимательской активности в США.
Постепенно практически все страны мира, в том числе и Российская Федерация (Россия), последовали примеру США внедрению рыночных отношений. Страны Запада добились впечатляющих результатов в своем экономическом развитии за счет "капитализма с человеческим лицом", особенно скандинавского типа, обеспечили высокое качество жизни большинства своего населения, практически реализовали социалистические идеи народного благоденствия.
Вместе с тем закон эффективности производства в условиях рынка действует не автоматически, так как впоследствии в результате ничем не ограниченной рыночной стихии наступили массовые негативные последствия, которые стали так характерны для американской экономики 20-30-х годов ХХ века. Вот как описывают ситуацию в США [37, с. 59-72] накануне глобального мирового экономического кризиса: "Предоставьте бизнес самому себе, а он позаботится о вас", неповторимость "американского пути", запрещение любого вмешательства государства, кроме сферы фискальной политики, охранительной деятельности и контроля за иммиграцией.
В результате произошли невиданное накопление богатств на одном полюсе и бедности на другом, пропаганда наступления эры "капитализма всеобщего благоденствия", финансовые спекуляции на фоне обескровленных и обессиленных конкурентов в Первой мировой войне, делание денег из воздуха, свертывание малого и среднего бизнеса, разорение фермерских хозяйств с бегство крестьянского населения в города.
Начало кризиса связано с паникой на нью-йоркской бирже 29 октября 1929 г., великой депрессией в производстве, лавиной банкротств, многомиллионной безработицей в условиях отсутствия социального страхования и материальной помощи при безработице. Толпы мужчин слонялись по улицам в безнадежных поисках работы, росли очереди за куском хлеба и чашкой кофе, переполнялись ночлежки для бедняков, страна находилась на пороге социального взрыва".
Резкое снижение покупательной способности населения и рост безработицы, которые начались в США, привели к мировому экономическому кризису и необходимости вмешательства государства в экономические процессы.
Мировая практика показала целесообразность применения ряда мер государственного регулирования рыночных отношений в целях выравнивания уровня жизни различных слоев населения, в том числе:
ограничение спекулятивных операций банковскими структурами и разумная инвестиционная политика государства с выборочной поддержкой наиболее социально значащих отраслей производства;
применение рационального налогового законодательства, что привело к перераспределению доходов между слоями населения;
защита отечественного производителя от мошеннических действий посреднических компаний;
прямая материальная поддержка безработных и организация системы общественных работ;
саморегулирование социальных отношений при добровольном сотрудничестве людей на основе общих интересов;
учет человеческого фактора в менеджменте, ориентация на нравственные нормы и ценности;
демократизация управления, активизация общественного контроля, внедрение самоуправления.
Таким образом, признание и реализация неоспоримых преимуществ рыночных отношений с социальной значимостью должны быть дополнены государственным их регулированием в целях выравнивания уровня жизни различных категорий населения, что подтверждается накопленным германским опытом по формированию "государства социального благоденствия" и шведского "социального государства".
Не каждое государство способно обеспечить социальную направленность менеджмента и выравнивание уровня жизни населения, поэтому необходим общественный контроль за состоянием и развитием социально-экономических отношений со стороны зрелого гражданского общества.
Основу гражданского общества составляет средний класс, который заинтересован в собственном благополучии и стабильности общественного развития. Целенаправленному формированию среднего класса способствуют:
ограничение правящей элиты к накоплению богатства и умеренное социальное расслоение общества;
рациональная экономическая политика стимулирования творчества и стремления основной массы общества к умножению частной собственности;
центристская позиция культурной и политической элиты, ограждение общества от социальных потрясений в виде революций, войн и необоснованных экспериментов.
Таким образом, менеджмент становится социальным при достаточном уровне развития общественных отношений для найма компетентной и честной администрации и эффективного социального контроля гражданского общества за ее деятельностью. Показателем зрелости гражданского общества является организационная культура и учет человеческого фактора в менеджменте, когда руководство основано не на принуждении, а для менеджера открывается возможность руководить через общепринятые нравственные нормы и ценности, ориентацию на согласование индивидуальных, групповых и общественных интересов.
Закон социальной направленности проявляется в прибыльной деятельности коммерческих компаний, а также в приоритете удовлетворения государством нужд, потребностей и запросов населения. Формы проявления данного закона многообразны.
Во-первых, общество заинтересовано в достижении высокого качества жизни населения. Как показал мировой опыт, рыночные отношения остаются пока непревзойденными по эффективности производства, когда коммерческие компании в целях получения конкурентного преимущества, действуя "на свой страх и риск" в условиях рынка стремятся к достижению высокой производительности общественного труда и сокращению сроков внедрения инновационных технологий в реальное производство, что способствует благосостоянию людей. Следовательно, управленческие процессы в условиях рынка приобретают характер менеджмента с социальной направленностью, то есть объективно формируется социальный менеджмент.
Во-вторых, деятельность любой коммерческой компании на рынке должна быть прибыльной, иначе компания рано или поздно попадает в состояние неплатежеспособности и подлежит процедуре внешнего управления с последующим финансовым оздоровлением или наступлением банкротства. Поэтому основной целью коммерческой компании является получение прибыли, которая должна достигаться не любыми, а законными способами, чтобы уменьшить рыночные риски.
Рыночные риски могут возникать по различным причинам: недостаточно компетентное руководство коммерческой компанией; снижение качества продукции, работ и услуг с последующим падением рыночного спроса; потеря доверия хозяйственных партнеров и их обращения в арбитражный суд; реакция общества защиты прав потребителей на низкое качество товаров или уровня сервиса; применение санкций государственных органов за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, вплоть до лишение лицензии или права заниматься определенными видами деятельности; судебные иски.
В-третьих, коммерческие компании в соответствии с действующим законодательством обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги в бюджет, которые направляются органами власти для развития производственной и социальной инфраструктуры и социальной защиты населения.
В-четвертых, деятельность ряда коммерческих компаний может быть непосредственно направлена на удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения как основного потребителя продукции, работ и услуг.
Таким образом, закон социальной направленности менеджмента объективен и предполагает: использование рыночного механизма хозяйственной деятельности; прибыльное ведение деятельности коммерческих компаний; получение прибыли законными способами; обеспечение высокого качества продукции, работ и услуг, а также доступную для потребителей цену как условия получения конкурентного преимущества на рынке; уплату налогов в бюджет, то есть социальную ответственность коммерческих компаний; непосредственное удовлетворение нужд, потребностей и запросов населения как основного потребителя продукции, работ и услуг.
Объективность действий выявленных законов социального менеджмента подтверждается как несомненными преимуществами для социума, так и неотвратимостью негативных последствий для участников рынка при отступлении от их условий.