Регулирование качества продукции, работ и услуг

Государственное регулирование качества продукции осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002 г.). В соответствии с законом государство использует следующие методы регулирования: техническое регулирование, стандартизация и сертификация

Техническое регулирование– это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установления и применения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, оценки соответствия (1 ФЗ «О техническом регулировании)

Для осуществления технического регулирования применяется технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования в объектам технического регулирования: продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технические регламенты применяются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент должен содержать требования к характеристике продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. Технический регламент устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест., обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасности эксплуатации и утилизации машин и оборудования, зданий, строений и сооружений и безопасности использования прилегающих к ним территорий, пожарной, биологической, экологической безопасности и в других случаях, установленных законом. Требования таких регламентов обязательны для применения и исполнения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенного общим техническим регламентом.

Технический регламент принимается федеральным законом, а в отдельных случаях (при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровье граждан, окружающей среде и др.) – указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. В качестве основы для разработки проекта технического регламента могут использоваться международные и (или) национальные стандарты.

Стандартизация– это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 1 ФЗ «О техническом регулировании»). Она осуществляется в целях повышения безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, соблюдения требований технических регламентов и в других целях, установленных законом.

Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке.

Основные стандарты, действующие на территории РФ: национальные стандарты, общероссийский классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организации. Национальны стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии в составе Министерства по промышленности и энергетике РФ). Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и в других целях.

Сертификация– это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положением стандартов или условиям договоров (ст. 1 ФЗ РФ «О техническом регулировании», 2002 г.). Сертификация может быть обязательной или добровольной. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемом заявителю органом по сертификации. Срок действия сертификата соответствия устанавливается соответствующим техническим регламентом. Работы по обязательному подтверждению соответствия оплачивает заявитель.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектом добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установленные требования.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ (Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии) подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение такого контроля (надзора) действующим законодательством. Эти органы вправе:

требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;

осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленные сроки;

принимать решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.

Большую роль в определении требований к качеству продукции, работ, услуг играют хозяйственные договоры. В договоре могут быть предусмотрены санкции за нарушение условий о качестве. Если этого не сделано, в спорах хозяйствующих субъектов применяются санкции, установленные действующим законодательством, в том числе ФЗ РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (1998 г.), ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (1994 г.), ФЗ РФ «О защите прав потребителей» (1996 г.).

В целях повышения ответственности за качество технически сложной продукции, предназначенной для длительного использования, изготовитель устанавливает гарантийные сроки. Гарантийный срок на продукцию производственного назначения исчисляется со дня ввода в эксплуатацию, на товары народного потребления – со дня продажи их через розничную торговую сеть, на строительные объекты – со дня подписания акта об их приемке государственной комиссией. Гарантийный срок продлевается на время, в течение которого в изделии устранялись обнаруженные недостатки. Гарантийный срок распространяется на все изделие в целом. При этом на комплектующие и составные части он считается равным гарантийному сроку на основное изделие, если иное не предусмотрено нормативными документами изготовителя или договором.

Срок службы, как и гарантийный срок, устанавливается на технически сложные изделия, предназначенные для длительного использования. Он определяет период времени, по истечении которого товары (результаты работ) экономически нецелесообразно использовать либо их использование может представлять опасность для жизни и здоровья людей. В последнем случае требование об установлении срока службы является обязательным требованием стандартов. Во всех остальных случаях срок службы устанавливается изготовителем или соглашением сторон в договоре.

Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические средства, медикаменты и другие товары, потребительские свойства которых со временем могут быть ухудшены до такой степени, что они становятся непригодными к использованию или могут представлять опасность для жизни и здоровья. Для этих товаров требование об установлении срока годности является обязательным требованием стандартов. Во всех остальных случаях срок годности определяется изготовителем либо соглашением сторон в договоре.

Налоговое регулирование

Основным документом, характеризующим действующую в России систему налогов, является Налоговый кодекс РФ. Он определяет перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, плательщиков налогов, их права и обязанности, права и обязанности налоговых органов, порядок уплаты налогов, льготы их плательщикам, а также величину налоговых ставок. Однако ставки акцизов на отдельные виды и группы товаров утверждаются Правительством РФ, ставки таможенных пошлин – в порядке, установленном ФЗ РФ «О таможенном контроле» (1993 г.).

Контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей осуществляют органы Федеральной налоговой службы (ФНС), действующей в соответствии с ФЗ РФ «О государственной налоговой службе РФ» (1991 г. с последующими изменениями и дополнениями). Уплату таможенных пошлин контролируют таможенные органы, внесение платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования – соответственно органы Пенсионного фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с законодательством РФ, регулирующим налоговые отношения, соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей обеспечивается применением мер экономической, административной и уголовной ответственности.

Налоговые органы имеют право и обязаны взыскать с налогоплательщика, совершившего налоговые правонарушения, недоимки по налогам и пени в установленном законом размере. К налоговым правонарушениям относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога; незаконное воспрепятствие доступу должностного лица налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или а помещение; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, или неправомерное несообщение таких сведений. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке.

Налоговые органы имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, непредставлении или несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, и по другим основаниям в установленном размере.

В ряде случаев за нарушение налогового законодательства предусмотрена уголовная ответственность.

Наши рекомендации