Цели и принципы построения информационной инфраструктуры предприятия.
Информационная инфраструктура предприятия (ИТ инфраструктура) – это совокупность информационных технологий, аппаратных и программных средств, средств связи и телекоммуникаций на базе бизнес-процессов в организации.
Инфраструктура состоит из следующих составных частей:
- компьютеры и серверы;
- программное обеспечение серверов и рабочих станций;
- данные и средства хранения данных;
- оргтехника (принтеры, копиры, факс аппараты, сканеры);
- сети передачи данных, телефонные сети;
- активное и пассивное сетевое оборудование (маршрутизаторы, коммутаторы, структурированные кабельные сети);
- телефонные станции.
Система управления предприятием в обязательном порядке строится на базе данных оперативной информации, сопровождающей процессы планирования, учёта и управления.
Накопленная информация за прошлые периоды является аналитической базой для контроля и оптимизации деятельности предприятия.
Интегрированная информационная система, помимо предоставления возможности оперативного сбора, хранения и анализа данных, требует высокой исполнительской дисциплины со стороны сотрудников предприятия и обеспечивает построение ясной структуры и последовательности процессов деятельности.
Цели и принципы построения КСУП следующие. Корпоративная система предназначена для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функций управления.
Степень автоматизации функций управления определяется производственной необходимостью, возможностями формализации процесса управления и должна быть экономически или (и) социально обоснована.
Основными классификационными признаками, определяющими вид КСУП, являются:
- сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и т.д.)
- вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и т.д.);
- уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат).
Функции КСУП устанавливают в техническом задании на создание конкретной КСУП на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид КСУП.
Каждая функция КСУП реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций.
Функции КСУП в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):
- планирование и (или) прогнозирование;
- учет, контроль, анализ;
- координацию и (или) регулирование.
Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной КСУП. Функции КСУП можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам [12,13,17].
Суммируя сказанное, можно выделить следующие основные требования к КСУП.
1. Автоматизация трудоёмких работ накопления и обработки всей совокупности актуальных для предприятия данных, характеризующих собственную деятельность и внешнюю среду.
2. Увязка применяемых предприятием интеллектуальных технических средств в рамках единой компьютерной сети.
3. Обеспечение передовыми средствами коммуникаций персонала предприятия, партнеров и контрагентов в целях оперативного обмена информацией.
4. Поддержка современных компьютерно-ориентированных технологий управления для решения задач эффективного управления всей совокупностью ресурсов предприятия.
5. Управление логикой исполнения основных бизнес-процессов.
6. Поддержка решения задач на всех уровнях управления предприятием.
В соответствии с перечисленными требованиями можно выделить основные принципы, на которых должна строиться КСУП.
Интеллектуальность. Возможность обеспечить не только накопление и обработку данных, но и решение задач поддержки принятия решений по управлению предприятием.
Комплексность. Комплексный, системный подход к решению всей совокупности задач управления предприятием.
Интегрированность. Объединение всех программно-аппаратных средств предприятия в единую компьютерную сеть – центр системы коммуникаций [15,16].
Единство информационного пространства. Увязка в единое целое всех информационных ресурсов предприятия и обеспечение доступа к ним всем конечным пользователям в рамках предоставленных им прав. При этом должен быть реализован принцип однократного ввода данных в месте их возникновения и многократного использования в последующем.
Оперативность. Своевременная фиксация всех происходящих на предприятии фактов хозяйственной деятельности и внешних событий, влияющих на принятие решений, и автоматизированная обработка этих данных в сроки, адекватные срочности реагирования на фиксируемые события.
Аналитичность. Возможность применения разнообразного математического и аналитического аппарата для выявления в накопленных данных скрытой информации.
Модульность. Возможность поэтапного создания и внедрения КСУП и разделение функций накопления и обработки данных между различными подразделениями, нуждающимися в различных средствах автоматизации.
Масштабируемость. Возможность развития системы без изменения основополагающих принципов функционирования по мере роста масштабов деятельности предприятия, в результате слияний и объединений компаний, развития новых направлений бизнеса.
Открытость. Способность взаимодействовать с программно-аппаратными средствами, уже используемыми или планируемыми к внедрению на предприятии. Соответствие общепринятым стандартам, протоколам и спецификациям, поддержка распространённых форматов обмена данными и т.д. в целях обеспечения возможности наращивать функционал системы за счет присоединения к ней дополнительных компонент.
Доступность. Возможность взаимодействия с конечными пользователями непосредственно на их рабочих местах или при удаленном доступе посредством мобильных устройств, удобный и понятный интерфейс ввода исходных данных, настройки параметров управления автоматически выполняемыми расчетами и формами представления выходной информации.
Адаптивность. Наличие развитого механизма настроек обеспечивающего изменения в логике функционирования системы в соответствии с изменениями в законодательстве и подходах к управлению предприятием.
Архитектура сервисов предприятия, портала предприятия, средств для совместной работы, многоканальный до-ступ, управление знаниями, бизнес-аналитики, управление основными данными, управление бизнес-процессами, инфраструктурой обмена.
С позиций системного анализа архитектура предприятия рассматриваться в двух аспектах статическом и динамическом. Рассматриваемая в статике архитектура предприятия состоит из следующих элементов: миссия и стратегия, стратегические цели и задачи; бизнес-архитектура; системная архитектура. Рассматриваемая в динамике архитектура предприятия – это логически связанный цельный план действий и скоординированных проектов, необходимых для преобразования сложившейся архитектуры организации к состоянию, определенному как долгосрочная цель, базирующийся на текущих и планируемых бизнес-целях и бизнес-процессах организации. Таким образом, архитектура предприятия в общем случае описывается следующими последовательно зависимыми разделами:
- сформулированные миссия и стратегия субъекта экономики, стратегические цели и задачи;
- бизнес-архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии,
- системная архитектура в текущем (as is) и планируемом (to be) состоянии;
- планы мероприятий и проектов по переходу из текущего состояния в планируемое.
В стандарте ANSI/IEEE 1471-2000is дается следующее определение архитектуры: «фундаментальная организация системы, реализованная в ее компонентах, связях этих компонентов друг с другом и внешней средой и принципах, определяющих структуру и развитие системы». Архитектура предприятия представляет собой концепцию, помогающую организациям изучить собственную структуру и принципы работы. Архитектура предприятия предоставляет «карту» организации и средство прокладки на этой карте маршрута, определяющего изменения в бизнесе и технологиях. Архитектура предприятия обычно представляет собой комплексный набор моделей, описывающих структуру и функции предприятия. Важные сферы применения этих моделей — систематическое планирование и создание архитектуры ИТ, а также принятие стратегических решений. Отдельные модели в архитектуре предприятия упорядочены логически, что позволяет получить высокодетализированное описание предприятия, включая следующие элементы: цели и задачи; процессы и их организация; системы и данные; используемые технологии.
Одним из лучших примеров реализации управления бизнес-процессами предприятия, создания корпоративного портала и обмена данными является продукт SAP R/3.
SAP R/3 (SAP ERP) – это самый известный продукт компании — ERP-система SAP R/3, ориентированная на крупные и средние предприятия, разрабатываемая и продаваемая компанией с начала 1990-х годов. Создана в продолжение линеек RF (позднее идентифицированной как R/1) и R/2. Начиная с выпусков середины 2000-х годов название R/3 не используется; ядро ERP-системы, созданной в продолжение линейки, производитель называет SAP ERP ECC (англ. Enterprise Central Component).
Буква R из R/3 является начальной буквой слова «Realtime» и означает немедленную проводку и актуализацию данных, которые в рамках интеграции немедленно доступны всем заинтересованным отделам предприятия. Цифра 3 означает, что в системе реализована архитектура клиент/сервер приложений/система управления базами данных (трёхзвенная модель), в отличие от R/2, которая работала на мейнфреймах (больших ЭВМ).
Интеграционное программное обеспечение. Специалисты практики SAP обладают большим опытом разработки на базе платформы SAP NetWeaver и успешной реализации интеграционно-прикладных задач.
SAP NetWeaver реализует собственную концепцию SAP ESA (SAP Enterprise Service Architecture) по построению бизнес-приложений на основе сервис-ориентированной архитектуры. Эта концепция объединяет информационные технологии и бизнес-стратегии в единое целое. Благодаря этой концепции обеспечивается согласованность действий людей, информационных потоков и бизнес-процессов предприятия. Коммуникации участников процессов основываются на web-сервисах.
Корпоративный портал. Информационным пространством для коммуникации сотрудников, их доступа к корпоративным системам и знаниям и прочим источникам информации является корпоративный портал. Портал является инструментом повышения продуктивности работы сотрудников за счет организации коллективной работы, возможности связывания данных различных приложений и управления знаниями. Портал предоставляет самые современные средства для командной работы – телеконференции, чаты, обмен сообщениями, документами и совместного использования приложений и рабочих столов в режиме реального времени.
Многоканальный доступ.Приложение многоканального доступа обеспечивает доступ к корпоративным сервисам в любое время из любой точки мира при помощи мобильных средств. Компании могут подключать к использованию корпоративных решений сотрудников филиальных подразделений, повышая эффективность и производительность работы компании в целом. Реализация через мобильные устройства процессов управления взаимоотношений с клиентами позволяет повысить качество их обслуживания.
Управление основными данными.Решение для управления основными данными обеспечивает достоверность информации, консолидацию и синхронизацию данных разнородных ИТ-систем, например, вследствие слияний и поглощений. Решение позволяет централизованно контролировать информационные потоки с учетом взаимосвязей и отражением изменений. Решение основано на инфраструктуре обмена данными SAP Exchange Infrastructure.
Бизнес-аналитика.Комплекс аналитических приложений SAP Business Intelligence обеспечивает многомерный анализ результатов деятельности для прогнозирования и планирования будущих показателей бизнеса. Решение включает инструментарий для создания и публикации настраиваемых интерактивных отчетов и приложений, которые обеспечивают качественно новый уровень информированности лиц, принимающих решения.
Управление знаниями. Система управления знаниями позволяет эффективно организовать процесс структуризации знаний, обучения, обмена информации, а также совместную работу в тематических сообществах. Средства управления содержимым предоставляют возможности редактирования, публикации и управления документами, слайд-шоу, медиа информацией.
Управление бизнес-процессами.Решение управления бизнес-процессами ориентировано на проектирование и управление бизнес-процессами в разнородном ИТ-окружении. Решение предоставляет среду моделирования и визуализации бизнес-процессов.
Инфраструктура обмена SAP Exchange Infrastructure.Инфраструктура обмена SAP Exchange Infrastructure (SAP XI) основана на открытых стандартах современных интеграционных технологий. SAP XI обеспечивает совместную работу информационных систем в рамках бизнес-процессов как в масштабах одного предприятия, так и с участием нескольких партнеров и клиентов. При этом бизнес-процессы могут быть основаны на решениях SAP и на приложениях других разработчиков.
Если различные этапы бизнес-процесса реализованы в разнородных системах, то изменение этих систем для поддержки изменяющегося бизнес-процесса может оказаться ресурсоемким. Инфраструктура обмена SAP XI позволяет беспрепятственно адаптировать системы и бизнес-процессы к изменениям и снизить затраты на интеграцию. SAP XI хранит информацию для доступа к функциям бизнес-приложений, интеграции систем и выполнения бизнес-процессов в единой базе знаний.
SAP Solution Manager.Платформа SAP Solution Manager − это комплекс инструментов для управления решениями SAP, который применяется для внедрения, эксплуатации, мониторинга и поддержки решений SAP. Платформа SAP Solution Manager облегчает техническую поддержку распределенных систем с помощью функциональных возможностей, охватывающих все ключевые аспекты развертывания, эксплуатации и непрерывной оптимизации используемого решения. Для повышения надежности решений и снижения общей стоимости владения платформа SAP Solution Manager консолидирует инструментальные средства, информационное содержание и функциональные возможности для обеспечения прямого доступа к сервисным службам SAP.
Концепция SAP ESA ориентирована на создание новых решений для бизнес-процессов путем комбинирования функциональных возможностей в уже существующих решениях нового функционала. Эта задача решается при помощи нового поколение программных решений – композитных приложений SAP xApps.
Контрольные вопросы по теме 1:
1. Почему в настоящее время информация считается важным стратегическим ресурсом для любой организации?
2. Аналитики компании Gartner считают, что для успешной реализации стратегии компании необходимо предпринять несколько принципиальных шагов, перечислите их.
3. Благодаря каким условиям реализация стратегии EIM может внести весомый вклад в достижение стратегических целей компании?
4. Какие аспекты построения информационных систем рассматривает информационно-технологическая архитектура предприятия?
5. В чём заключается проблема построения технологической инфраструктуры и инвестиций в инфраструктуру предприятия?
6. Каковы основные классификационные признаками определяющие вид корпоративной системы управления предприятием?