Раздел «Оценка риска и страхование».

Задача данного раздела — рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации про­екта и основных методах защиты от их влияния.

Предпринимательство в любом виде всегда связано с риском. Предпринимательский (коммерческий) риск — это опасность потен­циальной возможности того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом либо получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.

Бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь или неудач. Поэтому вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогно­зированием и управлением ими, являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.

Естественно, что в этих условиях предприниматель должен не избегать риска, а предвидеть его и понимать свои наиболее уязви­мые стороны, стремясь снизить риск до возможно более низкого уровня.

Глубина анализа рискованности дела зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и масштаба проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок.

Главное здесь — не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения, а затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориенти­ровочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут обойтись фирме.

В основе методики оценки коммерческого риска используется математический аппарат теории вероятностей и график построения кривой нормального распределения. Исходным этапом оценки риска является построение кривой (или таблицы) вероятностей. Для этого необходимо выделить определенные области (зоны) риска:

Безрисковая зона — область, в которой потери не ожидаются, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли), ее можно назвать областью выигрыша предпринимателя.

Зона допустимого риска — область, в пределах которой рас­сматриваемый вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от биз­неса.

Зона критического риска — область, которая характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой при­были, вплоть до величины даже полной потери расчетной выручки от бизнеса. Величина потерь в этой зоне заведомо превышает ожидаемую прибыль и в максимуме может привести к невозмеща­емой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело.

Зона катастрофического риска — область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень, и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя.

Таким образом, для оценки риска необходимо сделать следующее:

1. выявить полный перечень возможных рисков

2. определить вероятность их проявления

3. оценить ожидаемый размер убытков при осуществлении рисков

4. проранжировать риски по вероятности их проявления

5. определить зону допустимого, критического и катастрофического риска

6. установить приемлемый уровень риска

7. отбросить все риски, вероятность проявления которых ниже определенного уровня. Однако, если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, его целесообразно оставить в перечне, даже если вероятность его и мала.

После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо указать для каждого из них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.

Например, при риске сбоев на железнодорожном транспорте необходимо проработать альтернативы транспортировки грузов автомобильным или авиационном транспортом.

Что касается страхования, то здесь следует отметить, что оно слу­жит важным фактором стимулирования хозяйственной активности, дает сильные психологические мотивации экономической деятель­ности: стремление получить выгоду, желание рискнуть.

4.15 Раздел «Финансовый план».

Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обес­печения деятельности фирмы и наиболее эффективного использо­вания имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды.

Данный раздел, несмотря на то, что является завершающим в бизнес-плане, пользуется самой большой популярностью. Любой читатель, будь то инвестор, кредитор или сам инициатор проекта, начнет его изучать именно с финансового плана. В нем необходимо дать ответы на следующие вопросы:

· во что оценивается реализация данного проекта, т.е. сколько денежных средств нужно вложить в проект;

· каков размер прибыли от реализации проекта (в ценах сегодняшнего дня);

· через какой срок проект окупится, т.е. с какого момента он начнет приносить прибыль;

· какова точка безубыточности, т.е. какое минимальное количество услуг необходимо продавать, чтобы затраты на производство услуги полностью покрывались;

· какова будет рентабельность проекта;

· коэффициенты, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия (рентабельность, ликвидность, рыночная активность, прибыльность и т.п.).

Ответы на эти вопросы целесообразно поместить в соответствующие подразделы финансового плана.

Следует указать какое количество средств нужно вложить в проект, какова их структура, и какова периодичность вложений. Информацию лучше располагать в табличном виде.

Прежде чем рассчитать срок окупаемости проекта необходимо определить размер прибыли, которую будет приносить проект после начала реализации услуги, и какие текущие расходы будут производиться. Для этого средние цены на продаваемую услугу следует умножить на предполагаемый объем реализации, учитывая сезонные колебания и вычесть размер текущих расходов. Прибыль от деятельности компании целесообразно представить в виде графика (см. рис. 6.).

Раздел «Оценка риска и страхование». - student2.ru

Рис. 6. График получения прибыли по месяцам

Для расчета сложных проектов, в которых присутствует большое количество показателей, целесообразно пользоваться компьютерными программными продуктами. Для этих целей может быть рекомендован программный продукт «Project Еxpert». С его помощью рассчитываются все показатели, необходимые для составления финансового раздела бизнес-плана.

Зная план поступления валовой прибыли от деятельности компании и периодичность денежных вложений в проект, можно рассчитать срок окупаемости проекта. Для этого необходимо соотнести объем планируемой валовой прибыли по периодам с инвестиционными вложениями в проект. На Рис. 7. графически представлен данный процесс.

Раздел «Оценка риска и страхование». - student2.ru

Рис. 7. График срока окупаемости проекта

Характеризуем точку безубыточности. Из данного подраздела читатель должен получить представление о том, какое минимальное количество услуг необходимо продавать, чтобы затраты на производство услуги полностью покрывались, т.е. такое состояние фирмы, когда разность между доходами и расходами равна нулю.

Для средств размещения точкой безубыточности будет минимальная загрузка номерного фонда, при которой предприятие сможет работать «в ноль» (т.е. не иметь ни прибыли, ни убытков), для турфирмы – это минимальное количество проданных туров. График точки безубыточности стандартно и упрощенно изображается как пересечение прямой дохода и прямой общих издержек (Рис. 8).

Раздел «Оценка риска и страхование». - student2.ru

Рис. 8. График расчета точки безубыточности гостиницы

Точкой безубыточности для рассматриваемого примера будет 55% загрузка номерного фонда. При расчете безубыточности деятельности турфирмы вместо загрузки будет стоять количество проданных туров.

Рентабельность проекта (PI) - данный показатель является одним из важнейших аргументов инициаторов проекта при убеждении инвестора вложить в него инвестиции. Его значение будет сравниваться инвестором с вариантами альтернативного вложения капитала, депозиты банка. Если рентабельность предполагаемого проекта выше банковской ставки по депозитам, то данный проект может заинтересовать потенциального инвестора. Рентабельность проекта рассчитывается по следующей формуле:

PI=NPV/I,

где PI – рентабельность проекта;

NPV – чистый приведенный доход, полученный за время реализации проекта;

I – объем инвестиций

Также целесообразно привести анализ чувствительности проекта. Под чувствительностью проекта понимаются минимальные зна­чения его показателей, при которых сохраняется эффективность проекта.

Контрольные вопросы к Теме 4.

1. Дайте общую характеристику структуры бизнес-плана и подчеркните, чем она определяется

2. Перечислите и охарактеризуйте каждый раздел бизнес-плана

ТЕМА 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА PROJECT EXPERT ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Изучив тему, Вы сможете:

- знать общую характеристику программного продукта Project Expert;

- владеть навыками работы с Project Expert;

5.1. Общая характеристика программы Project Expert и возможности ее использования при разработке бизнес-плана.

Что позволит поддержать развитие компании в условиях кризиса? Как обеспечить финансирование проекта, если существенно сократилась его доступность и возросла стоимость? Project Expert — возможность спланировать развитие бизнеса в отсутствие дешевых денег

o Бизнес планирование. Разработка бизнес плана предприятия

o Финансовая модель проекта и компании

o Финансирование проекта. Оценка потребности в капвложениях и оборотном капитале

o Оценка инвестиционных проектов

o Оценка рисков инвестиционных проектов

o Оценка стоимости бизнеса

o Контроль показателей эффективности проекта в ходе и по итогам его реализации

Даже в кризисных условиях тотальное сокращение затрат – «резка cost’ов» – риск будущего проигрыша в создании конкурентных преимуществ. Оно ведет к сужению стратегических возможностей и перспектив компании, не позволяя создавать основу будущих денежных потоков.

Ответом на вызовы финансового кризиса становится моделирование и оценка будущего финансового состояния компании с учетом рисков, устойчивости и ликвидности бизнеса. Подобное бизнес планирование, осуществляемое на постоянной основе, предполагает использование эффективного аналитического инструмента. В условиях ограниченных финансов бизнес планирование на Project Expert позволяет «прожить» будущие решения без потери инвестированных средств и обеспечивает:

· Моделирование различных сценариев развития с учетом рисков и параметров экономического окружения

· Взвешенную оценку потребности в финансировании капитальных вложений и оборотного капитала для каждого периода проекта

· Анализ возможности для снижения стоимости капитала за счет формирования его оптимальной структуры

· Оценку проектных рисков, включая риск потери кредитоспособности, ликвидности и финансовой устойчивости

· Тщательную проработку и экспертизу инвестиционного проекта с позиций всех потенциальных участников. Использование методики UNIDO для разработки и оценки бизнес планов делает отчетность проекта понятной всем заинтересованным сторонам.

При подготовке бизнес-плана может быть использовано как универсальное, специальное, так и специализированное программное обеспечение.

К универсальному программному обеспечению относят текстовые редакторы и электронные таблицы, как в рамках офисных пакетов, так и отдельных, самостоятельных программ. К первым относятся Microsoft Office, а так же офисные пакеты от Sun Microsystems - Star Office, офисный пакет от канадской фирмы Corel Corp. - WordPerfect Office, пакет офисных программ OpenOffice.org (распространяется на бесплатной основе), созданный в рамках проекта Open Source Projects и другие.

Ко второй группе универсального программного обеспечения относят независимые текстовые редакторы и электронные таблицы. Наиболее популярными программными продуктами среди текстовых редакторов являются PolyEdit, AbiWord, PatriotXP, CryptEdit. Для подготовки финансовой части бизнес-плана можно использовать - Formula One, Tabad, SuperCalc и др.

Необходимо отметить, что если бизнес-план создается в офисном пакете, то нет необходимости в какой-либо дополнительной программе. Текстовая часть создается в текстовом редакторе пакета, а расчетно-аналитическая - в электронных таблицах того же офисного пакета. При этом данные из электронных таблиц могут быть свободно импортированы в текстовый редактор. В случае использования независимых программных продуктов необходимо либо обеспечить или совместимость между приложениями, либо расчетно-аналитическую часть бизнес-плана создавать отдельно (без импортирования расчетно-аналитических данных в текстовый редактор).

Как показала практика, в большинстве случаев разработка бизнес-плана с использованием универсального программного обеспечения ведется в офисном пакете Microsoft Office. Этот обстоятельство говорит о том, что пользователи считают его наиболее удобным как для подготовки текстовой, так и расчетно-аналитической составляющих бизнес-плана. В некоторых случаях в нем же разрабатываются и презентации (для привлечения и первичного ознакомления инвесторов и партнеров).

Для подготовки расчетно-аналитической части бизнес-плана могут быть использованы и специальное программное обеспечение. Работа со специализированными программными продуктами, как правило, осуществляется в четыре этапа. На первом этапе производится анализ условий разработки и осуществления проекта, формирование и ввод необходимых исходных данных для проведения расчетов, анализа и если позволяет программное обеспечение, то и текстовой составляющей бизнес-плана. На втором этапе с помощью инструментария программного обеспечения осуществляется автоматический расчет финансово-экономических показателей, формируются инвестиционно-финансовая отчетность проекта. Затем проводится финансово-экономический анализ привлекательности инвестиционного проекта, анализ его чувствительности к колебаниям конъюнктуры рынка и изменениям макроэкономических условий деятельности. На заключительном этапе программное обеспечение позволяет автоматически подготовить или финансовую часть бизнес-плана, или ТЭО, или бизнес-план целиком в зависимости от возможностей программы.

На данный момент на российском рынке специализированного программного обеспечения для расчета и анализа финансово-инвестиционной части бизнес-плана и бизнес-плана целиком существует более десятка как отечественных, так и зарубежных программных продуктов.

Среди отечественных можно выделить следующие:

- Project Expert консалтинговой фирмы «Про-Инвест Консалтинг»;

- Инэк-Аналитик консалтинговой фирмы «Инэк»;

- ТЭО-Инвест Института проблем управления РАН;

- Альт-Инвест исследовательско-консультационной фирмы «Альт»;

- Business Plan PL консалтинговой фирмы ЗАО «Общество финансового и экономического развития предприятий РОФЭР»;

- «Мастерская бизнес-планирования» фирмы ООО «Корпоративный Менеджмент»;

- «Мастер проектов» консалтинговой фирмы «Консультационная группа "Воронов и Максимов"»;

и другие.

Представленные программные продукты позволяют:

- детально описать и провести финансово-экономический анализ проекта;

- разрабатывать различные варианты, схемы финансирования и привлечения инвестиций и выбрать наиболее оптимальный вариант;

- проводить анализ коммерческой эффективности инвестиционного проекта в целом;

- смоделировать различные сценарии развития инвестиционного проекта, варьируя значения параметров, влияющих на его финансовые результаты;

- сформировать бюджет инвестиционного проекта с учетом изменений внешний среды организации (инфляции, налогового окружения, ставки рефинансирования ЦБ РФ);

- произвести анализ чувствительности к изменению различных исходных параметров на эффективность проекта;

- в зависимости от возможности конкретной программы подготовить к печати документацию - инвестиционно-финансовую часть бизнес-плана, ТЭО или бизнес план целиком.

Кроме указанных характеристик, у представленных программных продуктов имеются и другие специальные возможности.

Project Expert дает возможность проанализировать несколько вариантов достижения целей развития предприятия и выбрать из них оптимальный. При этом можно оценить запас прочности бизнеса как производную риска изменения важнейших факторов, влияющих на реализацию проекта. Программа также позволяет оценить, как исполнение бизнес-плана повлияет на эффективность деятельности предприятия, рассчитать срок окупаемости проекта, спрогнозировать общие показатели эффективности для группы инвестиционных проектов, финансируемых из общего бюджета.

Project Expert позволяет создать безупречный бизнес-план предприятия, соответствующий международным стандартам (МСФО), подготовить предложения для региональной инвестиционной программы и/или стратегического инвестора, определив для каждого из участников общий экономический эффект от реализации инвестиционного проекта и эффективность инвестиций в него.

С Project Expert можно разработать схему финансирования инвестиционного проекта предприятия с учетом будущих потребностей в денежных средствах на основе прогноза движения денежных средств на всем периоде планирования, выбрать источники и условия привлечения средств для реализации бизнес-плана, оценить возможные сроки и графики возврата кредита. Вы также сможете спроектировать структуру капитала предприятия и оценить стоимость бизнеса.

Project Expert позволяет проанализировать планируемую структуру затрат и прибыльность отдельных подразделений и видов продукции, определить минимальный объем выпуска продукции и предельные издержки, подобрать производственную программу и оборудование, схемы закупок и варианты сбыта.

Project Expert поможет проконтролировать выполнение бизнес-плана предприятия, сравнивая в ходе реализации его плановые и фактические показатели.

Project Expert позволяет гибко учитывать изменения в экономическом окружении и оперативно отражать изменения. Программа рекомендована к использованию Минэкономики России и структурами регионального уровня как стандартный инструмент для разработки бизнес-планов предприятий. В основу Project Expert положена методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS .

При построении в Project Expert финансовой модели, разработав на ее основе бизнес-план компании, автоматически создается хорошо структурированный и понятный отчет.

Благодаря возможностям динамического обмена данными с Excel , передачи отчетов в Word и сохранения их в формате HTML , Project Expert может использоваться и как самостоятельная аналитическая программа, и как составная часть информационно-аналитической системы предприятия.

Система выпускается в нескольких версиях: от Standard - для небольших предприятий - до Professional и PIC - Holding - для крупных корпораций и холдингов - и существует в локальном и сетевом вариантах.

Работа с Project Expert.

Главное меню

Шаг 1. Построение финансовой модели проекта, компании, с учетом экономического и получением прогнозных финансовых отчетов.
Шаг 2. Определение на ее основе объемов капитальных вложений и оборотного капитала, необходимых для финансирования проекта.
Шаг 3. Разработка стратегии финансирования.
Шаг 4. Проектный анализ – оценка инвестиционного проекта, включая количественную оценку проектных рисков, динамики стоимости бизнеса для различных моментов.
Шаг 5. Создание бизнес плана, инвестиционного меморандума, других отчетов: задание определенной структуры, подготовка текстовой части, включение в нее необходимой прогнозной финансовой отчетности, графиков и диаграмм.
Шаг 6. Внесение корректировок в исходные данные инвестиционного проекта, оценка его эффективности в процессе и по итогам реализации

Создание бизнес плана компании, оценка различных вариантов развития предприятия, бизнес план расширения действующего или создания нового производства, выход на новые рынки, развитие сбытовой сети, реструктуризация и возможная продажа – все это требует подготовки финансового плана и итоговых отчетов.

Project Expert существенно облегчает процесс бизнес планирования. С помощью Project Expert исходные данные о планируемой операционной деятельности, обеспечивающих ее реализацию вновь создаваемых активах и привлеченных для их финансирования средствах автоматически преобразуются в:

· прогнозную финансовую отчетность: отчет о движении денежных средств, баланс, отчет о прибылях и убытках,

· таблицы прогнозных финансовых показателей, показателей эффективности инвестиций

· итоговые отчеты бизнес плана.

Наши рекомендации