Оценочная беседа (оценочное интервью)

Это целенаправленная беседа по определению у претендента уровня знаний, навыков и умений, необходимых для осуществле­ния трудовых операций на конкретном рабочем месте.

Как показывает практика, в успешно функционирующих ком­паниях такие беседы проводятся дважды: первый раз — специали­стом по кадровому менеджменту, второй раз — линейным менед­жером.

Руководители предприятий обычно возлагают большие надеж­ды на оценочные беседы, хотя исследования показывают обрат­ное: оценочная беседа как метод отбора имеет весьма низкую ва-лидность.

Это связано с двумя причинами: претенденты на должность усваивают стандартные вопросы оценочных бесед и четко на них реагируют; оценочные беседы часто проводятся без четкого плана и нередко походят на «душеспасительные» увещевания.

Процедура беседы. Процедура беседы имеет определенные эта­пы. Установите с претендентом контакт, т.е. настройте собеседни­ка на спокойный деловой тон. Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал себя раскованным и у него возникло желание побе­седовать. Этого можно добиться следующими действиями: учтиво поздоровайтесь, предложите претенденту удобно расположиться, начните беседу с не относящихся к работе вопросов, побудите собеседника согласиться с вами по ряду очевидных проблем и несколько раз охотно сказать вам «Да».

Выявите характер лексики собеседника. Для этого попросите его осветить факты своей биографии или словесно описать ка­кие-нибудь известные всем события. Темпом речи подстройтесь под дыхание собеседника. Подстроившись, задавайте ему плано­вые вопросы. Если собеседник начинает волноваться, возвращайте его в спокойное русло темпом своей речи, размеренной жести­куляцией.

Ведите беседу по-деловому. Для этого умело пользуйтесь под­готовленным планом постановки вопросов. Следите за формой постановки вопросов, не переключайтесь на «журналистскую ме­тоду» интервьюирования, т.е. на подсказку ответа в вопросе.

Слушайте своего собеседника. Будьте внимательным слуша­телем.

Методика LISTEN. Как эффективно слушать собеседника? Чтобы стать активным слушающим ведущим, нужно во время беседы осу­ществлять шесть последовательных поведенческих действий. Для запоминания этих действий и их очередности используется мне­моническая методика: каждая буква слова LISTEN (слушайте) обозначает конкретное действие:

L — look interested(выглядите заинтересованным);

I — inquire with questions (уточняйте вопросами на понимание);

S — stay on the subject (не отвлекайтесь);

Т — test understanding(оценивайте свое понимание);

Е — enjoy cooperation (радуйтесь сотрудничеству);

N —neutralize emotions (не раздражайтесь).

Расшифровка поведенческих действий. Чтобы побудить собесед­ника к сотрудничеству, надо показать ему свою заинтересован­ность. Для этого следует использовать доброжелательную лексику, позу, жестикуляцию «Весь — внимание!». Нужно говорить спо­койным и уверенным голосом, сопровождая речь располагающей мимикой. Для этого перед началом беседы нужно про себя не­сколько раз проговорить самовнушающую формулу: «Я заинтере­сован в своем собеседнике». При этом надо «пробежать» по набо­ру подготовленных словосочетаний, жестов и мимических движе­ний лица.

В процессе беседы желательно, слушая речь собеседника, уточ­нять отдельные детали сообщения специальными вопросами. При этом нельзя перебивать говорящего. Для постановки вопросов надо использовать образующиеся в потоке речи промежутки. Следует иметь в виду тот факт, что уточняющие вопросы должны касаться тематики сообщения. Вопросы «ни о чем» приносят только вред процессу общения.

Постановка вопроса не должна сбивать говорящего с темы. Стоит помнить, что большинство людей прежде, чем что-то сказать, формируют словесный образ своего речевого поведения. Неумест­ное вклинивание в речь со стороны ведущего рушит стратегию со­общения говорящего, что порождает у него вспышку раздражения.

Речь претендента на должность обычно изобилует эпитетами, имеющим отношение к его личным достоинствам: мне приходи­лось хорошенько поработать, я задействовал свой арсенал чело­веческих возможностей, мне приходилось долго думать и т.д. Ве­дущему беседу следует уточнять смысл высказанного собеседни­ком: как я понял, вы работы не боитесь? Для вас напряжение всех своих сил не проблема? Я понял, что решения вы принима­ете, обдумав все «за» и «против»? и т.д.

Чтобы добиться успеха в общении, ведущий обязан получить искреннее удовольствие от беседы с претендентом на должность.

Ведущий обязан настойчиво вести беседу к намеченной цели. Свое недовольство и возможные вспышки эмоций необходимо контролировать.

Приложение 7

Наши рекомендации