Порядок защиты курсовой работы
Защита курсовой работы состоит из доклада студента (5-7 минут) по существу проблемы и ответов на поставленные вопросы. В докладе показывается актуальность выбранной темы, перечисляются цели и задачи, объект и предмет исследования, положенная в его основу теоретико-методологическая система, кратко излагаются результаты стратегического анализа объекта исследования, характеризуются методы исследований, показываются предлагаемые проектные мероприятия, экономическая эффективность всех проектных предложений, приводятся конкретные результаты, полученные автором, и вытекающие из них выводы и рекомендации. При докладе рекомендуется использование демонстрационных технических средств. По окончании доклада студент отвечает на поставленные вопросы.
Лабораторная работа оценивается по четырех балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Критерии оценки курсовой работы
Оценка “отлично” выставляется в том случае, если:
- работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер;
- дан обстоятельный анализ проблемы, различных подходов к ее решению;
- Лабораторная работа содержит конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия;
- проблема раскрыта глубоко и всесторонне;
- даны представляющие интерес практические рекомендации;
- Лабораторная работа имеет комплексный характер, проблемы, рассматриваемые во всех его частях взаимоувязаны;
- студент продемонстрировал умение отстаивать свою точку зрения, используя профессиональную терминологию и навыки делового общения;
- в списке литературы, использованной студентом, содержатся фундаментальные труды по теме работы;.
Оценка “хорошо” выставляется , если:
- содержание работы в целом соответствует её теме;
- работа актуальна, но не имеет творческого характера;
- проблема, в общем, раскрыта, но недостаточно глубоко и всесторонне;
- основные положения работы раскрыты на хорошем теоретическом и методологическом уровне;
- проектные положения сопряжены с практикой;
практические рекомендации обоснованы;
- в списке литературы указаны основные труды по исследуемой проблеме.
Оценка “удовлетворительно” выставляется, если:
- имеется определенное несоответствие содержания работы её названию;
- проблема в основном раскрыта, но исследование не отличается глубиной и аргументированностью;
- теоретические положения слабо увязаны с практикой;
- практические рекомендации носят формальный характер;
Оценка “неудовлетворительно” выставляется в любом из следующих случаев:
содержание работы не соответствует её теме;
работа написана несамостоятельно;
работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных выдвигаемых положений;
студент не правильно отвечает или не отвечает на заданные вопросы.
Список рекомендуемой литературы.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999
2. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник для экономических специальностей вузов. М.:Экономистъ, 2003.
3. Дмитриев О.Н., Минаев Э.С. и др. Стратегическое управление корпорацией ( фундаментальные и прикладные проблемы). Комплексное учебное пособие по курсам « Корпоративный менеджмент» и «Стратегический менеджмент».- М.: Изд-ва «Доброе слово» и «МАИ-ПРИНТ»,2009
4.Каммингс С. Реконструкция стратегии/ Пер. с англ.- Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2010.
5. Канащенков А.И. Разработка стратегии корпораций и предприятий ( на основе российского и зарубежного опыта) – М.: Доброе слово,2009.
6. Кемпбелл Э.; Ланчс К.С. Стратегический синергизм, 2-е изд./.- СПБ.: Питер,2004- (Серия «Теория и практика менеджмента»)..
7. Лапыгин Ю.Н. Стратегическмй менеджмент: учеб.пособие/.- М.: Эксмо,2010 ( новое экономическое образование).
8. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. М.,Изд-во «Сибирское соглашение», 2007.
9. Орлова Г.П., Агеева Н.Г. Маркетинг для инженера.. Учебное пособие – М.: Доброе слово, 2011.- (серия «Бизнес для инженера»)
10. Агеева Н.Г. ,Канащенков А.И., Минаев Э.С. Методы и модели стратегического управления. Учебное пособие – М.: Доброе слово, 2012.
11. Менеджмент ХХI века/ Под ред. С.Чаудхари: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М,2002- (серия «Менеджмент для лидера»).
12. Менеджмент: Век XX – век ХХI : сборник статей / Под ред. О.С. Виханского, А.И.Наумова; сост. А.И. Петровская.- М.: Экономистъ, 2004.
13. Троут Дж. Дифференцируйся или умирай! - СПБ.: Питер,2003-Серия «Деловой бестселлер».
14. Ходкинсон Дж., Сперроу П. Компетентностная организация: Психологический анализ процесса стратегического менеджмента/ Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.
Приложение 1
Тематика курсовых работ
- Разработка стратегии выхода организации «…» на рынок «…».
- Формирование стратегического плана организации «…».
- Стратегия диверсифицированного роста организации «…» за счет выхода в отрасль «…».
- Адаптация организационных структур управления организации «…» в условиях быстро меняющейся внешней среды.
- Исследование возможности внедрения методов современного стратегического менеджмента на предприятии «…».
- Использование мягкого управления и эдхократических структур для повышения эффективности стратегического управления организации «…».
- Модели жизненного цикла организации и их оценка для осуществления организационной диагностики предприятий «…» отрасли на примере организации «…».
- Разработка мероприятий повышения эффективности стратегического контроля и регулирования в системе менеджмента организации «…».
- Разработка мероприятий совершенствования процесса принятия и осуществления стратегических управленческих решений на предприятии «…».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Примеры построения корреляционного SWOT-анализа
Вариант 1.
Возможности: | Угрозы: | |
1. Улучшение уровня жизни населения 2. Развитие информационной отрасли 3. Появление новых поставщиков 4. Снижение цен на сырье и готовую продукцию 5. Снижение налогов и пошлин 6. Снижение безработицы 7. Уменьшение императивных норм законодательства 8. Совершенствование технологии производства 9. Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей | 1. Прекращение договоров 2. Изменение правил ввоза продукции 3. Сбои в поставках продукции 4. Снижение уровня жизни населения 5. Рост темпов инфляции 6. Ужесточение законодательства 7. Появление новых концернов 8. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов 9. Рост налогов и пошлин 10. Ухудшение политической обстановки | |
Сильные стороны: | «Сила и возможности» | «Сила и угрозы» |
1. Достоверный мониторинг рынка 2. Отлаженная система управления 3. Широкий ассортимент услуг 4. Высокий контроль качества 5. Высокая рентабельность 6. Рост оборотных средств 7. Высокая квалификация персонала 8. Хорошая мотивация персонала 9. Достаточная известность | - выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств; - достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки; - квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка; - четкая стратегия позволит использовать все возможности. | - усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии; - появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; - достоверный мониторинг уловит изменения предпочтений потребителей. |
Слабые стороны: | «Слабость и возможность» | «Слабость и угрозы» |
1. Сбои в снабжении 2. Недостатки знаний традиций управления | - Плохое управление создаст проблемы в работе с российскими клиентами . | - неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли. |
Вариант 2
Классификатор «Характеристики внешней среды» | |||
Возможности (Opportunity):
| Угрозы(Treats):
| ||
Классификатор «Характеристики компании» | Сильные стороны (Strength)
| Поле СИВ (Объекты приоритетного развития) Стратегия Получение максимальной отдачи от лидирующего положения на стабильно растущем рынке | Поле СИУ (Объекты неопределенности) Стратегия Использование лидирующего положения для выхода на новые рынки и установления входных барьеров для конкурентов. |
Слабые стороны (Weakness)
| Поле СЛВ (объекты реформирования) Стратегия: Реструктуризации предприятия в части ориентации на развитие эффективного менеджмента и маркетинга. | Поле СЛУ (объекты реформирования) Стратегия: Повышения КСП предприятия за счёт внедрения эффективного менеджмента, повы-шения квали-фикации сотруд-ников и проведения рекламной компании |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Пример выбора оптимальной стратегии с использованием метода линейного целочисленного программирования
( разрабтка проф. Чуркина Э.М)
Формулирование задачи
Деловая стратегия разработана как набор стратегических мероприятий. Оценим количественно эти мероприятия с помощью двух показателей:
Ø необходимые затраты на реализацию мероприятия
Ø рост объёмов продаж
Пример оценки показателей сгруппированный по элементам SWOT-матрицы показан в табл. П.1.
Таблица П.1.
Сильные стороны | Мероприятие, направленные на рост сбыта | Затраты | Рост продаж |
тыс.долл. | тыс.долл. | ||
Хорошее сервисное обслуживание | Повышение качества сервисного обслуживания | ||
Увеличение срока гарантийной службы | |||
Известная продукция | Увеличение объемов существующей рекламы | ||
Внедрение модификаций существующих моделей | |||
Доступ к заемным средствам | Увеличение срока кредитования клиентов | ||
Увеличение объемов кредитования клиентов | |||
Дешевое сырье | Введение дополнительных скидок | ||
Низкая себестоимость | Использование купонов | ||
Большая доля рынка | Увеличение штата отдела продаж для увеличения доли рынка | ||
Большая дистрибьюторская сеть | Поиск дополнительных дистрибьюторов | ||
Бесплатная раздача образцов | |||
Внедрение новых моделей | |||
Высокая квалификация техперсонала | Улучшение качества продукции | ||
Удобство произв.мощностей для модернизации | - | - | - |
Хорошие связи с покупателями/ дистрибьюторами | Организация презентаций | ||
Участие в специализированных выставках | |||
Проведение лотерей для покупателей | |||
Слабые стороны, недостатки | Мероприятия, направленные на рост сбыта | ||
Устаревшее оборудование | - | - | - |
Плохая упаковка | Создание новой упаковки | ||
Недостаточный собственный капитал | - | - | - |
Низкая рентабельность | - | - | - |
Низкая квалификация управляющего персонала | Углубленное обучение управленческого персонала маркетингу | ||
Слабая информированность о рынке | Создание службы оперативного наблюдения за рынком | ||
Неудачное расположение складов | Открытие новых, более удобных для клиентов складов | ||
Бесплатная доставка товара | |||
Неэффективное использование рекламы | Разработка новых рекламных роликов | ||
Использование рекламы в печатных СМИ | |||
Использование почтовой рассылки рекламы | |||
Использование рекламы в Интернет | |||
Использование наружной рекламы | |||
Использование рекламы в метро | |||
Использование наглядной рекламы в местах продаж (POS) | |||
ИТОГО | |||
Возможности | Влияние на объем продаж | Изменение объема продаж %% | |
Малое количество конкурентов | Рост объема продаж за счет захвата доли рынка конкурентов | 10% | |
Слабость конкурентов | - | ||
Растущий спрос | Соответствующий рост продаж | 5% | |
Низкий банковский процент за кредиты | - | ||
Программа правительственной поддержки | Снижение цены за счет поддержки и соответствующий рост продаж | 6% | |
Появление новых рыночных сегментов | Рост продаж за счет захвата новых сегментов рынка | 2% | |
Появление новых рыночных материалов | Рост продаж за счет снижения цены ввиду снижения себестоимости | 8% | |
Рост продаж за счет улучшения качества продукции | 4% | ||
Увеличение зарплаты на государственных предприятиях | Рост продаж за счет роста платежеспособного спроса | 6% | |
Угрозы | Влияние на объем продаж | ||
Повышение цен на сырье | Падение продаж при росте себестоимости (затрат на материалы) | -4% | |
Повышение общего уровня зарплаты | Падение продаж при росте себестоимости (затрат на оплату труда) | -2% | |
Нестабильная политическая ситуация | Падение продаж при введение новых налогов | -5% | |
Падение продаж при ослаблении ограничений на импорт | -6% | ||
Падение продаж при уменьшении потребительских расходов | -3% | ||
Новые разработки иностранных производителей | Падение продаж при появлении товаров нового поколения | -10% | |
Новая маркетинговая программа конкурентов | Падение продаж за счет перехода покупателей к конкурентам | -5% | |
Пробуждения у людей старшего возраста | Потеря объема продаж за счет потребительских предубеждений | -2% | |
Девальвация национальной валюты | Падение продаж за счет снижения платежеспособного спроса | -3% | |
Дефицит бюджетных средств на зарплату | - | ||
ИТОГО | 1% |
В построенной SWOT-таблице для готовых к использованию мероприятий указаны количественные значения показателей. Для внутренней среды указаны значения ожидаемых затрат и эффективность от проводимых мероприятий (рост продаж). Для внешней среды указаны только ожидаемые рост или падение объемов продаж (в %). Первоначально количественные значения указывают приблизительно. С течением времени они уточняются.
Проведем анализ противоречий выбранных стратегий и примем решение, что в прогнозируемом периоде во внешней среде будет иметь место следующий набор событий (табл.П.2).
Окончательные данные по внешней среде Таблица П.2.
Влияние на объем продаж | Изменение объема продаж %% |
Рост объема продаж за счет захвата доли рынка конкурентов | 10% |
Снижение цены за счет поддержки и соответствующий рост продаж | 6% |
Рост продаж за счет захвата новых сегментов рынка | 2% |
Рост продаж за счет снижения цены ввиду снижения себестоимости | 8% |
Рост продаж за счет улучшения качества продукции | 4% |
Влияние на объем продаж | |
Падение продаж при введение новых налогов | -5% |
Падение продаж при ослаблении ограничений на импорт | -6% |
Падение продаж при уменьшении потребительских расходов | -3% |
Падение продаж при появлении товаров нового поколения | -10% |
Падение продаж за счет перехода покупателей к конкурентам | -5% |
Потеря объема продаж за счет потребительских предубеждений | -2% |
Падение продаж за счет снижения платежеспособного спроса | -3% |
ИТОГО | -4% |
Для построения табл.П.1 и П.2 произведем постановку задачи.
Математическая модель
Дано. Для увеличения сбыта компании имеется набор мероприятий. Для каждого мероприятия известны требуемые затраты и ожидаемая величина роста продаж. Известна доля бюджета компании, которая выделяется на суммарное покрытие затрат.
Требуется найти такой набор мероприятий (стратегию), которой бы при соблюдении ограничений по бюджету приводил бы к максимальному увеличению продаж.
Сформулирована задача сводится к известной «задаче о ранце». Имеется i=1, n предметов (набор мероприятий), каждый из которых имеет объем bi (требуемые затраты) и обладает стоимостью ai (увеличивает продажи). Ранец имеет ограниченный размер.
Введем булеву переменной хi такую, что
хi, если i-й предмет положен в ранец и (П.1)
хi - нет.
Требуется найти такие хi (i=1,n), т.е. набрать такой набор предметов в ранец, чтобы этот набор обладал наибольшей стоимостью, а по размеру не привыкал объем ранца (затраты не превышали ограничение по бюджету – С).
Математически указанная задача записывается в виде
F(x)=∑ aixi → max (П.2)
∑bixi ≤ C (П.3)
Задача о ранце относится к оптимизационным задачам дискретного программирования, которые решаются методами линейного программирования с булевыми переменными.
Идея решения методом линейного программирования состоит:
- В обходе вершин многогранника, в которых находятся решения, удовлетворяющие ограничениям (П.1) и (П.3),
- И нахождении вершины с наибольшим (для max)/наименьшим значением целевой функции (П.2).
Для решения рассматриваемой задачи необходимо перевести исходные данные задачи в электронную таблицу (ЭТ) Excel, позволяющую производить вычисления. Далее создадим структуру для решения оптимизационной задачи с помощью пакета Поиск решения.
На рис.П.1 данные SWOT-таблицы представлены в электронной таблице.
Из рис. П.1 видно, что в таблицу включены данные по Внутренней среде:
- Список мероприятий,
- Затраты,
- Ожидаемый рост продаж,
- Отношение a/b (рост продажа/затраты).
Данные по Внешней среде будут учтены позднее, в конце расчетов, как суммарное изменение объема продаж.
1) . В качестве первого метода рассмотрим:
- Простое упорядочение мероприятий по убыванию отношения a/b (продажи/затраты)
- «укладывание» в ранец мероприятий, начиная с ценных, пока позволяет ограничение по бюджету.
Рис.П.1. Размещенная в электронной таблице SWOT-таблица
Рис.П.2. Расчет ожидаемого роста продаж на прогнозный период
По результатам расчета определяем оптимальный набор мероприятий для оптимального плана и показатели эффективности предложенных мероприятий( рис П.2).