Финансирование основного капитала

Для финансирования своих активов предприятие использует собственный и заемный капитал. Капитал - денежные средства, предназначенные для извлечения прибыли[1]. К основным элементам собственного капитала кампании относятся уставный, добавочный и резервный капитал, а также прибыль, являющаяся ключевым элементом собственного капитала.

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) - сумма вкладов учредителей хозяйствующего субъекта, обеспечивающих его жизнедеятельность. Уставный капитал служит финансовой основой функционирования предприятия. Его величина зависит от того, сколько денег владельцы (акционеры) готовы вложить в данное предприятие. В качестве вкладов в уставный капитал могут быть внесены не только денежные средства, но и любые материальные ценности и нематериальные активы.

Добавочный капитал формируется за счет прироста стоимости внеоборотных активов и за счет продажи собственных акций по цене, превышающей номинальную стоимость[2]. Условно он может быть разделен на три составляющие: вложенный добавочный капитал, капитал переоценки и капитал накопления. Источником финансирования вложенного добавочного капитала выступает эмиссионный доход - реальный источник собственного капитала компании. Величина вложенного добавочного капитала формируется в размере разницы между продажной и номинальной стоимостью дополнительной эмиссии акций. Кроме того, добавочный капитал может быть сформирован при безвозмездном получении ценности. В этой части добавочный капитал, как и при эмиссионном доходе, увеличивает реальный объем собственного капитала компании.

Капитал переоценки связан с приростом стоимости имущества компании, который происходит за счет переоценки внеоборотных активов без возникновения обязательств.

Капитал накопления отражает прирост активов в результате инвестиционной деятельности компании. Этот элемент добавочного капитала связан с процессом перераспределения прибыли и как источник финансирования может рассматриваться только в связи с уменьшением нераспределенной прибыли.

Резервный капитал является финансовым резервом для осуществления предпринимательской деятельности, сопряженной с рисками, и предназначен для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, погашения облигаций и расчетов по займам в случае, если на эти цели не хватает прибыли[3]. Наличие резервного капитала является гарантией соблюдения интересов кредиторов и инвесторов, а также стабильной работы самой компании.

Образование резервного капитала может носить обязательный характер (в соответствии с законодательством) и добровольный характер (в соответствии с учредительными документами и учетной политикой предприятия)[4]. Законодательно размеры резервного капитала регламентируются, например, для акционерных обществ и должны составлять не менее 5 процентов от величины уставного капитала. Средства резервного капитала акционерного общества имеют строго целевой характер и предназначены для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Иные финансовые резервы создаются предприятиями любых организационно-правовых форм собственности по своему усмотрению из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В результате создания резервов (например, по сомнительным долгам или/и под обесценение вложений в ценные бумаги) происходят временное обособление средств по целевому назначению и их возможное последующее использование.

В связи с необходимостью строго целевого использования данного финансового источника управление им носит ограниченный характер.

Прибыль - основной внутренний источник формирования собственного капитала[5]. Как экономическая категория прибыль характеризует эффект, полученный в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Элементом собственного капитала прибыль становится после того, как пройдет стадию формирования в операционной (уставной), инвестиционной и финансовой сферах деятельности предприятия, стадию использования для покрытия обязательных выплат по обслуживанию долга и фискальных выплат, стадию распределения на формирование резервного капитала и выплату дивидендов, то есть приобретет форму нераспределенной прибыли.

Формирование нераспределенной прибыли является связующим звеном всего процесса управления собственным капиталом. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников пропорции распределения прибыли на дивиденды и на нераспределенную прибыль являются одним из основных оценочных критериев, определяющих эффект эмиссии акций и инвестиционную привлекательность предприятия.

Внутренними факторами, влияющими на пропорции и эффективность распределения прибыли, являются[6]:

-  величина чистой прибыли;

-  стадия жизненного цикла предприятия;

-  необходимость и возможность реального инвестирования;

- соотношение между риском и доходностью;

-  корпоративные отношения.

Здесь доминирующее значение имеют сложившаяся структура собственников капитала, их ожидания по уровню доходности, их предпочтения между текущим и будущим доходом, уровень влияния менеджмента компании и т.д.

Наиболее значимые внешние факторы, оказывающие влияние на величину нераспределенной прибыли[7]:

-  правовые ограничения процесса распределения прибыли;

-  налоговая система;

-  среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал.

В рыночных условиях наряду с ликвидностью именно прибыльность бизнеса является основным критерием работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу как для самофинансирования текущей деятельности, так и для осуществления расширенного воспроизводства. Для оценки прибыльности хозяйствующего субъекта используются финансовые коэффициенты, характеризующие рентабельность.

Коэффициенты рентабельности - это относительные показатели, отражающие степень доходности предприятия. Они отвечают на вопрос, получаем ли мы достаточную прибыль на капитал, вложенный в данное предприятие.

Экономическая рентабельность активов, как уже отмечалось выше - обобщающий показатель, представляющий собой экономический эффект, снимаемый предприятием с суммарных затрат, отнесенный к объему баланса.

Рентабельность общая показывает, сколько копеек чистой прибыли предприятие получает с каждого вырученного рубля. Этот показатель уменьшается при падении цен на продукцию фирмы, при росте издержек производства и снижении объема продаж и растет при поднятии цен, снижении издержек и увеличении объема продаж[8].

Рентабельность собственного капитала оценивает прибыльность фирмы для ее владельцев - акционеров или пайщиков. Показатель доходности здесь берется за вычетом издержек, процентов и налогов.

Рентабельность производственной деятельности позволяет оценить ее доходность, показывая долю операционной прибыли в себестоимости продукции (работ, услуг)[9].

Рентабельность продаж означает долю прибыли в товарообороте. Этот коэффициент показывает, сколько копеек операционной прибыли приносит каждый рубль товарооборота. Эту величину сравнивают с прошлогодним показателем, с показателями конкурентов, со средним показателем в отрасли. Не обязательно, чтобы этот показатель возрастал. Компания, у которой рентабельность продаж ниже, чем у конкурентов, может увеличить свою долю рынка за их счет. Увеличение объема продаж и уменьшение рентабельности продаж могут привести к росту рентабельности инвестированного капитала.

Еще одним источником самофинансирования являются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления отражают в денежном выражении сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов[10]. По своей же экономической природе они относятся к устойчивому источнику финансовых ресурсов, т.к. износ внеоборотных активов не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Они накапливаются в денежном обороте хозяйствующего субъекта и могут расходоваться на расширение и обновление производства, на вложения в инвестиционные ценности, помещаться на депозиты и т.д.

Формирование собственного капитала начинается с создания уставного капитала, представленного в сфере бизнеса чаще всего номинальной стоимостью обыкновенных и привилегированных акций.

Акционерное общество имеет право выпускать как обыкновенные, так и привилегированные акции. При этом доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать двадцати пяти процентов.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации[11]. Акция является именной ценной бумагой.

Обыкновенные акции - удостоверение права собственности на часть фирмы. Держатели акций, являясь собственниками компании, обладают определенными правами, такими как участие в управлении компанией, получение дохода в виде дивидендов и роста курсовой стоимости акций, преимущественное право на приобретение акций новых выпусков и т.д.

Привилегированные акции - смешанная форма финансирования, имеющая черты долгового обязательства и обыкновенной акции[12].

При этом нужно учитывать, что компания не обязана выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям. Способность акционерного общества производить выплату дивидендов владельцам обыкновенных акций зависит от финансовых результатов работы за отчетный период и достаточности чистой прибыли, а также от целей финансового управления.

Наши рекомендации