Выбор темы и объекта стратегического проектирования.
Выбор темы осуществляется в соответствии с представленным в данном пособие перечнем (см. приложение 1). Это не исключает (по согласованию с преподавателем) рассмотрение темы, выходящей за рамки изучаемых вопросов. Во всех случаях работа должна быть содержательной, методически обоснованной, раскрывать внутреннюю связь изучаемых вопросов. Избранная тема должна разрабатываться на конкретных материалах. Наилучший вариант таких материалов – данные об организации, где студент проходит практику или данные, которые использовались в предыдущих курсах при разработке курсовых или лабораторных работ в рамках таких дисциплин как «Основы менеджмента», «Методы оптимизации и исследовании операций». Сбор данных и их анализ должен осуществляться студентом на всех этапах выполнения лабораторных работы вплоть до окончательного оформления и подготовке к защите работы.
Подбор литературы производится студентом самостоятельно на основе рекомендаций данного пособия и по предыдущим курсам обучения, а также по предметным каталогам и информационным бюллетеням. Отбирать следует литературу, освещающую проблематику стратегического менеджмента, как в общетеоретическом плане, так и с позиции существующей практики.
При этом целесообразно обращаться и к периодическим изданиям последних лет: «Российский экономический журнал», «Финансы», «Менеджмент в России и за рубежом», «Маркетинг» и т.п.
Разрабатывая черновой вариант плана работы , следует учитывать, что отчет по лабораторным работам по стратегическому менеджменту включает введение, три следующих раздела и заключение. В каждом разделе, как правило, должно быть не менее трех параграфов. Составление плана заключается в определении содержания разделов, их озаглавливании и отражении в виде параграфов формулировок и последовательности рассматриваемых в работе вопросов.
Содержание отчета по лабораторным работам по стратегическому менеджменту
Отчет по ллабораторным работам по дисциплине «Стратегический менеджмент» состоит из следующих разделов:
ü Аналитический, включающий описание объекта управления, стратегический портфельный и конкурентный анализы - результаты выполнения первой и второй лабораторных работ;
ü Проектный, состоящий из разработки общей, деловой и функциональных стратегий для объекта управления, оценки рисков выбранных стратегий и разработки стратегических альтернатив – результаты выполнения третьей и четвертой лабораторных работ-
ü Конструктивный, охватывающий разработку плана внедрения стратегий, оценку эффективности стратегических изменений и разработку системы сбалансированных показателей.
Содержание отчета по лабораторным работам должно иметь следующий вид:
Введение
1. Стратегический анализ деятельности «….»
1.1. Описание объекта управления.
1.2. Портфельный анализ
1.2.1. Выделение предпринимательских единиц.
1.2.2. Предварительный анализ с использованием МБКГ(и других методов по усмотрению студента)
1.2.3. Детальный анализ с использованием метода Мак-Кинзи (и других методов по усмотрению студента)
1.3. Конкурентный анализ с использованием 5 сил М.Портера,карты стратегических групп бизнеса, цепного анализа цены, ключевых факторов успеха (и других методов по усмотрению студента).
Выводы по аналитической части
2. Разработка целей и стратегий
2.1. Общие стратегии
2.2 Деловые стратегии
2.3. Функциональные стратегии
2.4. Оценка рисков и разработка стратегических альтернатив
3. Внедрения стратегии и стратегический контроль
3.1 Разработка плана внедрения стратегии
3.2.Разработка системы сбалансированных показателей как инструмент стратегического контроля
3.3 Оценка эффективности стратегических изменений
Заключение
Разработка введения
Во введении необходимо раскрыть актуальность избранной проблематики и доказать теоретическое и практическое значение разработки данной темы для развития современного авиационного предприятия. Здесь же формируется общая цель написания работы и перечисляются задачи, которые необходимо решить для выполнения данной цели. Объем введения должен быть в пределах 1-1,5 страницы машинописного текста.
При формировании актуальности необходимо показать необходимость использования моделей стратегического менеджмента для принятия управленческих решений для выбранного объекта проектирования.
К примеру, возможна следующая формулировка целевой установки и задач курсовой работы, посвященной организационному развитию организации, оказавшейся в кризисных условиях:
Основной целью работы ставится разработка стратегии развития коммерческой организации «АО Сигма», которая позволила бы вывести ее из кризисного состояния.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести стратегический анализ перспектив развития «. . . » и возможности адекватной реакции организации на изменения во внешней среде;
2) выбрать стратегию для обеспечения выживания и устойчивого развития организации;
3) оценить риски выбранных стратегий и разработать систему страхования от негативных рисков и возможные стратегические альтернативы на случай неблагоприятных ситуаций развития объекта управления;
4) разработать систему внедрения стратегии «. . . » и разработать системы сбалансированных показателей, как инструмент стратегического контроля.
5) оценить социальную и экономическую эффективность предложенных в работе стратегических изменений.
Во введении необходимо также указать теоретическую, методологическую и информационную базу проведенной работы. Например:
« Теоретической и методологической основой послужили работы отечественных и зарубежных экономистов, посвященные стратегическому развитию, реструктуризации, анализу и развитию методов оздоровления предприятия.
Информационную базусоставили статистические и другие информационные источники, экспертные заключения, законодательные акты, нормативно-правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность, специализированные банковские, статистические, официальные и информационные Интернет – страницы».
Во введении, возможно, также указать практическую значимость работы. Например:
« Практическая значимость работы.Основные положения и выводы работы могут быть использованы для проведения исследований по проблемам принятия стратегических решений.
Во введении можно указать также пути внедрения предлагаемых разработок в практику научной работы студентов, а также возможные дальнейшие публикации и выступления на студенческих и других научных конференциях с результатами, полученными в ходе исследований, проведенных в рамках данной курсовой работы. Например:
«Апробация результатов работы. Основные положения и выводы курсовой работы применялись автором на научно-практической конференциях по проблематике современной экономики и менеджмента, а также по итогам конференции могут быть опубликованы в сборнике научных трудов кафедры « Производственного менеджмента и маркетинга».»
Обычно в конце введения описывается структура отчета по выполнению лабораторной работы.