Изучение структуры отрасли методом группировки

Предварительно проведем качественный анализ исходных данных. Целью качественного (теоретического) анализа исходных данных является установление факторного (х) и результативного (у) показателей. Из табл.1 видно, что величина стоимости ОПФ в значительной степени определяет прибыль предприятия. Следовательно, ОПФ является факторным показателем (х), а прибыль предприятия является результативным показателем (у).

Для изучения структуры отрасли необходимо выполнить группировку по величине ОПФ, выделив небольшие, средние и крупные предприятия.

Для определения величины интервала, можно воспользоваться следующей формулой:

изучение структуры отрасли методом группировки - student2.ru

где х mах - максимальное значение факторного признака

x min - минимальное значение факторного признака

m - число групп

По данным графы 2 табл. 1 величина интервала:

i = изучение структуры отрасли методом группировки - student2.ru

Для заполнения вспомогательной таблицы (табл.3) на основании исходных данных из табл.2, нижнюю границу первого интервала принимаем равной минимальному значению факторного признака, а верхнюю границу каждого интервала получаем прибавлением к нижней границе величины интервала:

Таблица 3

№ п/п Группы по величине ОПФ, млн. руб. ОПФ, млн. руб. (IV квартал отчетного года) Прибыль, млн. руб. (IV квартал отчетного года)
I 501- 704 567;501;510;599;562;517;558;586;521;572;520;523;534;521;506;516 13,6; 8,6; 10,8; 15,5; 15,9; 12,2; 13,8; 11,7; 14,6; 16; 11,5; 12,4; 12,9; 13,5; 10,4; 9,4;
II 704- 907 884;894;724;747;727;878;721;726 19,5; 30,3; 17,4; 16,6; 18,4; 17,3; 16,7; 15,9;
III 907– 1110 951;958;990;1010;1110;914 17,9; 19,1; 21,1; 21,7; 23,2; 20,5;

Результаты группировки приведены в групповой таблице (табл.4), где значения показателей ОПФ и прибыли по каждой группе и по совокупности в целом получены суммированием соответствующих значений табл.4 по каждому предприятию.

Показатели ОПФ и прибыли в среднем на одно предприятие по каждой группе и по совокупности в целом получены делением соответствующей суммарной величины на число предприятий по группе и по совокупности в целом.

Показатели удельного веса (долей) получены делением соответствующего показателя по группе на итог по совокупности в целом.

Таблица 4

№ п/п     ОПФ, млн. руб.     Число Пред- прия- тий     ОПФ, млн. руб. Прибыль, млн. руб. Удельный вес, %
Всего В сред­нем на одно предпри ятие Всего В сред­нем на одно предпри ятие по числу предп риятий по величине ОПФ по величи не прибыли
I 501 – 704 538,3 202,8 12,68 53,3 41,3 24,26
II 704 – 907 787,6 152,1 19,01 26,7 30,2 36,37
III 907 - 1110 988,8 123,5 20,58 20,0 28,5 39,37
Итого: 694,9 478,4 52,27


По результатам группировки, приведенной в табл. 4 можно сделать следующие выводы:

Основная часть предприятий принадлежит к группе малых предприятий, их доля составляет 53,3%. В этой группе сосредоточена наибольшая часть ОПФ, составляющая 41,3% от общего объема ОПФ и прибыль этой группы составляет 24,26% от общей прибыли.

Наименьшее число относится к группе крупных предприятий, их доля составляет 20%. В этой группе доля ОПФ составляет 28,5% от общего объема ОПФ, ими получена прибыль, составляющая 39,37% от общего объема прибыли.

Значения ОПФ и прибыли в среднем на одно предприятие существенно различаются по группам:

• в первой группе ОПФ составляет 538,3 млн. руб., прибыль 12,68 млн. руб.;

• во второй группе значение ОПФ в среднем на одно предприятие составляет 787,6 млн. руб., что в 1.4 раза выше, чем в первой группе, прибыль составляет 19,01 млн. руб., что в 1.5 раза выше, чем в первой группе;

• в третьей группе показатели в среднем на одно предприятие ОПФ и прибыли составляют 988,8 млн. руб. и 20,58 млн. руб. соответственно, что по величине ОПФ превосходит аналогичный показатель первой группы в 1.8 раз и второй группы в 1.2 раз, по прибыли выше показателя первой группы в 1.7 раза и второй группы в 1 раз.

Таким образом, сопоставление роста прибыли по группам и роста величины ОПФ, также свидетельствует о наибольшей эффективности предприятий третей группы.

Наши рекомендации