Годовая конъюнктура рынка труда (по группам профессий), тыс.чел.

Группы профессий Спрос, С Предло жение, П Трудоуст роены, Т Недос таток, С-Т Избы Ток П-Т
Промышленность Машиностроительные профессии:          
1. Рабочие.      
2. ИТР. 1,5 1,5    
Профессии легкой, пищевой промышленности: 3. Рабочие    
4.ИТР. 0,5 1,5 0,4    
Группы профессий Спрос, С Предло жение, П Трудоуст роены, Т Недос таток, С-Т Избы Ток П-Т
Профессии химической промышленности: 5. Рабочие. 0,5 5,5 0,5    
6.ИТР. 0,2 0,1    
Строительство 7. Рабочие основного цикла. 4,8 1,.8    
8. Отдел очнники      
9.ИТР. 0,5 0,4    
Транспорт 10. Водители. 0,3 0,3    
11. Ремонтники 0,2 0,1    
Сфера услуг населению 12. Учителя. 0,7 0,2 0,1    
13. Врачи 0,2 1,9 0,2    
14. Средний мед. персонал   0,1    
15. Работники культуры 0,5 0,3    
16. Работники науки   1,2      
17. Специалисты по спорту 0,2 0,2    
18. Работники учреждения управления        
19.Работники общепита. 1,5 0,9    
20. Работники пассажирского транспорта. 1.2 0,6 0.1    
21. Работники бытового обслуживания. 1,8 0.8    
22.Работники торговли. 1,3 0,9    
23.Работники ЖКХ.   0,6 0,3    
Прочие -    
ИТОГО.          

Рассчитайте недостаток кадров (разность между спросом и числом трудоустроенных) и избыток (предложение за вычетом количества). Занесите эти данные в таблицу, сообщите их ОЭРЗ.

Такие расчёты отражают движение конъюнктуры на протяжении года, основанное на пассивном сведении работников и работодателей. Но за это время ОЭРЗ может принять инициативные меры по уменьшению высвобождения, созданию новых рабочих мест т.д. Поэтому первоначальные расчеты ОТПК могут быть скорректированы. Таким образом, ОТПК продолжит работу после действия ОЭРЗ.

ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗАНЯТОСТИ

6. Отдел получает от ОТПК информацию, зафиксированную в таблице 3. Кроме того, отдел располагает и некоторыми более конкретными данными. Так, известно, что из 7,5 тыс. работников химической промышленности, составляющих предложение кадров для этой отрасли (см.табл.З) 5,5 тыс. чел. будут высвобождены в связи с намеченным закрытием убыточного производства. Трудоустроить их было бы затруднительно, поскольку химические предприятия в достаточной степени укомплектованы кадрами (см.табл.З). Есть возможность перепрофилировать убыточное производство на выпуск рентабельной продукции. Однако для этого нужны денежные средства в размере 3,8 млн.руб. Банки отказываются предоставить такую сумму недостаточно надежному клиенту. Им нужен гарант, который взял бы на себя финансовую ответственность, если химический завод не сможет погасить займы. Причем проценты по займу в любом случае обязуется платить само предприятие, получающее кредит.

Учреждением-гарантом может стать биржа труда, распоряжающаяся региональным фондом занятости. ОЭРЗ совместно с финансовым отделом должны решить, целесообразно ли просить банки предоставить кредит заводу под обеспечение фонда занятости. Для выработки решения следует учесть следующие обстоятельства.

а) Высвобожденные 5,5 тыс. чел. в большинстве своем окажутся
безработными, и им необходимо будет выплачивать пособие. Размер
пособия по закону составляет в первые 3 месяца 75 % от предыдущей
заработной платы. Но средний срок выплаты пособия в игре - месяца
(после этого безработного, как правило, удается трудоустроить,
направить на переподготовку или на общественные работы). Средняя
зарплата равна 400 руб. Кроме того, каждый работник в среднем
содержит одного нетрудоспособного иждивенца, что дает право на
повышение пособия на 10%. Определите, сколько средств из фонда
занятости было бы направлено на выплату пособий для 5,5 тыс.чел.
Сравните эту сумму с количеством денег, которые нужно гарантировать
банкам.

б) Если кредит не будет предоставлен, то расходы из фонда
занятости на пособия придется нести обязательно. В то же время, вполне
вероятно, что завод использует займ эффективно и сможет вовремя его
вернуть. В этом случае биржа не должна будет платить банкам.

в) Отсутствие кредита лишит предприятие потенциальной
возможности выпуска нужной рынку продукции после
перепрофилирования. Кроме того, безработица, еще нескольких тысяч
человек сама по себе крайне нежелательна для города. Итак, принимая
во внимание перечисленные обстоятельства, будет ли биржа

гарантировать возврат банковских ссуд ?

7. От отдела анализа рынка труда поступают рекомендации
относительно целесообразности развития сферы услуг населению. Для
удовлетворения потребности людей в услугах и повышения занятости
нужно стимулировать создание новых рабочих мест в данных отраслях.
Прямые ассигнования на эти цели из городского бюджета вряд ли
помогут решить проблему - бюджет относительно невелик и перегружен
иными статьями расходов. Кроме того, зарплата на муниципальных
предприятиях недостаточно высока для привлечения работников. Но
исполнительный орган в пределах законодательства о местном
самоуправлении имеет другие рычаги воздействия на инвестиции. ОЭРЗ
договаривается с ними о льготах в налогообложении предприятий сферы
услуг, о скидке в арендной плате на помещения. Местный орган власти
может выступать как посредник в аренде данными предприятиями
оборудования, имеющегося в хозяйствах города. Он в праве также стать
инициатором создания на паях промышленными предприятиями
организаций бытового обслуживания, торговли, общепита для
обеспечения работников этих заводов и населения города. Таким
образом, стимулируются частные инвестиции в сферу услуг. В течение
года подобные меры привели к следующему дополнительному спросу на
кадры:

• бытовое обслуживание - 2 тыс.чел.

• торговля - 2 тыс.чел.

• общественное питание -1,5 тыс.чел.

• пассажирский транспорт - 0,5 тыс.чел.

Все эти новые рабочие места укомплектованы за счет имеющегося предложения работников. Таким образом, повышение спроса сопровождалось адекватным ростом трудоустройства и снижением избытка кадров. Итак, рассчитайте, насколько изменились спрос на работников сферы услуг и их избыток.

8. В легкой промышленности города сложилась следующая
ситуация. Швейные предприятия почти укомплектованы кадрами,
поскольку в городе есть несколько учебных заведений данного профиля.
Этим объясняется и существенный избыток рабочих соответствующих
профессий. В рамках спроса и предложения рабочих легкой и пищевой
промышленности (см.табл.З) положение первоначально выглядело бы
так (в тыс.чел.):

  Спрос Предло жение Трудоустроено Недостаток Избыток
Швейники Прочие Всего 0,5 5,5 6 0,5 0,5 1 5 5 0,5 0,5 1

Местные исполнительные органы по предложению ОЭРЗ формируют годовой региональный заказ на дополнительное производство швейных изделий. Это обеспечивает повышение спроса на рабочих на 500 чел. и трудоустройство такого же избыточного количества людей данных профессий. Кроме того, заказ выгоден для горда, т.к. выпущенные швейные изделия местные органы обменивают в другой области на продовольствие.

Итак, определите, как изменятся спрос, предложение, трудоустройство, недостаток и избыток рабочих в легкой и пищевой промышленности вследствие действия регионального заказа.

9. результаты работы ОЭРЗ необходимо отразить в таблице, корректирующей первоначальные условия конъюнктуры и возможности трудоустройства (табл.4).

Данные строки 1 - это числа итоговой строки табл.3. Вместо знаков «?» поставьте цифры изменений конъюнктуры по соответствующим пунктам (со знаком «+» при увеличении или «-» при уменьшении прежнего числа).

Таблица 4

Наши рекомендации