Раздел «Рынки сбыта товаров и услуг».
Этот раздел посвящен изучению рынков и позволяет предпринимателю четко представить: кто будет покупать его товар и где его «ниша» на рынке.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. Для того чтобы правильно определить свое место на рынке, предпринимателю необходимо знать следующее:
· каково целевое назначение каждого потенциального рынка;
· из кого и из чего состоит рынок;
· какие правила действуют на нем;
· какие ограничения (экономические, законодательные, социальные и др.) накладывает рынок на предпринимательство;
· какие возможности предоставляет рынок предпринимательству.
Одна из основных задач фирмы в данном разделе бизнес-плана заключается в определении емкости каждого конкретного рынка по каждому виду товаров (услуг). Эти показатели будут характеризовать возможные объемы сбыта товаров (услуг). Они определяются количеством (преимущественно в натуральном выражении) потенциально реализуемых товаров (услуг) и ожидаемым реальным объемам продаж этих товаров в течение определенного периода времени.
Реальное количество продаж зависит от многих факторов: демографических, социальных, национально-культурных, а главное — экономических, в том числе от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов (сумм сбережений), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т. д.
Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей на рынке конъюнктуры и в разработке прогноза развития рынка. Конъюнктура рынка — это состояние рынка, характеризуемое соотношением между спросом и предложением товаров (услуг), уровнем инвестиционной и предпринимательской активности, динамикой цен, курсов ценных бумаг и процентных ставок по депозитам, кредитам и другими показателями.
С целью анализа потребительского рынка проводится операция сегментирования рынка — разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требования к товару и мотивы его приобретения. От того, насколько обоснованно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех фирмы в конкурентной борьбе за рынок.
Практическое использование приемов сегментации предполагает нахождение оптимального соотношения между процессами стандартизации и дифференциации продукции.
Выделяемые сегменты должны отвечать ряду требований (критериям), без соблюдения которых трудно рассчитывать на успех. Каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко определен, т. е. выделены те характеристики потребителей (обязательно поддающиеся измерению), по которым они относятся к тому или иному сегменту. Выбранные сегменты должны обеспечивать фирме необходимую доходность, т. е. они должны быть достаточно большими, чтобы покрывать дополнительные издержки, связанные с приспособлением товара к требованиям покупателей данного сегмента, и приносить прибыль.
Сегменты должны быть доступными для использования наиболее эффективных методов сбыта, т. е. на рынке должны существовать приемлемые каналы товарораспределения, доступные средства рекламы и т. д. Сегменты должны быть существенными, т. е. отвечать на вопрос, насколько весомыми и стабильными могут считаться группы потенциальных покупателей этих сегментов. Выбранные сегменты должны быть совместимы с рынком основных конкурентов, т. е. здесь нужно ответить на вопрос, в какой степени конкуренты готовы поступиться частью этих сегментов и нужны ли дополнительные расходы для конкурентной борьбы с ними.
Сегменты должны отвечать опыту работы фирмы с данным типом покупателей.
Выбранные сегменты должны быть максимально защищены от сильной конкуренции.
При исследовании рынка предпринимателю необходимо получить ответы на семь важнейших вопросов, а именно:
Что покупают?
По какой цене?
Кто покупает?
Почему покупают?
Как осуществляется покупка?
Когда покупают?
Где покупают?
Следующим важным моментом исследования рынка является определение той его доли, которой может завладеть фирма.
Доля рынка фирмы — это часть рынка отрасли (под отраслью здесь понимается совокупность фирм, производящих и реализующих однородную продукцию), которая используется фирмой для продажи своих товаров. Доля рынка изменяется во времени в зависимости от деятельности фирмы по активизации маркетинговых факторов (реклама, ценообразование, стимулирование продаж и т.п.), от изменения факторов макро- и микросреды фирмы, до деятельности конкурентов.
При определении доли рынка необходимо оценить, как потенциальный так и реальный объем продаж. Потенциальный объем продаж (предложение) - доля потенциального рынка, которую предприниматель надеется захватить, и соответственно — максимальное количество товаров, на реализацию которого он может рассчитывать при его возможностях.
Реальный объем продаж – это количество товаров и услуг, которые предприниматель сможет реально продать при существующих условиях его деятельности.
При оценке доли рынка фирмы необходимо учитывать, что для достижения стабильного положения на рынке она быть занята производством нескольких видов товаров, которые находятся на разных стадиях жизненного цикла.
В этом случае для разработки стратегии фирмы по товарам рекомендуется использовать матрицу Бостонской консалтинговой группы, которая позволяет классифицировать все товары фирмы на рынке в зависимости от темпа роста общего рынка по данному виды товара и относительной доли рынка фирмы на этом рынке.