Направления и методы государственного регулирования

Налоговое регулирование

Основным документом, характеризующим действующую в России систему налогов, является Налоговый кодекс РФ. Он определяет перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, плательщиков налогов, их права и обязанности, права и обязанности налоговых органов, порядок уплаты налогов, льготы их плательщикам, а также величину налоговых ставок. Однако ставки акцизов на отдельные виды и группы товаров утверждаются Правительством РФ, ставки таможенных пошлин – в порядке, установленном ФЗ РФ «О таможенном контроле» (1993 г.).

Контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей осуществляют органы Федеральной налоговой службы (ФНС), действующей в соответствии с ФЗ РФ «О государственной налоговой службе РФ» (1991 г. с последующими изменениями и дополнениями). Уплату таможенных пошлин контролируют таможенные органы, внесение платежей в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования – соответственно органы Пенсионного фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с законодательством РФ, регулирующим налоговые отношения, соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей обеспечивается применением мер экономической, административной и уголовной ответственности.

Налоговые органы имеют право и обязаны взыскать с налогоплательщика, совершившего налоговые правонарушения, недоимки по налогам и пени в установленном законом размере. К налоговым правонарушениям относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; неуплата или неполная уплата сумм налога; незаконное воспрепятствие доступу должностного лица налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или а помещение; непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, или неправомерное несообщение таких сведений. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков в судебном порядке.

Налоговые органы имеют право налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, непредставлении или несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, и по другим основаниям в установленном размере.

В ряде случаев за нарушение налогового законодательства предусмотрена уголовная ответственность.

Направления и методы государственного регулирования

В соответствии со ст. 2 ГК РФ (1995 г.) важнейшими признаками предпринимательской деятельности являются ее инициативный и самостоятельный характер. Однако самостоятельность предпринимателей не беспредельна, она находится под разносторонним регулирующим и координирующим воздействием органов государственного управления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.

Опыт государственного регулирования рыночных отношений в различных странах свидетельствует, что агробизнес подвергается всестороннему регулированию со стороны государства. Под государственным регулированием агропромышленного производства понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Задачами такого регулирования являются стабилизация и последующее развитие производства, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны, защита отечественных товаропроизводителей, улучшение продовольственного обеспечения населения.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в агропромышленном производстве, как и в других сферах экономики, осуществляется в различных направлениях с использованием разнообразных методов. В частности государство осуществляет антимонопольное регулирование, применяя различные ограничения для организаций-монополистов в ценовой, налоговой и кредитной сферах, одновременно оказывая поддержку развитию малого и среднего бизнеса. Государство осуществляет регулирование формирования и применения цен на товары, работы и услуги, устанавливая при необходимости регулируемые и (прежде всего на продукцию естественных монополий) фиксированные цены, осуществляет контроль за ценами организаций-монополистов. Оно осуществляет контроль качества продукции, регулирует внешнеэкономическую деятельность предпринимателей. С учетом развития той или иной отрасли народного хозяйства оно использует льготное кредитование, представляет дотации и субсидии отдельным отраслям и организациям, прежде всего для осуществления конкретных и эффективных целевых программ.

Действующим законодательством не только установлены запреты на вмешательство органов исполнительной власти в сферу предпринимательства, но и предусмотрены неблагоприятные последствия на случай нарушения этих запретов. К числу таких последствий относятся: признание судом (арбитражным судом) властного акта таких органов, принятого с нарушением законодательства, недействительным полностью или частично; непризнание арбитражным судом правовой силы такому акту; взыскание судом (арбитражным судом) по иску предпринимателя убытков, причиненным ему неправомерным действием властного органа и т.д.

Вместе с тем при нарушении законодательства могут возникать неблагоприятные последствия и для предпринимателя. К их числу могут быть отнесены: изъятие прибыли, полученной в результате нарушения дисциплины цен, и взыскание штрафа; наложение административных штрафов на должностных лиц и др.

4.2. Регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является определяющим из всех направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса. По действующему законодательству (ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.) и др.) товаропроизводителям, занятым в этой сфере, гарантируется возможность свободной реализации произведенной ими продукции. Установлена возможность залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, причем предметом залога может быть как уже произведенная продукция, так и продукция будущего урожая.

В соответствии с ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства» для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство обязано осуществлять на нем закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществлять в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня их колебания на рынке или когда товаропроизводители, занятые в сфере агропромышленного производства, не могут реализовать произведенную ими продукцию из-за снижения спроса. Товарные интервенции должны осуществляться в случае дефицита на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также в случае роста рыночных цен выше максимального уровня их колебаний на рынке.

Перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для проведения закупочных и товарных интервенций ежегодно устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ и утверждается Правительством РФ. Объемы (квоты) на проведение закупочных и товарных интервенций и цены на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие утверждаются Правительством РФ по предложению Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ.

4.3. Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности основывается на Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г., с последующими изменениями и дополнениями), и др. нормативных документах. Цель этих документов предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а предусмотренными ими меры направлены на создание условий для формирования и функционирования товарных рынков.

Монополистической деятельностью признаются действия хозяйствующих субъектов, а также действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В перечень этих действий законом включены:

злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке;

соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;

акты и действия органов исполнительной власти разных уровней, направленные на ограничение конкуренции;

соглашения (согласованные действия) органов исполнительной власти разных уровней, ограничивающие конкуренцию.

Запрет монополистической деятельности относится к хозяйствующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке (организациям-монополистам) (слайд 43). Положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть признано доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет 65 % и более. Доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара менее 65 %, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности размера долей конкурентов на рынке и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Для осуществления антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства действует Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ и ее территориальные органы. В рамках стоящих перед ними репрессированных задач антимонопольные органы осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, государственных или иных властных органов, их должностных лиц, привлекают нарушителей к ответственности. К созидательным относятся задачи содействия формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, развитию малого и среднего бизнеса.

Антимонопольные органы используют такие средства воздействия, как дача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и устранении их последствий, расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства и др.

На Федеральную антимонопольную службу возложено ведение Государственного реестра организаций-монополистов. Включение организации в федеральный или региональный Реестр не связано с формой собственности, а зависит только от рынка, на котором предприниматель занимает доминирующее положение. Включение предпринимательской организации в Реестр влечет за собой ряд неблагоприятных для нее последствий, в том числе ведение государственного контроля за ценами. Такие организации обязаны осуществлять декларирование цен на продукцию, по которой они признаны монополистами на федеральном или региональном рынке.

Закон о конкуренции устанавливает различные санкции за нарушение его запретов. Основная из них – возмещение убытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией. Предусмотрено наложение на коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателей штрафов, в том числе за уклонение от выполнения предписаний антимонопольного органа, предусматривающих прекращение нарушений закона и восстановление первоначального положений (расторжение неправомерно заключенного договора, отмена незаконного акта).

4.4. Регулирование управления и применения цен на товары, работы и услуги

Пределы вмешательства государства в образование и применение цен, способы прямого и косвенного его воздействия на цены определены Гражданским кодексом РФ, ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистический деятельности на товарных рынках» (1991 г.), рядом указов Президента и постановлений Правительства РФ, ведомственными актами межотраслевого характера.

В зависимости от порядка установления и степени вмешательства государства в формирование цен в предпринимательской деятельности используются рыночные (договорные), регулируемые и фиксированные цены. Рыночной (договорной) считается цена товара, которая складывается на рынке без воздействия государства на ее уровень под влиянием спроса и предложения. Это – свободная цена, которую предприниматели устанавливают по согласованию с потребителями реализуемой продукции при заключении договоров. В отношениях между предпринимателями в основном применяются рыночные (договорные) цены.

Регулируемая цена определяется при прямом государственном воздействии на ее уровень путем установления верхнего предела цены, предельного уровня рентабельности либо иным путем. Конкретный уровень такой цены также определяется договором, однако усмотрение сторон в этом случае ограничено.

Фиксированная цена – это твердо установленная цена, которая не может быть изменена в договорах. Примером могут служить тарифы на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемые в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» (1995 г.).

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены. Вместе с тем государство устанавливает на эту продукцию гарантированные (защитные) цены с регулярной индексацией на инфляцию, которые применяются в случаях, если средние рыночные цены окажутся ниже гарантированных или при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливает орган государственной власти на основе целевой цены. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом других форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для осуществления расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. Перечень видов продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, их уровень и порядок применения устанавливает Правительство РФ.

Предприниматели наделены широкими правами по установлению цен. Они вправе предложить своим контрагентам любую цену на товар, если она не попадает в сферу государственного регулирования. Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд обязанностей предпринимателей в сфере образования и применения цен. Так, не допускается изъятие товаров из обращения с целью повышения цен, заключение соглашений об уровне цен и др.

Государственная дисциплина цен заключается в соблюдении предпринимателями установленного законодательством порядка определения и применения цены. Как нарушение государственной дисциплины цен рассматриваются следующие действия предпринимателей: завышение регулируемых (фиксированных) цен, предельных уровней рентабельности, на перечисление в бюджет сумм, полученных в результате превышения предельного уровня рентабельности, и т.д. В случае нарушения государственной дисциплины цен организациями-монополистами к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) и другими нормативными актами.

Нарушение государственной дисциплины цен, незаконное повышение их уровня, нарушение порядка декларирования цен может повлечь применение уголовной ответственности к гражданам-предпринимателям, должностным лицам хозяйствующих субъектов.

Наши рекомендации