Анализ финансовых результатов деятельности предприятия (организации)
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Основные его задачи:
· Систематический контроль за формированием финансовых результатов;
· Определение влияния как объективных так и субъективных факторов на финансовые результаты;
· Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
· Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
· Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.
Таблица 16
Анализ динамики и состава прибыли
Показатель | Уровень показателя,тыс.руб. | Изменение (+;-) | |
2005 год | 2006 год | ||
Сумма балансовой прибыли | +7500 | ||
Прибыль от реализации продукции | +6160 | ||
Выручка от реализации продукции | +21000 | ||
Себестоимость реализованной продукции | +14840 | ||
В том числе постоянные затраты | +8200 | ||
Налоги из прибыли | +2800 | ||
Проценты за кредит | +1500 | ||
Сумма выплаченных дивидендов | +1500 | ||
Годовой уровень инфляции, % | +10 | ||
Расход сырья и материалов | +12600 | ||
Отгруженная готовая продукция | +17490 | ||
Погашенная дебиторская задолженность | +12600 | ||
Отрицательный денежный поток за год | +20600 | ||
Просроченная дебиторская задолженность ,% | 7,2 | 10,8 | +3,6 |
Просроченная кредиторская задолженность, % | 1,5 | 3,3 | +1,8 |
Вывод: по данным таблицы 16 видно, что за отчетный 2006 год произошло увеличение отгруженной продукции на 17490 в связи с чем увеличились на 8200 тыс.руб. постоянные затраты и расход сырья и материалов на 12600 тыс.руб. Повышение затрат приводит к увеличению себестоимости реализованной продукции по сравнению с 2005 годом в 2006 году на 14840 тыс.руб.В связи с внедрением новых технологий в производство необходимы дополнительные денежные средства (кредит), что наблюдается в таблице 16 на 1500 тыс.руб.
Дополнительный выпуск продукции приводит к увеличению прибыли от реализации продукции на 6160 тыс.руб.Выручки от реализации продукции на 21000 тыс.руб.в связи с чем идет увеличение налогов из прибыли на 2800 тыс.руб.
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучается динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль- это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет.
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответсвующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Таблица 17
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.
Показатель | Базовый период 2005 год | Отчетный период 2006 год | Изменение (+;-) |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров и услуг (В) | +21000 | ||
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | +14840 | ||
Прибыль (П) | +6160 |
П=В-З
П (п)=100800-70560=30240 тыс.руб.
П (ф)=121800-85400=36400 тыс.руб.
Вывод: Результаты расчетов в таблице 17 показывают , что наблюдается заметный рост прибыли в отчетном 2006 году по сравнению с базовым на 6160 тыс.руб. Это может быть обусловлено в основном увеличением среднереализационных цен. Соответственно наблюдается рост выручки на 21000 тыс.руб. Росту прибыли (так же выручки) способствовали так же изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес продукции.
Рентабельность- это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д);они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Таблица 18