Оценочная беседа (оценочное интервью)
Это целенаправленная беседа по определению у претендента уровня знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления трудовых операций на конкретном рабочем месте.
Как показывает практика, в успешно функционирующих компаниях такие беседы проводятся дважды: первый раз — специалистом по кадровому менеджменту, второй раз — линейным менеджером.
Руководители предприятий обычно возлагают большие надежды на оценочные беседы, хотя исследования показывают обратное: оценочная беседа как метод отбора имеет весьма низкую ва-лидность.
Это связано с двумя причинами: претенденты на должность усваивают стандартные вопросы оценочных бесед и четко на них реагируют; оценочные беседы часто проводятся без четкого плана и нередко походят на «душеспасительные» увещевания.
Процедура беседы. Процедура беседы имеет определенные этапы. Установите с претендентом контакт, т.е. настройте собеседника на спокойный деловой тон. Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал себя раскованным и у него возникло желание побеседовать. Этого можно добиться следующими действиями: учтиво поздоровайтесь, предложите претенденту удобно расположиться, начните беседу с не относящихся к работе вопросов, побудите собеседника согласиться с вами по ряду очевидных проблем и несколько раз охотно сказать вам «Да».
Выявите характер лексики собеседника. Для этого попросите его осветить факты своей биографии или словесно описать какие-нибудь известные всем события. Темпом речи подстройтесь под дыхание собеседника. Подстроившись, задавайте ему плановые вопросы. Если собеседник начинает волноваться, возвращайте его в спокойное русло темпом своей речи, размеренной жестикуляцией.
Ведите беседу по-деловому. Для этого умело пользуйтесь подготовленным планом постановки вопросов. Следите за формой постановки вопросов, не переключайтесь на «журналистскую методу» интервьюирования, т.е. на подсказку ответа в вопросе.
Слушайте своего собеседника. Будьте внимательным слушателем.
Методика LISTEN. Как эффективно слушать собеседника? Чтобы стать активным слушающим ведущим, нужно во время беседы осуществлять шесть последовательных поведенческих действий. Для запоминания этих действий и их очередности используется мнемоническая методика: каждая буква слова LISTEN (слушайте) обозначает конкретное действие:
L — look interested(выглядите заинтересованным);
I — inquire with questions (уточняйте вопросами на понимание);
S — stay on the subject (не отвлекайтесь);
Т — test understanding(оценивайте свое понимание);
Е — enjoy cooperation (радуйтесь сотрудничеству);
N —neutralize emotions (не раздражайтесь).
Расшифровка поведенческих действий. Чтобы побудить собеседника к сотрудничеству, надо показать ему свою заинтересованность. Для этого следует использовать доброжелательную лексику, позу, жестикуляцию «Весь — внимание!». Нужно говорить спокойным и уверенным голосом, сопровождая речь располагающей мимикой. Для этого перед началом беседы нужно про себя несколько раз проговорить самовнушающую формулу: «Я заинтересован в своем собеседнике». При этом надо «пробежать» по набору подготовленных словосочетаний, жестов и мимических движений лица.
В процессе беседы желательно, слушая речь собеседника, уточнять отдельные детали сообщения специальными вопросами. При этом нельзя перебивать говорящего. Для постановки вопросов надо использовать образующиеся в потоке речи промежутки. Следует иметь в виду тот факт, что уточняющие вопросы должны касаться тематики сообщения. Вопросы «ни о чем» приносят только вред процессу общения.
Постановка вопроса не должна сбивать говорящего с темы. Стоит помнить, что большинство людей прежде, чем что-то сказать, формируют словесный образ своего речевого поведения. Неуместное вклинивание в речь со стороны ведущего рушит стратегию сообщения говорящего, что порождает у него вспышку раздражения.
Речь претендента на должность обычно изобилует эпитетами, имеющим отношение к его личным достоинствам: мне приходилось хорошенько поработать, я задействовал свой арсенал человеческих возможностей, мне приходилось долго думать и т.д. Ведущему беседу следует уточнять смысл высказанного собеседником: как я понял, вы работы не боитесь? Для вас напряжение всех своих сил не проблема? Я понял, что решения вы принимаете, обдумав все «за» и «против»? и т.д.
Чтобы добиться успеха в общении, ведущий обязан получить искреннее удовольствие от беседы с претендентом на должность.
Ведущий обязан настойчиво вести беседу к намеченной цели. Свое недовольство и возможные вспышки эмоций необходимо контролировать.
Приложение 7