Анализ финансовой реализуемости
Анализ финансовой реализуемости – финальный этап всестороннего анализа реализуемости. С точки зрения анализа реализуемости, предварительные финансовые оценки оказываются достаточными. Большие усилия в этом направлении обычно не требуются, поскольку характер коммерческой деятельности неизбежно будет изменяться,
что на начальном этапе делает неуместной трату большого времени на составление подробных финансовых прогнозов.
Наиболее важные вопросы, которые следует рассмотреть на данном этапе – это объем средств, необходимых для запуска проекта, финансовые показатели аналогичных предприятий и общая финансовая привлекательность предлагаемого проекта.
Требуемый объем средств
Первый вопрос относится к полному объему средств, необходимых для организации первых продаж новой продукции. Необходимо прикинуть фактический бюджет проекта, охватывающий все предполагаемые капитальные закупки и эксплуатационные расходы, необходимые для запуска и успешного функционирования проекта. После определения общих показателей, необходимо оценить источники финансирования. Избегайте простодушных утверждений типа «Я планирую включить инвесторов в совет» или «Я займу денег». Хотя, в конечном счете, вы действительно привлечете инвесторов или кредиторов к вашей деятельности, необходима более детальная проработка источников финансирования вашей компании на начальном этапе.
Если денежные средства поступают от друзей или членов семьи, либо добываются иными способами, такими как использование кредитных карт или иных форм кредитования, необходимо составить разумный план погашения задолженности. Важно то, как вы объясните порядок покрытия издержек на начало коммерческой деятельности и возврата долгов. Многие новые предприятия сами по себе выглядят многообещающе, но деньги на их реализацию никто не дает, либо организационный процесс не позволяют вернуть исходные издержки. Планируя первоначальные издержки, лучше их переоценить, чем недооценить. На начало коммерческой деятельности распространяется закон Мерфи: все события развиваются по наихудшему сценарию. Редкое начало коммерческой деятельности обходится без непредвиденных расходов.
Финансовые показатели аналогичных предприятий
Вторым элементом анализа финансовой реализуемости является оценка предполагаемых финансовых показателей планируемой компании путем ее сопоставления с аналогичными, уже функционирующим компаниями. Очевидно, что такой подход дает оценочные данные, а не точные цифры. Существуют различные способы выполнения подобных оценок, все они предполагают определенную детективную работу.
Во-первых, сегодня многие данные имеются в открытом доступе, включая финансовые отчеты тысяч отдельных фирм. Легче всего подобные данные получить по работающим на бирже компаниям через Hoovers или аналогичный ресурс. Однако обычно эти компании слишком велики, чтобы сопоставление с планируемым новым предприятием было разумным. Хитрость состоит в том, как добыть данные о финансовых показателях небольших компаний, сравнение с которыми более адекватно.
Существуют дополнительные способы получения сведений о финансовых показателях небольших компаний. Если начинающий предприниматель находит компанию, аналогичную открываемому или предполагаемому предприятию, и эта компания не является прямым конкурентом, не будет неуместным спросить владельца или руководителя этой компании о соответствующих доходах или продажах компании. Даже
если владелец или руководитель готовы говорить только в расплывчатых формулировках («наш годовой объем продаж – в пределах 3 миллионов», «наши продажи составляют около 9 процентов рынка»), эта информация – лучше, чем никакой информации.
Общая финансовая привлекательность предприятия
Оценка финансовой привлекательности предполагаемого предприятия также определяется рядом других факторов. Такие оценки, как уже обсуждалось, в первую очередь основываются на планируемых продажах и коэффициенте отдачи (прибыльности). На этапе анализа реализуемости значение коэффициента отдачи имеет характер разумной оценки.
Чтобы уточнить прогноз, для оценки финансовой реализуемости планируемый коэффициент отдачи необходимо сопоставить со следующими параметрами:
объем капитальных инвестиций; уровень риска, заложенного в организуемой деятельности;
существующие варианты использования инвестируемых денежных средств;
существующие варианты использования времени и трудозатрат предпринимателя.
Таблица 6.Финансовая реализуемость
Стабильный и быстрый рост продаж в первые пять-семь лет в четко определенном сегменте рынка
Высокий процент возврата инвестиций – означает, что компания выиграла битву за клиента, и клиент обеспечивает прибыльность компании
Способность прогнозировать доходы и расходы с разумной точностью Наличие внутренних фондов для финансирования и поддержания стабильного
роста компания Способность к выходу из бизнеса (посредством приобретения другой компанией
или иным выгодным способом), важная для инвесторов с точки зрения превращения акционерного капитала в реальные деньги
Хотя многие возможности на первый взгляд кажутся многообещающими, они могут ничего не значить в финансовом плане. Например, для группы инвесторов нет никакого смысла инвестировать 10 миллионов долларов в капиталоемкий и рискованный проект с коэффициентом прибыльности 5%. Пять процентов прибыли можно заработать в инвестиционных фондах денежного рынка с куда меньшим риском! Адекватность предполагаемого коэффициента отдачи также зависит от альтернатив, которые имеются у организаторов нового бизнеса. Например, человеку, оставляющему работу с годовой зарплатой 150 000 долларов ради организации своего дела, требуется больший коэффициент отдачи, чем человеку, оставляющему работу с годовой зарплатой 50 000 долларов15.
Прочие факторы, используемые для оценки общей финансовой привлекательности нового коммерческого предприятия, перечислены в Таблице 6.
МОДУЛЬ 4. НАПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Обсудим важность написания бизнес-плана. Хотя многие новые предприятия похожи на импровизацию, и их текущая деятельность осуществляется без формального планирования, очень трудно найти эксперта, который бы не порекомендовал составление бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой оформленный в письменном виде рассказ, обычно объемом от 25 до 35 страниц, в котором излагаются цели нового предприятия и методы их достижения. Для большинства новых компаний бизнес-план является документом двойного назначения, одновременно внутренним и внешним. С точки зрения самой компании, бизнес-план помогает разработать «маршрут», которым необходимо следовать для реализации стратегий и планов компании. С точки зрения окружающих, бизнес-план показывает предполагаемым инвесторам и прочим заинтересованным лицам коммерческие возможности, которые пытается реализовать компания, и план достижения компанией поставленных целей52.
Время для написания бизнес-плана выделяется на этапе предпринимательского процесса, который называется «Разработка успешных бизнес-идей». Писать бизнес-план заранее – ошибка. Бизнес-план должен иметь вполне самостоятельный характер, содержать достаточно подробные сведения о новом предприятии, которые бы убеждали читателя в том, что новый проект перспективен и заслуживает поддержки. Набор подробных характеристик определяется на этапе анализа реализуемости предполагаемого нового предприятия.
Одно из научных исследований показывает, что будущие предприниматели, составлявшие бизнес-план, начинали коммерческую деятельность в шесть раз чаще, чем лица, не составлявшие бизнес-план53.
На Рисунке 7 приведены две основных причины написания бизнес-плана. Во-первых, написание бизнес-плана заставляет основателей компании в систематическом ключе продумывать все аспекты работы нового предприятия6. Это нетривиальная задача: обычно составление качественного бизнес-плана занимает от нескольких дней до нескольких недель, и организаторам компании в этот период приходится регулярно встречаться и общаться.
Рисунок 7.Две основные причины написания бизнес-плана
Внутренняя причина | Внешняя причина | ||
Заставляет | команду | основателей | Передача сведений о новом предприятии |
систематически | продумать | все аспекты | заинтересованным лицам, таким как |
деятельности будущего предприятия | инвесторы и банкиры | ||
Ворая причина написания бизнес-плана – разработка первого официального документа компании. Это – документ, посредством которого молодая компания представляет себя потенциальным инвесторам, поставщикам, деловым партнерам,
52Entrepreneur's Toolkit (Boston: Harvard Business School Publishing, 2005).
53 J. Liao and W. Gartner, "The Influence of Pre-Venture Planning on New Venture Creation," Journal of Small Business Strategy 18, no. 2 (Fall/Winter 2008): 21-30.
ключевым претендентам на рабочие места и так далее54. Представьте, что у вас имеется достаточно средств для инвестирования в новый бизнес. Вы в неформальной остановке общаетесь с несколькими предпринимателями на конференции, посвященной «стартап»-проектам, и выделяете два предприятия, о которых хотели бы узнать побольше. Вы связываетесь с первым предпринимателем – и просите у него копию бизнес-плана. Предприниматель немного смущается, после чего говорит, что он не готовил формальный бизнес-план, но хотел бы работать с вами, и даже готов обсудить с вами некоторые идеи. Вы связываетесь со вторым предпринимателем и просите его о том же. Предприниматель отвечает, что с радостью отправит вам копию своего 30-страничного бизнес-плана вместе с презентацией в Power Point, включающей 10 слайдов, на которой представлено содержание бизнес-плана. Десятью минутами позже на ваш адрес электронной почты приходит письмо с вложенной презентацией в Power Point и уведомлением о том, что бизнес план вы получите следующим утром. Вы просматриваете слайды, на которых в живой манере и в точных формулировках выражены все преимущества открывающейся коммерческой возможности. На другой день вы получаете бизнес-план, который также производит хорошее впечатление и выглядит многообещающе.
Какой из предпринимателей убедит вас инвестировать в его бизнес? При прочих равных условиях, ответ очевиден – второй. Тот факт, что у второго предпринимателя имеется бизнес-план, не только позволяет вам получить подробные сведения о его планируемой деятельности, но также говорит о том, что предприниматель тщательно продумал каждый элемент своего предприятия, и достаточно серьезно относится к этому предприятию, поскольку был готов потратить достаточно сил и средств на написание бизнес-плана.
У бизнес-плана есть две основных группы читателей. Подробно рассмотрим каждую из них.
Сотрудники компании
Четко составленный бизнес-план, в котором сформулированы видение и содержание планов компании, важен как для команды руководства, так и для рядовых сотрудников.
Четко написанный бизнес-план также помогает рядовым сотрудникам компании объединить свои усилия, продвигаясь вперед в согласованной и целеустремленной манере. Наличие бизнес-плана особенно важно для глав функциональных подразделений молодых компаний.
Инвесторы и прочие заинтересованные лица
Заинтересованные лица, привлекаемые компанией, такие как инвесторы, потенциальные деловые партнеры и будущие сотрудники – вот второй круг людей, интересующихся бизнес-планом. Чтобы привлечь данную группу людей, бизнес-план
54 P. Kennedy, "20 Reasons Why You Need a Business Plan," growthink, mvw.groivthink.com, April 9, 2008 (accessed December 1, 2008); Adam Jolly, From Idea to Profit (Kogan Page: London, 2005).
должен быть реалистичным и не слишком самоуверенным55. Высокомерные оптимистичные утверждения или откровенные прожекты снижают степень доверия к бизнес-плану, поэтому глупо включать их в текст. В то же время, бизнес-план должен четко отражать жизнеспособность бизнес-идеи и, для потенциальных инвесторов, обосновывать коэффициент отдачи больший, чем при инвестировании в отрасли с малым риском. То же самое справедливо при рассмотрении бизнес-плана потенциальными деловыми партнерами, потребителями и претендентами на рабочие места. Хотя потенциал нового коммерческого предприятия может казаться весьма высоким, у инвесторов мало причин связываться с такими проектами.
Перед тем, как показывать свой бизнес-план кому-либо, компания обязана обосновать реализуемость собственной бизнес-идеи, а также почувствовать состояние конкурентной среды в выбранном рабочем сегменте рынка.
Помимо сказанного выше, бизнес-план должен содержать указания на все ограничения по ресурсам, с которыми компании придется столкнуться перед тем, как ее деятельность начнет приносить доход.
Руководство по написанию бизнес-плана
Имеется несколько важных советов, которые помогают написать хороший бизнес-план. Необходимо помнить, что бизнес-план компании – это, как правило, тот документ, который инвестор изучает в первую очередь. Если план неполон, либо кажется небрежным, инвестор сразу подумает, что новая идея сама по себе неполна или небрежна56. Необходимо внимательно отнестись к структуре, содержанию и стилю написания бизнес-плана, прежде чем отправлять его инвестору или кому-либо еще, кто может принять участие в организации новой компании. В Таблице 7 приведены некоторые предостережения, касающиеся недостаточности или отсутствия важных элементов бизнес-плана.
Структура бизнес-плана
Чтобы произвести наилучшее впечатление, бизнес-план должен иметь стандартную структуру. Хотя многие предприниматели хотели бы продемонстрировать творческий подход во всем, за что они берутся, любое отклонение от базовой структуры бизнес-плана обычно является ошибкой.
Таблица 7.Предостережения,касающиеся содержания бизнес-планов
Предостережение | Объяснение | ||
Основатели не вкладывают | Если основатели не желают рисковать собственными | ||
в рискованное предприятие | деньгами, почему этого должен хотеть кто-то другой? | ||
55 M. C. Mankins and R. Steele, "Turning Great Strategy into Great Performance," Harvard Business Review 85, no.
7 (2005): 78-89; D. Valentine, "Don Valentine: Sequoia Capital," in Done Deals: Venture Capitalists Tell Their Stories, ed. U. Gupta (Boston: Harvard Business School Press, 2000), 1 73.
56 Deloitte & Touche, Writing an Effective Business Plan, 4th edition, 2003.
собственные средства | |||||||
В | бизнес-плане | мало | План должен основываться на ясных примерах и | ||||
ссылок | результатах исследований, а не на предположениях, и не | ||||||
формулировках в стиле «я думаю, что …» Необходимо | |||||||
указывать все источники, использованные в рамках | |||||||
первичного и вторичного исследований. | |||||||
Слишком | широкое | Слишком общее описание рынка сбыта продукции новой | |||||
определение | целевого | компании показывает, что целевой рынок определен | |||||
рынка | нечетко. Например, если вы пишете, что целевым рынком | ||||||
нового | предприятия | является | фармацевтическая | ||||
промышленность с продажами 550 миллиардами долларов в | |||||||
год, то вы не сообщаете никакой полезной информации. | |||||||
Возможности рынка необходимо описывать более четко. | |||||||
Очевидно, что новое предприятие должно ориентироваться | |||||||
на небольшой сегмент рынка или специализированный | |||||||
сектор отрасли. | |||||||
Смелые | финансовые | Многие инвесторы начинают читать план с данного пункта. | |||||
заявления | Плохо обоснованные или нереалистичные финансовые | ||||||
перспективы снижают степень доверия к проекту. Напротив, | |||||||
умеренные и хорошо обоснованные утверждения, | |||||||
подкрепленные результатами исследований и проверок, | |||||||
повышают доверие инвестора. | |||||||
Небрежность в чем-либо | Заставлять читателя продираться сквозь опечатки, проекты | ||||||
балансов предприятия, в которых нет никакого баланса, и | |||||||
небрежность изложения – плохая идея. Ошибки данного | |||||||
сорта воспринимаются как невнимательность к деталям, что | |||||||
снижает степень доверия инвестора к предпринимателю. | |||||||
Содержание бизнес-плана
Бизнес-план должен содержать четко сформулированные и ясные сведения по всем важным аспектам предлагаемого нового проекта. Он должен быть достаточно объемным, чтобы вместить в себе всю необходимую информацию, но и не слишком длинным, чтобы читатель не терял интерес к материалу в процессе чтения. Для большинства планов достаточно от 25 до 35 страниц. Информация, подкрепляющая положения бизнес-плана, такая как формы резюме предпринимателей – основателей компании, может быть вынесена в приложение.
После составления бизнес-плана его следует проверить на предмет правописания, грамматики, убедиться в том, что никакая важная информация не упущена.
Стиль или формат бизнес-плана
Форма бизнес-плана должна быть тщательно продумана. Он должен выглядеть отточено, но не производить впечатление больших финансовых затрат на его подготовку. Тот, кто читает бизнес-план, знает, что у предпринимателей ресурсы ограничены, и
ожидают от них соответствующего поведения. Удачным вариантом является прошивка плана спиральной пружиной, прозрачная пленка в качестве лицевого листа обложки и жесткая подкладка в качестве заднего листа обложки. Набирая план, избегайте чрезмерного использования средств форматирования текста, имеющихся в программах обработки текстов, таких как жирный шрифт, курсив, различные размеры и цвета шрифтов, графические вставки и так далее. Чрезмерное использование таких средств приводит к тому, что бизнес-план выглядит не «профессионально», а скорее «любительски»57.
Один из наиболее часто задаваемых составителями бизнес-планов вопросов звучит так: «Насколько подробно и развернуто следует его писать?» Ответ на данный вопрос зависит от характера составляемого бизнес-плана. Существует три вида бизнес-планов, для каждого из которых установлены свои практические правила, касающиеся развернутости и степени детализации. На Рисунке 8 приводятся три вида бизнес-планов.
Рисунок 8.Виды бизнес-планов
Сводный бизнес-план | Полный бизнес-план | Операционный бизнес-план | ||||||||
10 – 15 страниц | 25 – 35 страниц | 40 – 100 страниц | ||||||||
Хорошо работает | в | случае | Хорошо работает в | случае | Необходим, | в | первую | |||
новых | проектов | на | новых проектов на этапе, | очередь, | для | внутреннего | ||||
начальном | этапе | развития, | требующем | использования; | хорошо | |||||
функция – «пробный шар» | капиталовложений | или | работает | в качестве | плана | |||||
для проверки | интереса | финансирования; функция – | фактических работ в рамках | |||||||
инвесторов | к предлагаемой | «заготовка» фактического | нового | предприятия | и в | |||||
идее | плана работ компании | качестве | справочного | |||||||
материала | для | |||||||||
функциональных | ||||||||||
руководителей | ||||||||||
Выделение изменяющихся элементов бизнес-плана
В качестве последнего совета по написанию бизнес-плана необходимо сказать, что он, уже будучи написанным, обычно изменяется. По мере того как предприниматель или группа предпринимателей составляют бизнес-план, у них, в ходе обмена мнениями, неизбежно возникают новые точки зрения на проект. Данный процесс воспроизводится в течение всего жизненного цикла компании, он заставляет предпринимателей жить в состоянии напряжения, все время открывать новые точки зрения и предлагать новые идеи. Как результат этого явления, предприниматели, составившие бизнес-план и успешно начавшие коммерческую деятельность, убеждаются в том, что бизнес-план – это живой, дышащий организм, а не сухой документ.
57 Entrepreneur's Toolkit. Boston: Harvard-Business School Publishing, 2005.
Структура бизнес-плана
Рекомендуемая структура бизнес-плана приводится в Таблице 7. Конкретные планы могут отличаться от этой схемы, в зависимости от характера коммерческой деятельности и личных качеств предпринимателей-основателей. Большинство бизнес-планов не включают в себя всех элементов, представленных в Таблице 7; мы включаем все элементы с целью полноты изложения. Каждый предприниматель сам решает, какие именно элементы следует включить в свой бизнес-план.
Титульная страница и оглавление
Титульная станица должна содержать название компании, адрес, номер телефона, дату, контактную информацию главного предпринимателя и ссылку на сайт компании, если он имеется. К контактной информации относятся номер стационарного телефона, адрес электронной почты и номер мобильного телефона. Если у компании уже имеется зарегистрированный торговый знак, его следует разместить близко к центру страницы. Сразу после титульного листа следует оглавление.
Пояснительная записка
Пояснительная записка представляет собой краткое изложение всего бизнес-плана; она дает возможность занятому читателю оценить суть нового проекта58.
Объем пояснительной записки не должен превышать двух страниц, набранных с одинарным интервалом.
Таблица 7.Структура бизнес-плана
Титульная страница Оглавление
I. Пояснительная записка
II. Характеристика компании История компании Формулировка задачи Товары и услуги Текущий статус компании
Официальный статус и права собственности Ключевые партнеры (если есть)
III. Анализ отрасли
Масштаб отрасли, темп роста и перспективы продаж Структура отрасли Характеристика участников Ключевые факторы успеха Тенденции отрасли
58 U. Looser and B. Schlapfer, The New Venture Adventure. New York: Texere, 2001
Долгосрочные перспективы IV. Анализ рынка
Сегментация рынка и выбор целевого рынка Поведение покупателей Конкурентный анализ
V. Маркетинговый план Общая маркетинговая стратегия
Продукция, цены, продвижение и распространение VI. Структура руководства и компании
Команда руководства Совет директоров Совещательный совет Структура компании VII. План работ
Общий подход к работам Размещение бизнеса Объекты и оборудование
VIII. План разработки и развития товара (или услуги) Состояние и задачи разработки Проблемы и риски Права интеллектуальной собственности
IX. Финансовые перспективы
Источники финансирования и порядок их использования Перечень предположений Прогнозируемый доход Прогнозируемый баланс Прогнозируемый оборот Анализ коэффициентов эффективности
Приложения
Характеристика компании
Основная часть бизнес-плана начинается с общей характеристики компании. Хотя, на первый взгляд, данный раздел может показаться менее важным, чем прочие, он крайне необходим. Он показывает читателю, что вы действительно способны превратить идею в бизнес.
Историю компании следует изложить кратко, однако стоит указать, откуда возникла идея компании, и что послужило толчком к началу коммерческой деятельности.
Формулировка задачи
Формулировка задачи поясняет, почему компания существует, и чем она стремится быть. В составе бизнес-плана, грамотная формулировка задачи компании показывает, что ваша коммерческая деятельность носит направленный характер, вы в состоянии четко и ясно определить поставленные цели. В разделе «Товары и услуги» опишите товары и
услуги более подробно, чем в пояснительной записке. Включите описание уникальности ваших товаров или услуг, укажите, как именно вы собираетесь позиционировать их на рынке. Позиция товара или услуги – ее место относительно продукции конкурентов. Раздел «Товары и услуги» - идеальное место, чтобы начать приводить результаты выполненного вами анализа реализуемости. В разделе «Текущий статус» вы указываете, как далеко зашла компания в своем развитии.
Анализ отрасли
Данный раздел следует начать с описания отрасли, в которой вы собираетесь заниматься коммерческой деятельностью, с точки зрения ее масштабов, темпа роста и перспектив продаж. Важно сосредоточиться на отрасли, в которой планируется работа, не скатываясь к одновременному описанию рынка. Перед тем, как выбрать целевой рынок, необходимо получить четкое представление обо всей отрасли – включая анализ наиболее перспективных сегментов, равно как и наиболее уязвимых мест.
Анализ рынка
После раздела «Анализ отрасли» в бизнес-плане обычно следует раздел «Анализ рынка». В то время как анализ отрасли дает представление об отрасли, в которой планируется деятельность компании (например, производство игрушек, напитков, одежды для женщин), анализ рынка позволяет поделить отрасль на сегменты, чтобы сконцентрировать внимание читателя на конкретном сегменте (или целевом рынке), в котором компания собирается работать.
Первая задача, решаемая в ходе анализа рынка, это – разделение отрасли, в которой планируется деятельность компании, на сегменты, и последующее определение целевого рынка компании. Эта деятельность называется сегментацией рынка, и представляет собой разделение рынка на отдельные сегменты. Сегментация рынка может выполняться различными способами, в том числе географически (город, регион, страна), демографически (возраст, пол, доход), психографически (личные качества, стиль жизни, ценности) и т.д.
В анализ рынка важно включить раздел, описывающий поведение потребителей на целевом рынке компании. Чем больше предприниматель знает о потребителях на целевом рынке, тем в большей степени продукция будет соответствовать их потребностям. Также необходим конкурентный анализ, представляющий собой подробный анализ конкурентов компании. Включение в бизнес-план конкурентного анализа помогает самой компании понять позиции ее основных конкурентов, при этом читатель бизнес-плана понимает, что компания хорошо знакома со своим конкурентным окружением.
Маркетинговый план
Маркетинговый план определяет порядок продажи компанией ее товаров или услуг. Это – работа на уровне «гаек и болтов» маркетинга, таких как ценовая политика, продвижение, распространение и продажи.
Лучший способ представления маркетингового плана компании – начать с формулировки маркетинговой стратегии, позиционирования и точек дифференциации, а затем обсудить, как эти важные аспекты будут поддерживаться ценовой политикой,
политикой продвижения и продаж, а также стратегией распространения. Очевидно, что невозможно уместить полностью продуманный маркетинговый план в пять страниц, составляющие маркетинговую часть бизнес-плана, но вам следует выделить все ключевые моменты этого плана в лучшем виде.
Маркетинговая стратегия компании – это ее общий подход к маркетингу товаров и услуг. Под общим походом обычно понимается способ позиционирования компании на рынке и способ выделения продукции компании на фоне продукции конкурентов.
Команда руководства и структура компании
Это важнейший раздел бизнес-плана. Многие инвесторы и прочие заинтересованные лица, читающие бизнес-план, в первую очередь изучают пояснительную записку, после чего сразу переходят к разделу, посвященному команде руководства, чтобы оценить квалификацию людей, начинающих новый проект. Инвесторам приходится читать намного больше бизнес планов с интересными идеями, чем они способны финансировать. В результате, факторами успеха проекта являются не только сама по себе идея, но и то, что одна группа руководителей будет более успешно воплощать свою идею, чем другая группа свою.
Команда руководства новой компании обычно включает в себя основателя (или основателей) и небольшое количество прочих сотрудников руководящего звена. Необходимо указать данные каждого участника команды, начиная с основателя (или основателей). Каждый перечень данных должен включать следующую информацию:
§ наименование должности;
§ обязанности и полномочия на занимаемой должности;
§ имеющийся опыт работы в отрасли;
§ реализованные успешные проекты;
§ образование.
Хотя все пункты заполняются в краткой форме, личные данные должны в полной мере отражать квалификацию каждого участника команды, и подтверждать его роль в успешной реализации нового проекта.
План работ Раздел «план работ» бизнес-плана компании описывает порядок реализации вашего
проекта, производства предлагаемого вами товара или оказания новой услуги. Необходимо найти правильный баланс адекватности описания рабочего процесса и степени его детализации. Читатели хотят получить общее представление о функционировании вашей компании, из не интересует слишком подробное объяснение. В результате, желательно сделать этот раздел кратким и четким по формулировкам.
Проще всего описать функционирование вашей компании, начав с формулировки вашего общего подхода к работе, указав наиболее важные задачи, и обосновав целесообразность проекта. Вы можете построить изложение, используя термины «за кулисами», описывая скрытую деятельность, и «на сцене», описывая явления, которые видит и с которыми сталкивается потребитель. Например, если открываете новый фитнес-центр, то «закулисную» и «сценическую» работу можно разделить следующим образом:
За кулисами (то, что не видно потребителям) | На | сцене | (то, | что | видят |
потребители) | |||||
Набор персонала | Программы для членов клуба | ||||
Правила работы | Часы работы | ||||
Отношения с поставщиками | Помощь персонала | ||||
Отношения с городскими властями | Классы и программы фитнеса | ||||
Разработка маркетинговых материалов | Тренажеры | ||||
Профессиональная ориентация и обучение | Мастер-классы | ||||
персонала | Ежемесячный печатный орган | ||||
Планы действий в аварийных ситуациях | |||||
План разработки и развития товара (или услуги)
Если вы разрабатываете совершенно новые товар или услугу, вам необходимо включить в бизнес-план раздел, в котором вы опишете состояние вашей разработки. Многие, на первый взгляд, многообещающие проекты не получили развития просто потому, что процесс разработки новой продукции зашел в тупик, либо фактическая разработка товара или услуги оказалась более сложным процессом, чем это ожидалось. Кроме того, во многих случаях создание рабочего прототипа товара оказывается недостаточным для достижения последующего успеха шагом. Для успешного начала коммерческого проекта также необходимо иметь надежный план наращивания производственных мощностей, который бы позволил обеспечить продажи и финансовые показатели в прогнозируемом объеме.
Первой задачей является описание текущего этапа разработки ваших товара или услуги. Большинство видов продукции разрабатываются в логической последовательности, включающей разработку концепции, создание прототипа, запуск и развертывание производства. Вам необходимо четко указать, на каком именно этапе разработки находится ваша продукция, и сроки, необходимые для прохождения оставшихся этапо