Перспективы развития предпринимательства в России

Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.

Г.Б. Кочетков приводит шесть факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.

1. Одним из наиболее важных из них является половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения потребностей в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.

Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25-44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этой возрастной группе. В США в эту группу попадает 30% всего населения. Помимо того, надо учитывать соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей. В США это соотношение составляет 0,53, т.е. 47% предпринимателей - женщины, а 53% - мужчины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.

В России численность населения в возрасте 25-44 лет на начало 2002 г. (составляла 43 139 тыс. чел., или 29,9%. Это свидетельствует о том, что наша страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то такие статистические данные, к сожалению, отсутствуют. Между тем практика говорит о том, что число женщин России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает.

2. Следующим по важности фактором, влияющим на уровень предпринимательства, считается уровень общего и специального предпринимательского образования.

В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в соответствующем возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). При этом предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.

Интересно, что около трети предпринимателей в США имеют неоконченное высшее образование. Начиная с 1990-х годов лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление».

Надо также отметить, что лучшие студенты не стремятся в крупные компании, на Уолл-стрит или в ведущие консультативные фирмы, а предпочитают перспективные стартовые компании.

В России по данным микропереписи населения 1994 г. число лиц в возрасте от 15 лет, имеющих среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профессиональное образование, составило 370 на 1000 чел. населения, что следует признать достаточно высоким показателем1. Что же касается выпуска специалистов то лишь за период 1992-2001 гг. государственные средние специальные заведения закончили по специальностям «экономика и управление» «информация и вычислительная техника» 1291 тыс. чел., государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям - 912,1 тыс. чел., всего 2203,1 тыс. чел.

В России на конец 2001 г. из общего числа 2684 средних специальных учебных заведений 89, или 3,3%, были негосударственными, а из 1008 высших учебных заведений 387, или 38,7%, были негосударственными. В подавляющем большинстве этих негосударственных средних и высших учебных заведений студентов обучали экономическим, информационным и юридическим наукам.

3. На уровень предпринимательства влияет возможность значительно повысить свой личный доход. Показатель разброса доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения.

Интересно отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5-10, то в США он достигает 17; показатель России близок к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группой населения. Кроме того, здесь нередко проявляется зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах неприемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии.

4. Важным фактором, способствующим развитию предпринимательства, является политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога.

В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов не превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39-40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает.

В России в 2001 г. доход государства от налогов составил 1460,4 млрд руб., или 16,1% к валовому внутреннему продукту.

Кроме того, поступления от единого социального налога дали 603,2 млрд руб., или 6,6% к объему ВВП, составившему в 2001 г. 9040,8 млрд руб.

Таким образом, мы можем констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога (в него входят пенсионный фонд, фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.

5. Важную роль в развитии предпринимательства играет такой фактор, как отношение к нему общества. В этом США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII-XIX вв., когда за океан из самых разных стран Европы устремились наиболее бесстрашные и предприимчивые люди. Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существует сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.

Интересно отметить, что американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается, что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают вкладывать инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенную неудачу. Провал кого-либо из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.

6. Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг - юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.

В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко негативное, зачастую завистливое. Надо полагать, что с развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большей части трудоспособного населения отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться от негативного к позитивному.

Тема 2

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ

Наши рекомендации