Применяется в заключительный период


Плюсы:

1) Появление новых лидеров

2) Возможность увидеть взаимоотношение в коллективе

Минусы:

1) Потеря авторитета

2) Снижение заинтересованности

3) Падение дисциплины

4) Потеря контроля над ситуацией


Позиция руководителя: Я наблюдаю со стороны, но держу все под контролем.

4. Теория развития временного детского коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину):

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

5. Возрастные особенности детей

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -10 лет

Физиологические особенности:

В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно, надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.

Особенности поведения:

Высокий уровень активности

Стремление к общению

Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо

Именно в этом возрасте идет различение полов

Стремление получать время на собственные занятия, интересы

Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным

Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра. Младшие дошкольники часто играют в одиночку, позже возможны совместные игры

Проявляются первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. Важны социальные эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди.

Мышление – эгоцентрическое. Важно развивать понятие «МЫ».

Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.

Лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни способствуют общение со взрослыми и сверстниками, факторами познания через игры и сказки.

Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.

Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.

Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.

Советы педагогу:

- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить), развитие умения лазать и пользоваться качелями

- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)

- Обеспечение конкретности поручения

- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел

- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей

- Дети нуждаются в похвале

- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)

РЕБЕНОК-ПОДРОСТОК 11-13 ЛЕТ

Физиология:

Активно развивается сердечно-сосудистая система, сердце работает не ритмично. Необходимо чередование видов деятельности – подвижных и неподвижных. Важны воздушные процедуры – проветривания, походы, выходы, чтобы активно поступал кислород. С 11 лет – первый этап полового созревания. У мальчиков появляются вторичные половые признаки. У девочек – начинается менструальный цикл =>повышенное внимание проблемам гигиены! Идет неадекватная реакция на свою физиологию – возможно издевательство над быстрее созревающимися сверстниками.

Социальная ситуация развития – взрослый ребенок. Всему учится

Ведущий вид деятельности – сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда грамотности. Общение со сверстниками играет огромную роль

Новообразование – осознание своих мыслей и себя.

В этом возрасте происходят резкие качественные изменения психики – вожатый должен выступать в роли психолога-советчика. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности. Дети очень восприимчивы. Идет демонстрация принадлежности к тому или иному полу.

Советы педагогу:

- организация коллективных игр для мальчиков и для девочек, предпочтение спортивным играм

- использование общего энтузиазма для какого-либо дела

- проявляется кумирование – следить, чтобы кумир был положительным персонажем

- проявляется интерес к заработку

- не любят и не воспринимают критику

- стремление к соревновательности

- повышенный интерес к противоположному полу

Наши рекомендации