Понятие предпринимательской среды, ее роль и значение

Предприятие представляет собой сложный механизм, действующий во внешнем мире. Предпринимательская среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю сил», с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свои комплексы стратегического развития. Предпринимательская среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, предпринимательская среда глубоко затрагивает жизнь предприятия. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности.

Предпринимательская среда включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на предпринимательскую деятельность предприятия (поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, банки, средства массовой информации, правительственные организации и др.). Она включает также совокупность факторов, которые косвенно воздействуют на все субъекты хозяйствования, т.е. не оказывая прямого влияния на их деятельность, но сказываются на ее результатах. К ним относятся: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.

Предприятию необходимо учитывать факторы, оказывающие непосредственное влияние на эффективность ее деятельности. Среди большого числа таких факторов обычно выделяют:

- контролируемые;

- неконтролируемые.

Одни факторы являются управляемыми предприятием, другие – неуправляемыми.

Предположения предприятия и влияние неконтролируемой окружающей среды взаимодействуют и определяют степень успеха или неудачи организации в достижении целей. Обратная связь имеет место, когда предприятие пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать их сильные и слабые стороны. Если предприятие не хочет рассматривать всю окружающую среду (контролируемые и неконтролируемые факторы) с позиции системного подхода, возрастает вероятность того, что организация утратит чувство перспективы и не достигнет должных результатов.

В менеджменте принято учитывать следующие характеристики предпринимательской среды: взаимосвязь факторов предпринимательской среды; сложность предпринимательской среды, подвижность предпринимательской среды, неопределенность предпринимательской среды.

Взаимосвязь факторов внешней среды определяет уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Известно, что изменение одного фактора предпринимательской среды может обуславливать изменение других.

Под сложностью предпринимательской среды понимается число факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариантности каждого учитываемого фактора.

Подвижность предпринимательской среды характеризует скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Результаты многих исследований показывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. В условиях, когда эта тенденция является общей, есть организации, предпринимательская среда которых особенно подвижна (например, фармацевтическая, электронная промышленность, отрасль информационных технологий и т.д.).

Неопределенность предпринимательской среды характеризуется количеством информации, которой располагает организация или конкретное лицо по поводу конкретного фактора, а также степенью уверенности в достоверности этой информации. В ситуации, когда информации мало или существуют сомнения в ее точности (достоверности), среда становится более неопределенной по сравнению с ситуацией, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Современная тенденция развития предпринимательства требует все больше различной информации для достижения успеха организации, при этом наблюдается снижение уверенности в ее точности. И чем неопределеннее внешнее окружение, тем все труднее становится принимать эффективные решения.

На основе этой информации предприятие должно адаптировать свою стратегию к предпринимательской среде, продолжая одновременно использовать свои отличительные преимущества. Для долгосрочного успеха оно должно постоянно изыскивать новые реальные возможности, которые соответствуют общему плану стратегического развития предприятия, а также реагировать на потенциальные угрозы, пересматривая свою стратегию.


Наши рекомендации