V. методические рекомендации для подготовки к семинарам и практическим занятиям

Подготовка к каждому семинару и практическому занятию включает: тщательную проработку всех учебных вопросов лекции, задания на самостоятельную подготовку, рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов.

На семинаре, в ходе контрольного опроса, студенты должны быть готовы кратко, по возможности схематично, основываясь на конституционно-правовых нормах, изложить ответ, указав источник. Как правило после написания контрольного письменного опроса преподаватель выделяет слушателям, студентам 1-2 минуты для проверки правильности ответов на поставленные вопросы.

При подготовке сообщений информации и других публичных выступлений. слушатель, студент должен проконсультироваться у ведущего преподавателя, изучить рекомендованную литературу, нормативно-правовые акты, составить развернутый план-конспект, стремясь к системному изложению материала.

Обязательные требования к сообщениям: соединение теории по излагаемой проблеме вопросам конституционно-правовой практики, а также использование учебной доски (возможны изготовление и демонстрация слайдов, диапозитивов). Время, отводимое на публичное выступление, как правило не превышает 7-8 минут. После завершения выступления студент должен быть готов к ответам на вопросы преподавателя, студентов. Материалы сообщения, при условии доработки и оформления в соответствии с требованиями кафедры, могут быть представлены (по согласованию с преподавателем) для защиты в качестве реферата.

На практических занятиях, как правило, предусмотрено решение задач, правовой направленности. Содержание предлагаемых ситуационных заданий по­строено на анализе рассмотрения дел Конституционным Су­дом Российской Федерации, действительных казусов, почерпнутых из материа­лов федеральных, региональных и местных средств массовой информации.

Для решения задачи необходимо прежде всего отыскать нормы международного права, Конституции Российской Федерации, затем федераль­ных законов, указов Президента Российской Федерации и других нормативных актов. Применив найденные нормы права, студент должен дать толкование данного случая и предложить свой вариант его решения. Если правильных вариантов несколько, нужно обо­сновать каждый из них. Надо помнить: непременное условие выполнения этой формы учебного процесса — качественное усвоение законо­дательства и соответствующей литературы.

VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ(для студентов заочной формы обучения 3 года)

1. Современная отечественная юридическая мысль о сущности, содержании и форме закона.

2. Система и отрасли законодательства: концепции и проблемы развития.

3. Проблемы классификации законодательных актов.

4. Место и роль правового закона в системе законодательства Российской Федерации.

5. Современное состояние российского законодательства и перспекти­вы его развития.

6. Проблемы совершенствования законодательной техники в Российской Федерации.

7. Логика, стиль и язык закона.

8. Опыт и перспективы экспертизы законопроектов в Российской Федерации.

9. Подготовка «Свода законов Российской Федерации»: опыт деятельности и перспективы формирования в Российской Федерации.

10. Символическая форма права.

11. Словесные технологии в правотворчестве.

12. Систематизация законодательства Российской Федерации и международные стандарты.

13. Перспективы совершенствования законодательного планирования.

14. Факторы, влияющие на развитие российского законодательства.

15. Взаимосвязь стратегии и правотворчества, прогнозирования и планирования законодательства.

16. Правовое обеспечение законодательного процесса в Российской Федерации.

17. Обоснование проблемы пересмотра Конституции Российской Федерации.

18. Проблемы законодательного разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов: сотрудничество и субсидиарность.

19. Про­блемы развития нормативно-правовой базы кон­ституционного права России.

20. Современное понимание законодательного процесса.

21. Стадии законодательного процесса.

22. Реализация законодательной инициативы специальными субъектами права.

23. Совершенствование структуры и стадий законодательного процесса – важная гарантия успешного проведения правовой реформы.

24. Лоббизм в правотворчестве.

25. Особенности ратификации международных договоров.

26. Значение правовых позиции Конституционного суда Российской Федерации в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации.

27. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации как субъектов законодательной инициативы.

28. Правовой статус представителей Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Государственной Думе и Совете Федерации.

29. Особенности подготовки и принятия закона о федеральном бюджете.

30. Депутаты Государственной Думы как субъекты законодательной инициативы.

31. Участие комитетов и комиссий Государственной Думы в законотворчестве.

32. Подготовка и рассмотрение законопроектов.

33. Особенности рассмотрения федеральных конституционных законов.

34. Стадии рассмотрения законопроектов в Государственной Думе.

35. Совет Федерации и члены Совета Федерации как субъекты права законодательной инициативы.

36. Действие согласительных комиссий Федерального Собрания.

37. Статус федеральных конституционных законов в законодательстве Российской Федерации.

38. Дополнительные процедуры по принятию федеральных конституционных законов.

39. Право «отлагательного вето» и порядок преодоления разногласий между Президентом и Федеральным Собранием.

40. Опубликование и вступление в силу принятых законов.

41. Роль нормативных актов Президента Российской Федерации по устранению пробельности законодательства.

42. Проблемы соотношения нормотворчества Президента Российской Федерации и нормативных актов Правительства Российской Федерации.

43. Проблемы законодательного разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

44. Право законодательной инициативы, особенности структуры и порядка деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации.

45. Преодоление разногласий в законодательном регулировании и субъектов Российской Федерации.

46. Юридическая ответственность законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при превышении законотворческих полномочий.

47. Законодательная техника и систематизация законодательства.

48. Проблемы законодательной политики в Российской Федерации.

49. Законодательный процесс в России

50. Роль Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в законотворческом процессе.

51. Принятие законов в Государственной Думе.

52. Прохождение принятых Государственных Думой законов в Совете Федерации.

53. Рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации.

54. Особенности законотворческого процесса в субъектах Российской Федерации.

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (для студентов заочной формы обучения 3 года).

Наши рекомендации