Муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка
Малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Зилаирский район Республики Башкортостан на 2016-2018 годы»
Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации
Развитие малого и среднего предпринимательства в районе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики района. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития района.Одной из основных экономических задач Администрации муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (далее –Администрация) является поддержка деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение решения следующих задач:сохранение возможности и расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования деятельности;поддержка существующих темпов создания новых субъектов предпринимательства.Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики района, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные группы населения. Развитие предпринимательства оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики района, способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию экономически оправданной конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы.На сегодняшний день в районе осуществляет деятельность 405 субъектов малого и среднего предпринимательства. Наибольшая доля в общем количестве субъектов бизнеса (85%) приходится на индивидуальное предпринимательство. Число замещенных рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 967 человек.Анализ финансово-экономических показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства показывает: за счет налоговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства сформировано 11,7 % собственных доходов бюджета района, в прошлом году этот показатель составил 15,5 %.В связи с активизацией муниципальной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства открываются новые возможности для реализации специальных мероприятий для предприятий района, поэтому важной задачей на уровне района является информирование предпринимателей о существующих механизмах и новых формах поддержки предпринимательства.Важным направлением программы является финансовая и имущественная поддержка предпринимательства. Формирование оптимального налогового климата, ставок арендной платы предоставляемого в аренду муниципального имущества, использование земельного ресурса, участие в исполнении муниципального заказа – важные ее составляющие. Однако, несмотря на достигнутые позитивные результаты развития малого и среднего предпринимательства в районе, еще многое предстоит сделать для создания обстановки, благоприятной для малого и среднего предпринимательства, т.к. наиболее существенные проблемы, в целом, сохраняются:- недостаток собственных оборотных средств и низкая доступность
кредитных ресурсов;
- неразвитость инфраструктуры предприятия, слабая сегментация собственной доли рынка;
- нестабильность доходов;
- нехватка квалифицированной рабочей силы;
- дорогостоящая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, принятие обоснованных решений по вопросам создания благоприятных условий для реализации специальных мероприятий затрудняется отсутствием достоверной оперативной экономико-статистической информации о состоянии малого и среднего предпринимательства.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы необходимо решать объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого и среднего предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки, органов местного самоуправления.
Цель и задачи программы
Целью настоящей программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Зилаирский район Республики Башкортостан на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, которая включает в себя:1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
3) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Республики Башкортостан, общероссийский рынок;
4) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
6) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);
7) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Для достижения основных целей программы и обеспечения результатов ее реализации, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего предпринимательства района, необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики;
- упрощение системы регистрации, лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства, сертификации производимой продукции;
- повышение качества существующего инфраструктурного обеспечения малого и среднего предпринимательства (масштабы охвата, расширение видов деятельности, консультационное сопровождение начинающих предпринимателей);
- устойчивое развитие информационно-консультационных услуг для нужд малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к инвестиционным ресурсам из различных источников;
- обеспечение социальной защищенности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повышение деловой и инвестиционной активности предпринимателей;
- создание условий для развития малых и средних предприятий по приоритетным направлениям.
Указанная цель соответствует приоритетам социально-экономического развития района, которая определяет малое и среднее предпринимательство, как стимулирующий фактор развития свободной конкурентной экономики, источник создания новых рабочих мест.
Общие положения предоставления финансовой поддержки
2.3.1.Предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется на конкурсной основе за счет средств муниципального бюджета и средств софинансирования из вышестоящих бюджетов.
В рамках данной Программы предусматривается предоставление следующих видов финансовой поддержки:
а) субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса;
б) субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга, заключенному(-ых) с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), в том числе:
части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизинговой компании;
затрат по уплате первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга;
в) предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого предпринимательства на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.
2.3.2. Основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящей Программы являются:
а) соответствие требованиям и условиям предоставления финансовой поддержки, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и настоящей Программы;
б) государственная регистрация и осуществление деятельности на территории муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан;
в) отсутствие на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
г) осуществление видов экономической деятельности, являющихся приоритетными согласно пункту 2.3.3 настоящей Программы;
д) принятие обязательства по сохранению общего количества рабочих мест в течение 6 месяцев со дня получения финансовой поддержки.
2.3.3. В рамках настоящего Порядка для видов финансовой поддержки, предусмотренных:
а) в подпунктах "б" пункта 2.3.1 настоящего Порядка, приоритетными являются виды экономической деятельности, отнесенные к следующим разделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2):
раздел А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство ";
раздел C "Обрабатывающие производства", за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 12, 12.0, 12.00, 18.1, 18.11 - 18.14, 18.2, 18.20, 19.1, 19.10, 19.2, 19.20, 24.46, 38.32.2 - 38.32.4, 58, 58.11, 58.11.1, 58.11.3, 58.13, 58.14, 58.19, 59.20, 59.20.3;
раздел E "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 36.00.1, 37.0, 37.00, 38.1, 38.2;
раздел F "Строительство";
раздел G "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 45.1, 45.11.1 - 45.11.4, 45.11.31, 45.11.39, 45.11.41, 45.11.49, 45.19.1, 45.19.4, 45.19.41, 45.19.49, 45.19.2, 45.19.3, 45.19.31, 45.19.39, 45.2, 45.20, 45.20.1, 45.20.2, 45.3, 45.31.1, 45.31.2, 45.32, 45.32.1, 45.32.2, 45.32.21, 45.32.22, 45.32.29, 45.4, 45.40, 45.40.1 - 45.40.5;
раздел H "Транспортировка и хранение" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 49.41.1, 49.41.2;
раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 55.1, 55.10, 55.2, 55.20, 55.30, 55.90, 56.1, 56.10.1, 56.10, 56.10.3, 56.29, 56.29.1 - 56.29.4, 56.3, 56.30;
раздел J "Деятельность в области информации и связи" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 59.1, 59.11, 59.13, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91;
раздел M "Деятельность профессиональная, научная и техническая" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 71.1, 71.11, 71.11.1, 71.12, 71.12.1, 71.12.3 - 71.12.6, 71.12.12, 71.12.13, 71.12.41 - 71.12.46, 71.12.51 - 71.12.55, 71.12.57, 71.12.61 - 71.12.64;
раздел N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" в части вида экономической деятельности, предусмотренного кодом 81.29.9;
раздел P "Образование";
раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг";
раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 90.0, 90.01, 90.03, 90.04, 91.0, 91.01 - 91.04, 92.1, 93, 93.1, 93.11, 93.19, 93.2, 93.29, 93.29.2, 93.29.9;
раздел S "Предоставление прочих видов услуг" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 95.2, 95.21, 95.22.1, 95.23, 95.29, 96, 96.0, 96.01 - 96.04, 96.09.
б) в подпунктах "а" пункта 2.3.1 настоящего Порядка, приоритетными направлениями являются: организация в районе агрофраншизы, развитие агротуризма, организация убойного цеха, приобретение фасовочного оборудования для дозированного розлива воды, меда и прочих продуктов затем, виды экономической деятельности, отнесенные к следующим разделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2):
раздел A "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство";
раздел C "Обрабатывающие производства", за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 12, 12.0, 12.00, 18.1, 18.2, 18.11 - 18.14, 18.20, 19.1, 19.2, 19.10, 19.20, 24.46, 38.32.2 - 38.32.4, 58, 58.11, 58.11.1, 58.11.3, 58.13, 58.14, 58.19, 59.20, 59.20.3;
раздел E "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 36.00.1, 37, 37.0, 37.00, 38.1, 38.2;
раздел F "Строительство";
раздел G "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 45.1, 45.11.1 - 45.11.4, 45.11.31, 45.11.39, 45.11.41, 45.11.49, 45.19.1, 45.19.4, 45.19.41, 45.19.49, 45.19.2, 45.19.3, 45.19.31, 45.19.39, 45.2, 45.20, 45.20.1, 45.20.2, 45.3, 45.31.1, 45.31.2, 45.32, 45.32.1, 45.32.2, 45.32.21, 45.32.22, 45.32.29, 45.4, 45.40, 45.40.1 - 45.40.5, 46.24, 47.7;
раздел H "Транспортировка и хранение" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 49.41.1, 49.41.2;
раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 55.1, 55.2, 55.10, 55.20, 55.30, 55.90, 56.1, 56.10, 56.10.1, 56.10.3, 56.29, 56.29.1 - 56.29.4, 56.3, 56.30;
раздел J "Деятельность в области информации и связи" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 59.1, 59.11, 59.13, 59.14, 60.10, 60.20, 62.0, 62.01, 62.02, 63.11.1, 63.91, 74.2, 77.2, 77.21, 77.22, 77.29, 77.29.1 - 77.29.3, 77.29.9;
раздел M "Деятельность профессиональная, научная и техническая" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 71.1, 71.11, 71.11.1, 71.12, 71.12.1, 71.12.3 - 71.12.6, 71.12.12, 71.12.13, 71.12.41 - 71.12.46, 71.12.51 - 71.12.55, 71.12.57, 71.12.61 - 71.12.64, 72.1;
раздел N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 81.22, 81.29.1, 81.29.9;
раздел P "Образование";
раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг";
раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 90.0, 90.01, 90.03, 90.04, 91.0, 91.01 - 91.04, 92.1, 93, 93.1, 93.2, 93.11, 93.19, 93.2, 93.29, 93.29.2, 93.29.9;
раздел S "Предоставление прочих видов услуг" в части видов экономической деятельности, предусмотренных кодами 95.2, 95.21, 95.22.1, 95.23, 95.29, 96, 96.0, 96.01 - 96.04, 96.09;
раздел T "Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления".
2.3.4. По одному виду финансовой поддержки субъект малого и среднего предпринимательства имеют право на получение одной субсидии в рамках одного финансового года.
В случае обращения субъекта малого и среднего предпринимательства за оказанием нескольких видов финансовой поддержки необходимо представление документов по каждому из этих видов отдельно.
2.3.5. Прием заявлений и пакет документов от субъектов малого и среднего предпринимательства на получение финансовой поддержки осуществляется сектором делопроизводства и обращения граждан.
Документы не принимаются в случае, если они представлены после даты приостановления или прекращения приема документов, опубликованной в соответствующем информационном сообщении в печатных средствах массовой информации и в сети Интернет на официальном сайте Администрации (www.zilair.bashkortostan.ru).
2.3.6. Размер финансовой поддержки, предоставляемой одному субъекту малого или среднего предпринимательства по нескольким видам субсидирования, не может превышать 3 млн. рублей в рамках одного финансового года.
2.3.7.Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны использовать полученные бюджетные средства на осуществление приоритетных видов экономической деятельности, установленных пунктом 2.3.3 настоящей Программы.
2.3.8. Полученные бюджетные средства не могут быть направлены субъектами малого и среднего предпринимательства на премирование работников, приобретение жилых помещений, транспортных средств (за исключением спецтехники, специализированных транспортных средств и транспортных средств, необходимых для осуществления вида деятельности в соответствии с присвоенным субъекту малого и среднего предпринимательства ОКВЭД).