Понятие «предпринимательская идея»
Важнейшее условие успешной предпринимательской деятельности - прогрессивные обоснованные предпринимательские идеи. Наличия капитала и прочих ресурсов для производства еще не достаточно для предпринимательства в той или иной области, если отсутствует реальная идея. Правильно выбранная идея определяет успешную деятельность предпринимателя на длительный срок.
Следовательно, предпринимательская идея- это четко сформулированное предпринимателем мнение, с помощью какого именно нового товара (услуги) или реализовав какой именно способ изготовления имеющейся продукции он может получить наибольшую прибыль.
Предпринимательская идея должна быть ориентирована:
- на новый или усовершенствованный товар, продукт, услугу;
- на новый подход к изготовлению уже имеющейся продукции, услуги, т.е. технологические или организационные нововведения;
- на создание нового спроса.
Становление идеи предусматривает, во-первых, разработку концепции деятельности предпринимателя, во-вторых, подготовку к будущей деятельности.
Разработке концепции предпринимательской деятельности предшествует выработка (генерирование) концептуальной идеи. Таким образом, концептуальная идея отражает, для кого производить продукцию или кому оказывать услуги, что конкретно производить и как именно. На начальном этапе разработки идеи принимают решение, для кого именно производить. Это решение дает возможность предпринимателю предугадать свою миссию. Первостепенное значение имеет выявление платежеспособности спроса, т.е. четкое осознание предпринимателем того, какой объем товара он сможет реализовать и на каком сегменте рынка он будет действовать. Этот сегмент (так называемый фокусный сегмент) определяется на начальном этапе деятельности. Однако как нельзя начинать предпринимательскую деятельность, не зная потребностей рынка, так нельзя и начинать ее, не имея для этого необходимых ресурсов, предпринимательской жилки. Переходя к выбору того, какую производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, необходимо оценить свои возможности
Возникшая в сознании предпринимателя деловая идея отражает его представление о конкретном товаре, услуге, которые он может производить и которые будут, по его мнению, востребованы на рынке. Генерирование деловых идей предполагает выбор предпринимателем конкретного товара и осознание того, что он сможет выйти с этим товаром на рынок.
Обновление идей вызвано стремлением предпринимателя к повышению прибыльности, наращиванию капитала, совершенствованию и обновлению производства и победе над конкурентами.
Может быть принята к действию только та предпринимательская идея, которая:
- обеспечивает выпуск продукции, работ, услуг, на которые имеется спрос на рынке;
- более конкурентоспособна, чем другие;
- реально воплотима;
- экономически эффективна;
- соответствует возможностям предпринимателя.
Удачные идеи, реализованные ранее, продолжают использовать в предпринимательской деятельности и в настоящее время. Среди них научный подход к управлению производством; анализ различных способов выполнения работ; оплата труда как важнейший элемент его мотивации.
Важно, чтобы в основе предпринимательской идеи лежала продуманная инновационная инициатива предпринимателя, которая может охватывать как весь процесс производства, так и отдельные его слагаемые, в том числе.
- использование новой техники и технологии;
- использование более качественных и эффективных материалов;
- применение прогрессивной системы управления производством;
- новую организацию рекламной работы;
- совершенствование системы партнерских связей;
- ускорение оборота капитала;
- быстрое реагирование на результаты маркетинговых исследований;
- улучшение дизайна и упаковки товара;
- нахождение более эффективных способов решения проблем и др.
Инновационная идея - это возможность производства нового ориентированного товара или усовершенствованного товара. Инновационная деятельность является результатом НИОКР и обладает высокой степенью риска. Так, на Западе примерно 40% предлагаемых рынку новинок не пользуются спросом. Поэтому многие фирмы для освоения новых товаров или новых направлений деятельности создают рисковые фонды.
Объект предпринимательской деятельности и основа предпринимательской идеи - товар, продукт, работа или услуга (далее - «товар»), с которым выходит на рынок производитель (продавец) или потребитель (покупатель). Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена, продажи или передачи кому-либо с условием компенсации усилий, затраченных на его производство, обладающий потребительной стоимостью (полезностью) и способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя.
Товары могут обладать:
- высокой потребительной стоимостью, если в них заинтересовано множество людей (например, продукты питания);
- низкой потребительной стоимостью;
- ограниченной потребительной стоимостью, когда в них заинтересованы люди определенной профессии или социальной группы(например, книги для слепых);
- индивидуальной потребительной стоимостью (например, строительство коттеджей по индивидуальному проекту).
Предприниматель, генерируя идею, должен определиться, для каких групп людей будет производить товар и на какую именно потребительную стоимость товара будет ориентироваться. Он должен быть уверен, что товар, составляющий основу идеи, будет востребован потребителем, иначе деятельность будет рискованной.
В процессе осмысления идеи предприниматель всегда исходит из необходимости сопоставлять предмет идеи и возможную реакцию потребителя на него, т.е на тот товар, который, возможно, будет производиться на основе выдвигаемой идеи. Предприниматель должен предугадать экономическое поведение потребителя по отношению к товару, выявить место товара в рыночном ряду. Рыночной товарный ряд - это совокупность всех товаров на рынке, сгруппированных по определенному признаку: например, по уровню доходов населения (для богатых, для среднего класса, для бедных), по географическому признаку (для сельских жителей, для городских жителей) и т.п. Чтобы определить место своего товара в товарном ряду, предприниматель должен обладать информацией о возможных потребителях, позволяющей подстроиться под их вкусы и возможности, найти способы воздействия на них. Система мер по выявлению места товара на рынке и созданию образа товара в сознании потребителя называется позиционированием товара.
В ходе позиционирования товара предприниматель решает, какие конкретно признаки, параметры будут выделять его товар из товарной массы. Такими признаками, например, в одежде, могут быть элегантность, прочность, соответствие моде, цена.
Именно цена для многих потребителей является основным параметром при покупке товара. Поэтому на стадии осмысления идеи предприниматель может определить возможную предельную цену товара.
Выбор идеи определяет направления развития предпринимательской деятельности и движения капитала, необходимых ресурсов. Генерированная идея затем преобразуется в сознании предпринимателя в систему целей, которые должны верно выразить предпринимательскую идею.
Генеральная цель предпринимательства - получение прибыли на основе производства и реализации продукции, работ, услуг, удовлетворяющих определенные потребности общества. Наряду с реализацией генеральной и основных целей предприятие одновременно стремится достичь множества частных целей: экономических, технико-технологических, социальных, экологических и др. При этом, достигая наилучших результатов при реализации частных целей, предприятие движется к достижению главной цели. Цели предприятия реализуются с использованием разных путей и методов. Множество целей предпринимательской деятельности определяет множество направлений их реализации
Каждая цель может быть оценена различными показателями, которые имеют свою весомость для конкретного предприятия и временного периода. Так, цель «увеличение объема продаж и расширение ассортимента» может быть оценена показателями: прирост объема продаж в рассматриваемом периоде по сравнению с предыдущим; удельный вес прироста объема производства за счет использования интенсивных факторов; ритмичность производства; число наименований продукции в ассортименте предприятия; доля отдельных видов продукции в общем ее выпуске и реализации. Цель «повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции» может быть оценена показателями: доля новой прогрессивной продукции в общем выпуске продукции предприятия; прибыль от реализации более качественной и конкурентоспособной продукции и др.