Социально-психологические мотивы предпринимательства
Человек, решивший заняться предпринимательской деятельностью, руководствуется определенными социально-психологическими мотивами
1. Анализ истории развития экономической деятельности человека показывает, что он становится предпринимателем, испытывая неудовлетворенность своим социальным и материальным положением, желание добиться всего собственными силами и приобрести независимость. Это недовольство собой заставляет человека интенсивно думать и активно действовать, искать новые пути и решения, пробовать свои способности в разных областях, в том числе организовать свое собственное дело.
2. Мощным психологическим фактором бизнеса выступает желание человека выделиться среди других, проявить себя, удовлетворить свое здоровое честолюбие. Решив заняться бизнесом, он мечтает о славе, почете и, конечно, о материальном благосостоянии. Богатство, которого он хочет достичь, также позволяет ему выделиться среди других, заявить о себе.
3. Ярко выраженным мотивом предпринимательства нередко является удовлетворение потребностей человека в лидерстве. Предприниматель-это независимый по характеру человек, склонный к самостоятельности и свободе. Он старается утвердить себя самого, свои личные способности и возможности в конкретном практическом деле.
4. Социально-психологические мотивы предпринимательства связаны с рациональными взаимоотношениями между работниками коллектива и последних – с руководителем. Социально-психологический климат в трудовом коллективе формируется его руководителем. И любую его ошибку замечают, это сразу отражается как на психологическом климате, так и на дисциплине.
3. Личностные и деловые качества предпринимателя(
Какими личными качествами должны обладать люди, способные выполнять предпринимательскую функцию?
1. Многие исследователи отмечают, что истинного предпринимателя отличают способность правильно выбрать момент для начала действий, развитая интуиция, яркая индивидуальность, оригинальность решений.
2. У преуспевающих предпринимателей безгранична вера в то, что продукты их производства или услуги необходимы людям; это - изобретатели, постоянно стремящиеся сделать что-то новое.
3. Настоящий предприниматель-это смелый и азартный человек, склонный к осознанному риску. Он часто рискует своим состоянием, благополучием, будущим.
4. Истинный предприниматель не терпит рутинности, его всегда привлекает новизна. Он чрезвычайно мобилен, легко перестраивается.
5. Предприниматель, работающий в условиях постоянного риска, - это прагматик. Он не любит единообразия ни в деятельности, ни в мышлении, стремится к многообразию в своей жизни.
6. Типичные черты характера предпринимателя - честность и порядочность в деловых связях, повышенная требовательность к себе и другим, стремление к высокому качеству в работе.
Профессиональные качества предпринимателя:
1. Ценнейшее из них - умение правильно организовать производство и заключать взаимовыгодные сделки.
2. С точки зрения профессиональных требований, современный предприниматель- это чаще всего человек с хорошей профессиональной подготовкой, владеющий знаниями и навыками в вопросах экономики, права, управления и маркетинга, бухгалтерского учета, финансирования и налогообложения, психологии.
3. Предприниматель умеет организовать эффективное взаимодействие специалистов из различных профессиональных сфер, продуктивно сотрудничает как с учеными, разрабатывающими новые идеи, так и с владельцами капитала, организаторами производства и специалистами по маркетингу.
Модель идеального предпринимателя представлена на слайде 124.
Что могут извлечь отечественные предприниматели из критического анализа организации зарубежного (прежде всего японского и американского) бизнеса?
1. Всех преуспевающих деловых людей объединяет умение работать самоотверженно, с огромной самоотдачей. В своей работе они находят для себя: смысл жизни, этические ценности, эстетическое наслаждение, азарт самоутверждения.
2. Деловых людей объединяет умение бороться и добиваться поставленной цели. Мировой бизнес-это состязание людей в интеллекте, деловой хватке, выносливости, трудоспособности.
3. Стремление к высокому качеству в работе, служение делу - эти высокие нравственные эталоны экономически оправданы и полезны для общества. Для духовно и экономически процветающей нации невыгодно строить деловую сферу на основе обмана, стяжательства, безответственности.
4. Общая характерная особенность людей большого бизнеса - отказ от богатства как главной и единственной цели своей деловой активности. Практически все «звезды» делового мира в своей деятельности находят нечто такое, что, по их мнению, выше денег. Это такие жизненные установки, как желание служить своему делу (Г. Форд), стремление к высокому качеству в работе и совершенству (К.Татенси), желание постоянного обновления (Р.Фостер), потребность оставить после себя «след на земле» (А.Якокка) и др.