Раздел «Оценка риска и страхование».
Задача данного раздела — рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.
Предпринимательство в любом виде всегда связано с риском. Предпринимательский (коммерческий) риск — это опасность потенциальной возможности того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом либо получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.
Бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь или неудач. Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.
Естественно, что в этих условиях предприниматель должен не избегать риска, а предвидеть его и понимать свои наиболее уязвимые стороны, стремясь снизить риск до возможно более низкого уровня.
Глубина анализа рискованности дела зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и масштаба проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок.
Главное здесь — не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения, а затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.
Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут обойтись фирме.
В основе методики оценки коммерческого риска используется математический аппарат теории вероятностей и график построения кривой нормального распределения. Исходным этапом оценки риска является построение кривой (или таблицы) вероятностей. Для этого необходимо выделить определенные области (зоны) риска:
Безрисковая зона — область, в которой потери не ожидаются, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли), ее можно назвать областью выигрыша предпринимателя.
Зона допустимого риска — область, в пределах которой рассматриваемый вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от бизнеса.
Зона критического риска — область, которая характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины даже полной потери расчетной выручки от бизнеса. Величина потерь в этой зоне заведомо превышает ожидаемую прибыль и в максимуме может привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело.
Зона катастрофического риска — область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень, и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя.
Таким образом, для оценки риска необходимо сделать следующее:
1. выявить полный перечень возможных рисков
2. определить вероятность их проявления
3. оценить ожидаемый размер убытков при осуществлении рисков
4. проранжировать риски по вероятности их проявления
5. определить зону допустимого, критического и катастрофического риска
6. установить приемлемый уровень риска
7. отбросить все риски, вероятность проявления которых ниже определенного уровня. Однако, если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, его целесообразно оставить в перечне, даже если вероятность его и мала.
После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо указать для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.
Например, при риске сбоев на железнодорожном транспорте необходимо проработать альтернативы транспортировки грузов автомобильным или авиационном транспортом.
Что касается страхования, то здесь следует отметить, что оно служит важным фактором стимулирования хозяйственной активности, дает сильные психологические мотивации экономической деятельности: стремление получить выгоду, желание рискнуть.
4.15 Раздел «Финансовый план».
Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды.
Данный раздел, несмотря на то, что является завершающим в бизнес-плане, пользуется самой большой популярностью. Любой читатель, будь то инвестор, кредитор или сам инициатор проекта, начнет его изучать именно с финансового плана. В нем необходимо дать ответы на следующие вопросы:
· во что оценивается реализация данного проекта, т.е. сколько денежных средств нужно вложить в проект;
· каков размер прибыли от реализации проекта (в ценах сегодняшнего дня);
· через какой срок проект окупится, т.е. с какого момента он начнет приносить прибыль;
· какова точка безубыточности, т.е. какое минимальное количество услуг необходимо продавать, чтобы затраты на производство услуги полностью покрывались;
· какова будет рентабельность проекта;
· коэффициенты, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия (рентабельность, ликвидность, рыночная активность, прибыльность и т.п.).
Ответы на эти вопросы целесообразно поместить в соответствующие подразделы финансового плана.
Следует указать какое количество средств нужно вложить в проект, какова их структура, и какова периодичность вложений. Информацию лучше располагать в табличном виде.
Прежде чем рассчитать срок окупаемости проекта необходимо определить размер прибыли, которую будет приносить проект после начала реализации услуги, и какие текущие расходы будут производиться. Для этого средние цены на продаваемую услугу следует умножить на предполагаемый объем реализации, учитывая сезонные колебания и вычесть размер текущих расходов. Прибыль от деятельности компании целесообразно представить в виде графика (см. рис. 6.).
Рис. 6. График получения прибыли по месяцам
Для расчета сложных проектов, в которых присутствует большое количество показателей, целесообразно пользоваться компьютерными программными продуктами. Для этих целей может быть рекомендован программный продукт «Project Еxpert». С его помощью рассчитываются все показатели, необходимые для составления финансового раздела бизнес-плана.
Зная план поступления валовой прибыли от деятельности компании и периодичность денежных вложений в проект, можно рассчитать срок окупаемости проекта. Для этого необходимо соотнести объем планируемой валовой прибыли по периодам с инвестиционными вложениями в проект. На Рис. 7. графически представлен данный процесс.
Рис. 7. График срока окупаемости проекта
Характеризуем точку безубыточности. Из данного подраздела читатель должен получить представление о том, какое минимальное количество услуг необходимо продавать, чтобы затраты на производство услуги полностью покрывались, т.е. такое состояние фирмы, когда разность между доходами и расходами равна нулю.
Для средств размещения точкой безубыточности будет минимальная загрузка номерного фонда, при которой предприятие сможет работать «в ноль» (т.е. не иметь ни прибыли, ни убытков), для турфирмы – это минимальное количество проданных туров. График точки безубыточности стандартно и упрощенно изображается как пересечение прямой дохода и прямой общих издержек (Рис. 8).
Рис. 8. График расчета точки безубыточности гостиницы
Точкой безубыточности для рассматриваемого примера будет 55% загрузка номерного фонда. При расчете безубыточности деятельности турфирмы вместо загрузки будет стоять количество проданных туров.
Рентабельность проекта (PI) - данный показатель является одним из важнейших аргументов инициаторов проекта при убеждении инвестора вложить в него инвестиции. Его значение будет сравниваться инвестором с вариантами альтернативного вложения капитала, депозиты банка. Если рентабельность предполагаемого проекта выше банковской ставки по депозитам, то данный проект может заинтересовать потенциального инвестора. Рентабельность проекта рассчитывается по следующей формуле:
PI=NPV/I,
где PI – рентабельность проекта;
NPV – чистый приведенный доход, полученный за время реализации проекта;
I – объем инвестиций
Также целесообразно привести анализ чувствительности проекта. Под чувствительностью проекта понимаются минимальные значения его показателей, при которых сохраняется эффективность проекта.
Контрольные вопросы к Теме 4.
1. Дайте общую характеристику структуры бизнес-плана и подчеркните, чем она определяется
2. Перечислите и охарактеризуйте каждый раздел бизнес-плана
ТЕМА 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА PROJECT EXPERT ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Изучив тему, Вы сможете:
- знать общую характеристику программного продукта Project Expert;
- владеть навыками работы с Project Expert;
5.1. Общая характеристика программы Project Expert и возможности ее использования при разработке бизнес-плана.
Что позволит поддержать развитие компании в условиях кризиса? Как обеспечить финансирование проекта, если существенно сократилась его доступность и возросла стоимость? Project Expert — возможность спланировать развитие бизнеса в отсутствие дешевых денег
o Бизнес планирование. Разработка бизнес плана предприятия
o Финансовая модель проекта и компании
o Финансирование проекта. Оценка потребности в капвложениях и оборотном капитале
o Оценка инвестиционных проектов
o Оценка рисков инвестиционных проектов
o Оценка стоимости бизнеса
o Контроль показателей эффективности проекта в ходе и по итогам его реализации
Даже в кризисных условиях тотальное сокращение затрат – «резка cost’ов» – риск будущего проигрыша в создании конкурентных преимуществ. Оно ведет к сужению стратегических возможностей и перспектив компании, не позволяя создавать основу будущих денежных потоков.
Ответом на вызовы финансового кризиса становится моделирование и оценка будущего финансового состояния компании с учетом рисков, устойчивости и ликвидности бизнеса. Подобное бизнес планирование, осуществляемое на постоянной основе, предполагает использование эффективного аналитического инструмента. В условиях ограниченных финансов бизнес планирование на Project Expert позволяет «прожить» будущие решения без потери инвестированных средств и обеспечивает:
· Моделирование различных сценариев развития с учетом рисков и параметров экономического окружения
· Взвешенную оценку потребности в финансировании капитальных вложений и оборотного капитала для каждого периода проекта
· Анализ возможности для снижения стоимости капитала за счет формирования его оптимальной структуры
· Оценку проектных рисков, включая риск потери кредитоспособности, ликвидности и финансовой устойчивости
· Тщательную проработку и экспертизу инвестиционного проекта с позиций всех потенциальных участников. Использование методики UNIDO для разработки и оценки бизнес планов делает отчетность проекта понятной всем заинтересованным сторонам.
При подготовке бизнес-плана может быть использовано как универсальное, специальное, так и специализированное программное обеспечение.
К универсальному программному обеспечению относят текстовые редакторы и электронные таблицы, как в рамках офисных пакетов, так и отдельных, самостоятельных программ. К первым относятся Microsoft Office, а так же офисные пакеты от Sun Microsystems - Star Office, офисный пакет от канадской фирмы Corel Corp. - WordPerfect Office, пакет офисных программ OpenOffice.org (распространяется на бесплатной основе), созданный в рамках проекта Open Source Projects и другие.
Ко второй группе универсального программного обеспечения относят независимые текстовые редакторы и электронные таблицы. Наиболее популярными программными продуктами среди текстовых редакторов являются PolyEdit, AbiWord, PatriotXP, CryptEdit. Для подготовки финансовой части бизнес-плана можно использовать - Formula One, Tabad, SuperCalc и др.
Необходимо отметить, что если бизнес-план создается в офисном пакете, то нет необходимости в какой-либо дополнительной программе. Текстовая часть создается в текстовом редакторе пакета, а расчетно-аналитическая - в электронных таблицах того же офисного пакета. При этом данные из электронных таблиц могут быть свободно импортированы в текстовый редактор. В случае использования независимых программных продуктов необходимо либо обеспечить или совместимость между приложениями, либо расчетно-аналитическую часть бизнес-плана создавать отдельно (без импортирования расчетно-аналитических данных в текстовый редактор).
Как показала практика, в большинстве случаев разработка бизнес-плана с использованием универсального программного обеспечения ведется в офисном пакете Microsoft Office. Этот обстоятельство говорит о том, что пользователи считают его наиболее удобным как для подготовки текстовой, так и расчетно-аналитической составляющих бизнес-плана. В некоторых случаях в нем же разрабатываются и презентации (для привлечения и первичного ознакомления инвесторов и партнеров).
Для подготовки расчетно-аналитической части бизнес-плана могут быть использованы и специальное программное обеспечение. Работа со специализированными программными продуктами, как правило, осуществляется в четыре этапа. На первом этапе производится анализ условий разработки и осуществления проекта, формирование и ввод необходимых исходных данных для проведения расчетов, анализа и если позволяет программное обеспечение, то и текстовой составляющей бизнес-плана. На втором этапе с помощью инструментария программного обеспечения осуществляется автоматический расчет финансово-экономических показателей, формируются инвестиционно-финансовая отчетность проекта. Затем проводится финансово-экономический анализ привлекательности инвестиционного проекта, анализ его чувствительности к колебаниям конъюнктуры рынка и изменениям макроэкономических условий деятельности. На заключительном этапе программное обеспечение позволяет автоматически подготовить или финансовую часть бизнес-плана, или ТЭО, или бизнес-план целиком в зависимости от возможностей программы.
На данный момент на российском рынке специализированного программного обеспечения для расчета и анализа финансово-инвестиционной части бизнес-плана и бизнес-плана целиком существует более десятка как отечественных, так и зарубежных программных продуктов.
Среди отечественных можно выделить следующие:
- Project Expert консалтинговой фирмы «Про-Инвест Консалтинг»;
- Инэк-Аналитик консалтинговой фирмы «Инэк»;
- ТЭО-Инвест Института проблем управления РАН;
- Альт-Инвест исследовательско-консультационной фирмы «Альт»;
- Business Plan PL консалтинговой фирмы ЗАО «Общество финансового и экономического развития предприятий РОФЭР»;
- «Мастерская бизнес-планирования» фирмы ООО «Корпоративный Менеджмент»;
- «Мастер проектов» консалтинговой фирмы «Консультационная группа "Воронов и Максимов"»;
и другие.
Представленные программные продукты позволяют:
- детально описать и провести финансово-экономический анализ проекта;
- разрабатывать различные варианты, схемы финансирования и привлечения инвестиций и выбрать наиболее оптимальный вариант;
- проводить анализ коммерческой эффективности инвестиционного проекта в целом;
- смоделировать различные сценарии развития инвестиционного проекта, варьируя значения параметров, влияющих на его финансовые результаты;
- сформировать бюджет инвестиционного проекта с учетом изменений внешний среды организации (инфляции, налогового окружения, ставки рефинансирования ЦБ РФ);
- произвести анализ чувствительности к изменению различных исходных параметров на эффективность проекта;
- в зависимости от возможности конкретной программы подготовить к печати документацию - инвестиционно-финансовую часть бизнес-плана, ТЭО или бизнес план целиком.
Кроме указанных характеристик, у представленных программных продуктов имеются и другие специальные возможности.
Project Expert дает возможность проанализировать несколько вариантов достижения целей развития предприятия и выбрать из них оптимальный. При этом можно оценить запас прочности бизнеса как производную риска изменения важнейших факторов, влияющих на реализацию проекта. Программа также позволяет оценить, как исполнение бизнес-плана повлияет на эффективность деятельности предприятия, рассчитать срок окупаемости проекта, спрогнозировать общие показатели эффективности для группы инвестиционных проектов, финансируемых из общего бюджета.
Project Expert позволяет создать безупречный бизнес-план предприятия, соответствующий международным стандартам (МСФО), подготовить предложения для региональной инвестиционной программы и/или стратегического инвестора, определив для каждого из участников общий экономический эффект от реализации инвестиционного проекта и эффективность инвестиций в него.
С Project Expert можно разработать схему финансирования инвестиционного проекта предприятия с учетом будущих потребностей в денежных средствах на основе прогноза движения денежных средств на всем периоде планирования, выбрать источники и условия привлечения средств для реализации бизнес-плана, оценить возможные сроки и графики возврата кредита. Вы также сможете спроектировать структуру капитала предприятия и оценить стоимость бизнеса.
Project Expert позволяет проанализировать планируемую структуру затрат и прибыльность отдельных подразделений и видов продукции, определить минимальный объем выпуска продукции и предельные издержки, подобрать производственную программу и оборудование, схемы закупок и варианты сбыта.
Project Expert поможет проконтролировать выполнение бизнес-плана предприятия, сравнивая в ходе реализации его плановые и фактические показатели.
Project Expert позволяет гибко учитывать изменения в экономическом окружении и оперативно отражать изменения. Программа рекомендована к использованию Минэкономики России и структурами регионального уровня как стандартный инструмент для разработки бизнес-планов предприятий. В основу Project Expert положена методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS .
При построении в Project Expert финансовой модели, разработав на ее основе бизнес-план компании, автоматически создается хорошо структурированный и понятный отчет.
Благодаря возможностям динамического обмена данными с Excel , передачи отчетов в Word и сохранения их в формате HTML , Project Expert может использоваться и как самостоятельная аналитическая программа, и как составная часть информационно-аналитической системы предприятия.
Система выпускается в нескольких версиях: от Standard - для небольших предприятий - до Professional и PIC - Holding - для крупных корпораций и холдингов - и существует в локальном и сетевом вариантах.
Работа с Project Expert.
Главное меню
Шаг 1. Построение финансовой модели проекта, компании, с учетом экономического и получением прогнозных финансовых отчетов.
Шаг 2. Определение на ее основе объемов капитальных вложений и оборотного капитала, необходимых для финансирования проекта.
Шаг 3. Разработка стратегии финансирования.
Шаг 4. Проектный анализ – оценка инвестиционного проекта, включая количественную оценку проектных рисков, динамики стоимости бизнеса для различных моментов.
Шаг 5. Создание бизнес плана, инвестиционного меморандума, других отчетов: задание определенной структуры, подготовка текстовой части, включение в нее необходимой прогнозной финансовой отчетности, графиков и диаграмм.
Шаг 6. Внесение корректировок в исходные данные инвестиционного проекта, оценка его эффективности в процессе и по итогам реализации
Создание бизнес плана компании, оценка различных вариантов развития предприятия, бизнес план расширения действующего или создания нового производства, выход на новые рынки, развитие сбытовой сети, реструктуризация и возможная продажа – все это требует подготовки финансового плана и итоговых отчетов.
Project Expert существенно облегчает процесс бизнес планирования. С помощью Project Expert исходные данные о планируемой операционной деятельности, обеспечивающих ее реализацию вновь создаваемых активах и привлеченных для их финансирования средствах автоматически преобразуются в:
· прогнозную финансовую отчетность: отчет о движении денежных средств, баланс, отчет о прибылях и убытках,
· таблицы прогнозных финансовых показателей, показателей эффективности инвестиций
· итоговые отчеты бизнес плана.