Князев Г. А., Денисова О. В.

Князев Г. А., Денисова О. В.,

Ковалева Г. В., Исаенко И. О.

П Р А В О В Е Д Е Н И Е

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Князев Г. А., Денисова О. В.,

Ковалева Г. В., Исаенко И. О.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Утвержедено Редакционно-издательским

советом университета в качестве учебного пособия

для студентов вузов, обучающихся

По неюридическим специальностям

Под редакцией Г. А. Князева

Санкт-Петербург

УДК 340

ББК 67.4

П68

Рецензенты:

Доктор юридических наук, профессор СПбГУ

Б. И. Кожохин

Доктор психологических наук, профессор СПбГИЭУ

А. Г. Шестаков

П 68 Правоведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по неюридическим специальностям / Г. А. Князев, О. В. Денисова, Г. В. Ковалева, И. О. Исаенко; Под ред. Г. А. Князева. - СПб.: СПГУТД, 2004. - 128 с.

ISBN 5-7937-0107-9

Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой по "Правоведению", основанной на Государственном образовательном стандарте 2000 г. В нем учтены изменения в законодательстве на декабрь 2002 г.

Предназначено для проведения как лекционных, так и семинарско-практических занятий. Издание предназначено прежде всего для студентов СПГУТД и других вузов, преподавателей юридических дисциплин. В качестве практического пособия книга может быть использована гражданами, не получившими юридического образования, но желающими овладеть правовыми знаниями. Потенциальными пользователями данной работы могут быть все, кто интересуется правоведением.

УДК 340

ББК 67.4

ISBN 5-7937-0107-9 © СПГУТД, 2004.

© Князев Г. А., Денисова О. В.,

Ковалева Г. В., Исаенко И. О., 2004.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" (утв. Минобразования РФ 03.02.00).

Изложенный в нем материал подобран из расчета на 68 ч. аудиторных занятий: 34 ч. лекций и 34 ч. семинарско-практических занятий. Курс включает 9 разделов, объединяющих 14 тем по различным отраслям юридической науки. Названия тем воспроизводят содержание государственного образовательного стандарта по дисциплине "Правоведение".

Пособие состоит из двух частей: курса лекций и практикума. Вопросы лекций даны в краткой, конспективной форме и могут быть использованы студентами при подготовке к ответам по одноименным экзаменационным вопросам. Вопросы и задания практикума рассчитаны в основном на использование теоретических положений, содержащихся в лекционной части пособия. В конце пособия приведен список рекомендуемой литературы.

В подготовке учебного пособия приняли участие: Князев Герман Александрович, кандидат юридических наук, доцент СПГУТД (предисловие; введение, темы 1, 2, разделы II, VI курса лекций; введение, задачи и упражнения практикума); Денисова Ольга Валентиновна, ассистент СПГУТД (темы 3, 4, 5, 6 курса лекций); доц. Ковалева Галина Викторовна, кандидат технических наук, доцент СПГУТД, соискатель кафедры гражданского права СПбГУ (разделы III, IV,VIII курса лекций); Исаенко Инна Олеговна, ассистент СПГУТД (разделы V, VII, IX курса лекций). Тесты практикума составлены авторами пособия совместно. Руководитель авторского коллектива – кандидат юридических наук Г.А. Князев.

ЧАСТЬ I. КУРС ЛЕКЦИЙ

ВВЕДЕНИЕ

Правоведение входит в число предметов гуманитарного (обществоведческого) цикла, преподаваемых во всех вузах России в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В толковом словаре можно найти определение правоведения как совокупности юридических наук, юриспруденции. Из самого слова "правоведение" следует предмет этой науки – право. Она также изучает правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом. Тесная связь государства и права выражается в том, что государство издает нормы права и охраняет их от правонарушений.

Термин "право" имеет в юридической науке два значения: субъективное и объективное. Субъективное право – это то право, которым обладает субъект. Права и обязанности – это меры поведения людей, составляющие содержание правоотношений. Субъективное право складывается из совокупности правомочий – охраняемых государством юридически познанных возможностей субъекта права совершать те или иные действия или требовать определенного поведения от других субъектов, поскольку такое поведение обуславливает осуществление субъективного права, избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей. Право во втором, объективном смысле иначе именуется правовой системой и подразделяется на отрасли, каждая из которых, как и право в целом, выступает в трех качествах: как система правовых норм, как наука и как учебная дисциплина. Во втором и третьем значениях понятие объективного права совпадает с понятием правоведения. Определения объективного и субъективного права будут даны в соответствующих темах курса лекций.




Структура нормы права

Структура нормы права – это совокупность содержащихся в ней элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению. Содержит указание на юридический факт – это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:

1. По связи с волей участников правоотношений:

1) события – юридические факты, которые не зависят от воли людей;

2) деяния – юридические факты, которые являются волеизъявлениями, т. е. результатом сознательной деятельности; они делятся по 3 основаниям:

а) по форме деяния:

- действия – активная форма деяния, может быть словесной, устной, письменной; конклюдентные действия (от лат. concludo – заключаю, делаю вывод), т. е. выражающие волю лица установить правоотношение поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении;

- бездействие – пассивная форма деяния (например: если решение суда первой инстанции не обжаловано, оно вступает в силу);

- смешанное бездействие – ненадлежащее выполнение;

б) по соответствию правовым нормам:

- правомерное поведение;

- правонарушения: преступления, проступки;

в) по цели:

- акты – деяния, совершаемые намеренно для получения правового результата: правоприменительные акты, сделки, соглашения, заявления и обращения, акты правотворчества;

- поступки – деяния, которые вызывают правовой результат несмотря на то, что лицо не ставило перед собой такой цели (например: создание художественного произведения наделяет авторскими правами).

2. По характеру наступающих последствий:

а) правообразующие ( например, прием на работу);

б) правоизменяющие (например, перевод на другую работу);

в) правопрекращающие (например, увольнение с работы).

Один юридический факт может повлечь несколько юридических последствий (например: уничтожение чужого имущества – гражданские и уголовные санкции).

Нередко для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность, тогда речь ведут о фактическом составе (пример: для вступления в брак необходимы 5 условий:

1) совершеннолетие;

2) согласие обоих лиц;

3) отсутствие психической болезни;

4) отсутствие близких родственных отношений и отношений опеки или попечительства;

5) отсутствие у кого-либо из вступающих в брак другого зарегистрированного брака).

Диспозиция – часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения. Чаще всего в форме указания на их права и обязанности.

В правоохранительных нормах диспозицией называется часть правовой нормы, в которой содержатся признаки правонарушения, за которое налагается санкция.

Субъективное право – обеспеченная государством и могущая быть реализована только при исполнении соответствующей юридической обязанности других субъектов права мера возможного (или дозволенного) поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов и потребностей.

Юридическая обязанность – круг действий (активная обязанность) или бездействия (пассивная обязанность), возложенных на субъекты права и безусловных для выполнения, мера необходимого или должного поведения.

Санкция – часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией. Санкции бывают:

1) штрафного карательного характера состоят в лишении правонарушителя определенных благ или в возложении особых обязанностей (например: штраф, лишение свободы, смертная казнь);

2) правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного состояния (например: отмена незаконного акта, признание сделки недействительной, взыскание долга и т. д.).

Классификация норм права

Нормы права могут классифицироваться по различным основаниям:

1. По характеру регулирования и отраслям права:

а) нормы материального права:

- конституционно-правовые нормы;

- административно-правовые нормы;

- финансово-правовые нормы;

- гражданско-правовые нормы;

- нормы трудового права;

- семейно-правовые нормы;

- уголовно-правовые нормы;

б) нормы процессуального права:

- гражданско-процессуальные нормы;

- арбитражно-процессуальные нормы;

- гражданско-исполнительные нормы;

- уголовно-процессуальные нормы;

- уголовно-исполнительные нормы

- и т. д.;

2. По функциональной направленности:

а) нормы положительного регулирования;

б) правоохранительные нормы;

в) нормы-принципы;

г) нормы-определения

д) и т. д.;

3. По степени общности содержания:

а) основные (предусматривают общие исходные положения);

б) конкретизирующие (развивают их);

4. а) нормы прямого регулирующего действия (устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений);

б) нормы вспомогательного действия (предусматривающие отмену, изменение, дополнение, распространение действия норм, либо утверждение нового акта);

5. По источнику, в котором содержатся:

а) нормы обычаев (обычные нормы);

б) нормы прецедентов;

в) нормы договоров (договорные нормы);

г) нормы нормативно-правовых актов, по юридической силе подразделяются:

- нормы законов,

- нормы подзаконных актов.

6. От действия:

а) в пространстве:

- нормы общего действия (действуют на всей территории, на которую распространяется компетенция издавшего ее органа),

- нормы местного действия (действуют на определенной, указанной в самом акте местности);

б) во времени:

- нормы постоянного действия,

- временные нормы,

- исключительные нормы (действуют только в определенных особых обстоятельствах в соответствии в законом при приостановлении действия других норм);

в) по лицам:

- общие (касаются всех граждан или юридических лиц),

- специальные (распространяются на четко очерченный круг лиц);

- касающиеся конкретного субъекта права (например, Президента РФ);

7. По характеру предписаний:

а) управомочивающие (определяют правомочия субъектов);

б) обязывающие (содержат обязанность);

в) запрещающие (содержат запрет);

8. По степени активизации общественно полезной деятельности субъектов:

а) поощрительные нормы (используются для стимулирования полезных для общества действий);

б) обыкновенные нормы;

9. По степени определенности содержащихся предписаний:

а) императивные (формируют определенные правила поведения, исключают какой-либо выбор);

б) диспозитивные (предоставляют субъектам самим определить конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливают правила на случай, если те не воспользовались своим правомочием);

в) бланкетные (отсылают к другим актам).

Закон и подзаконные акты

Нормативные правовые акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативно-правового акта. Нормативные акты (законы в широком или материальном смысле) в зависимости от их юридической силы подразделяются на виды:

I Законы (в собственно юридическом или формальном смысле) – это нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти либо непосредственно населением, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Признаки закона:

1. Особый порядок принятия – законодательный процесс, – как правило, описан в конституции (например, ст. 104-108 Конституции РФ).

Его основные стадии:

- законодательная инициатива;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- опубликование закона.

2. Законодательный орган – парламент государства, который может быть однопалатным или двухпалатным. В прошлом были и многопалатные. Обычно нижняя палата, формируемая непосредственно населением, принимает закон, а верхняя его одобряет или отклоняет, а глава государства подписывает.

3. Особый предмет регулирования. В некоторых странах установлен в конституции строгий перечень вопросов, которые регулируются с помощью законов. В РФ соответствующий законодательный орган может принять закон по любому вопросу, который сочтет нужным.

4. Высшая юридическая сила. Означает, что другие нормативно-правовые акты не должны ему противоречить, так как в случае такого противоречия применяется закон.

Законы классифицируются по различным основаниям:

1) по значимости:

а) о поправке к конституции;

б) конституционные;

в) обыкновенные (текущие):

- кодифицированные (например, Основы законодательства, кодексы, уставы);

- некодифицированные;

2) по времени действия:

а) постоянные (их большинство);

б) временные (например, о бюджете на год);

3) по уровню:

а) законы субъектов федерации;

б) федеральные законы;

в) Договором о создании Союзного государства между РФ и Белоруссией предусмотрено принятие законов Союзного государства.

II Подзаконные акты – это правовые акты органов государственной власти или местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции в соответствии с законом, либо на его основе и во исполнение. Все акты, которые не являются законами, подзаконны. На федеральном уровне РФ это: указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты других органов (например, Банка России, Центризбиркома).

III Локальные (корпоративные, внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты – акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяющиеся только на членов (или работников) этих организаций и регулирующие отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятия. Например: устав акционерного общества, приказ директора предприятия, правила внутреннего трудового распорядка. Такие акты могут содержать нормы права в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (например, согл. ст. 8 ТК РФ).

Структура права

Всю совокупность норм права принято разделять на отрасли публичного права (например, конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и т. д.) и отрасли частного права (гражданское право, семейное право и т. д.).

Деление права на частное и публичное восходит к юристам Древнего Рима. Сейчас это деление сохранилось как составляющая общей доктрины права в романо-германской правовой системе.

В отраслях публичного права происходит, прежде всего, регулирование отношений государства, с одной стороны, и иных субъектов права – с другой. В отраслях частного права происходит регулирование отношений всех субъектов права, включая государство, по вопросам частного характера.

Поскольку любая норма права как критерий поведения, установленный государством, включает в себя и публично-правовое, и частно-правовое начало, можно говорить о смысле деления норм на публичные и частные для того, чтобы лучшим образом можно было выделять правовое значение общественной пользы и правовое значение частной пользы.

Понятие источника права

Для понимания процесса правообразования и для понимания, откуда «брать» право при решении юридических дел, необходимо обратиться к понятию источников права.

В широком смысле слова источники права – это факторы, определяющие появление и действие права (правотворческая деятельность государства, материальные условия жизни общества), а в узком смысле понятия – это то, чем практика руководствуется в решении конкретных дел.

Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Виды источников права

Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В целом (применительно ко всем системам права) известны следующие основные виды источников (форм) права:

1. Правовой обычай – правило поведения, которое сложилось в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного.

2. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

3. Договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства.

4. Нормативный правовой акт – это письменный правоустановительный акт государства, предписание субъектов правотворчества, содержащее нормы поведения для участников общественных отношений. Нормативно-правовые акты – основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время в системах права романо-германской правовой семьи.

Элементы системы права

Нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретный вид общественных отношений, образуют правовой институт. Так, например, в сфере семейных отношений могут быть выделены специфические отношения, связанные с заключением и прекращением брака, установлением отцовства, уплатой алиментов. Соответственно в семейном праве образуются институты заключения брака, прекращения брака, установления происхождения детей, алиментных обязательств родителей и детей и другие правовые институты.

Совокупность норм, объединенных в правовые институты, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, образует отрасль права. Поскольку различные сферы общественных отношений далеко не одинаковы по своей масштабности, кругу участников и иным признакам, неравнозначны по объему и роли в процессе воздействия на общественные отношения также и отрасли права. В результате в рамках наиболее крупных отраслей права выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве имеются подотрасли: жилищное право, наследственное право; в конституционном – избирательное право и т.д.

Отрасли российского права

Ведущее место в системе права занимает отрасль конституционного (государственного) права.

Нормы конституционного права содержатся в Конституции РФ, принятой 12.12.93, а также в конституциях республик, уставах краев, областей и некоторых других нормативных актах.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Устанавливает порядок прохождения государственной службы, систему административных проступков, порядок применения административных санкций к виновным лицам. Наряду с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, основными нормативными актами являются Кодекс РФ об административных правонарушениях, иные федеральные и региональные законы в различных сферах государственного управления.

Финансовое право – это совокупность норм права, предметом регулирования которых являются финансовые отношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, займы, кредиты, налоги. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом, поскольку сферы этих отраслей во многом переплетаются. Источники финансового права – Бюджетный и Налоговый кодексы, кодифицировавшие основные подотрасли финансового права.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота. Основной нормативный источник гражданского права – Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы.

Трудовое право – это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения работников, работающих по трудовому договору, и работодателей.

Семейное право – совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Основной нормативный акт – Семейный кодекс РФ.

Уголовное право – совокупность норм, которые устанавливают основы уголовной ответственности, формулируют понятие преступления, цели наказания, определяют круг общественно опасных деяний, которые являются преступными.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключений.

Уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регламентирующих порядок производства уголовных дел. Регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, судов при расследовании и ведении уголовных дел. Уголовно-процессуальное право кодифицировано в одноименном кодексе.

Гражданское процессуальное право – совокупность правовых норм, определяющих цели и задачи гражданского судопроизводства. Они устанавливают круг, правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют ход судебного разбирательства судами общей юрисдикции. Кодифицированным актом законодательства о гражданском судопроизводстве является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Виды правонарушений

По своим антиправовым свойствам и характеру общественной вредности правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ч. 2, ст. 14 УК РФ).

Все иные противоправные деяния считаются проступками (все, что уголовным законом не закреплено, не является преступлением).

В отличие от преступлений проступки в законодательстве не определяются как общественно опасные. Их составы закрепляются в других отраслях права: гражданском, административном, налоговом, трудовом и т. д.

Проступки как разновидность правонарушений крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К иным относятся, например, проступки, предусмотренные финансовым, земельным, природоохранным и иным законодательством [9. С. 488].

Административный проступок – это противоправное, виновное деяние, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Дисциплинарный проступок - нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего распорядка, трудовой, воинской, учебной или иной дисциплины. Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания.

Гражданские правонарушения (проступки) – нарушение норм гражданского права либо неисполнение договорных обязательств, основанных на нормах гражданского права. Вопрос о применении гражданско-правовой ответственности решается судами в процессе рассмотрения гражданских дел.

Процессуальные правонарушения (проступки) – это нарушение установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта. Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда. В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание.

Состав правонарушения

Правонарушение неизбежно вызывает ответную реакцию государства. За подобные действия правонарушитель привлекается к ответственности. Но для этого необходимо в совершенном деянии установить все признаки правонарушения, т. е. установить его состав.

Состав правонарушения образуют четыре взаимосвязанных элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

1. Объект правонарушения – это общественные отношения, охраняемые нарушенной нормой права. В составе общественного отношения принято выделять три элемента: участники, т. е. субъекты отношения; их взаимосвязь между собой (взаимное поведение); объект отношения (то, что способно удовлетворить потребности субъектов, обеспечить их совместное безопасное проживание). На все эти элементы и может посягать правонарушитель.

2. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются следующие.

Деяние, т. е. поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии.

Противоправность, т. е. противоречие его предписаниям юридических норм, а потому запрещенность правом.

Вред, причиненный деянием. Для ряда других правонарушений (материальных составов) необходимо наступление вреда, причиненного противоправным деянием, т. е. причиненный вред должен быть непосредственным результатом противоправных действий. Однако для значительной части правонарушений (формальных составов) достаточно одного факта нарушения той или иной нормы права (например: переход дороги в неположенном месте).

Причинная связь между деянием и наступившим вредом. Причинная связь в праве – связь между явлениями, в силу которой одно из них с необходимостью порождает другое (следствие) [9, с. 492 – 493].

3. Субъект правонарушения – лицо, совершившее противоправное деяние, т. е. правонарушитель. Им может быть индивид или организация. В российском уголовном праве юридические лица субъектом преступления быть не могут. Гражданин как субъект правонарушения должен быть вменяемым и достигшим возраста, с которого наступает юридическая ответственность.

4. Субъективная сторона правонарушения. В основе субъективной стороны лежит вина, т. е. психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенным деяниям и к наступившим последствиям. Вина имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной. Неосторожность как форма вины в уголовном праве делится на небрежность и самонадеянность, а в гражданском – на простую и грубую неосторожность. Другими признаками субъективной стороны могут быть мотив и цель.

Только при наличии всех элементов одновременно противоправное деяние содержит состав правонарушения и влечет юридическую ответственность.

Понятие законности

Законность – всеобщее, точное и неуклонное соблюдение и применение требований норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).

Законность закреплена в Конституции РФ и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится, таким образом, режимом общественной жизни.

Суть законности – в управлении людьми посредством издания законов, содержащих правила поведения, обязательные для исполнения, но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности в сущности не было.

Многообразные, но одноплановые требования, связанные с отношением к законам и проведению их в жизнь, подразумевают требования точно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, а также требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).

Это – главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе [8, с. 49]. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальной.

Режим правовой законности является необходимым правовым свойством и составной частью любого реального правопорядка.

Понятие правопорядка

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений субъектов права, основанное на праве и законности.

Правовой порядок как должный порядок устанавливается при правовом регулировании общественных отношений. Именно правопорядок является главной целью правового регулирования, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Правовой порядок может быть результатом лишь правовой законности.

Правопорядок – составная часть и определенное качество общественного порядка.

Классификация конституций

Современная юридическая наука классифицирует (юридические) конституции по различным критериям:

1. По форме:

а) неписаные представляют собой совокупность множества законов, конституционных обычаев и традиций, например в Великобритании.

б) писаные:

- некодифицированные состоят из нескольких документов – Финляндия, Швеция, Австрия (из 9 источников);

- кодифицированные – существует документ с названием «Конституция» – по степени детализации они бывают развернутые (например Индия, СССР, ФРГ) и неразвернутые (США, Дания) или краткие (РФ), а по степени полноты кодификации – полностью и неполностью кодифицированные (например, во Франции наряду с Конституцией 1960 г. продолжают действовать Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г.).

2. По времени действия:

а) временные имеют ограниченный срок действия. Как правило, временный характер конституции обусловлен нестабильностью политической ситуации в стране, неустойчивостью в соотношении общественных сил в государстве (например, в мае-декабре 1945 г. действовала Временная конституция Австрии).

б) постоянные имеют неограниченный срок действия: их большинство. Такая конституция может содержать и некоторые временные положения (например, разд. II Конституции РФ).

3. По порядку принятия:

а) октроированные – дарованные народу монархом (Лихтенштейн, Непал) или метрополией;

б) принятые парламентом (в большинстве государств);

в) принятые учредительным собранием – специальным временным органом;

г) принятые на референдуме.

4. В зависимости от способа изменения конституции делятся на:

а) гибкие (т. е. изменяемые в обычном законодательном порядке);

б) жесткие (т. е. изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом) – стабильны, например в США за 200 лет – 27 поправок;

в) смешанные – различные части изменяются по-разному.

5. По устанавливаемой ими форме государства:

а) монархические и республиканские;

б) федеративные, унитарные, конфедеративные;

в) демократические, авторитарные, тоталитарные и т. д.

6. По степени соответствия существующим общественным отношениям (так называемой «фактической конституции»):

а) действительные, которые справедливо отражают существующие общественные отношения;

б) фиктивные не отражают реальных общественных отношений.

Литература

1. Конституция РФ. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник. - М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998.

3. Государственное право РФ: Учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юрид. лит., 1996.

и. Договор заключается в письменной форме с нотариальным удостоверением (ст. 41 СК). Основная цель брачного договора – определение правового режима имущества супругов и иных имущественных взаимоотношений на будущее время [3, с. 156].

Обязанность супругов материально поддерживать друг друга закреплена в п. 1 ст. 89 СК. Данная обязанность возлагается только на лиц, состоящих в зарегистрированном браке. Выполняя эту обязанность, супруги вправе заключить соглашение об уплате алиментов (ст. 99 СК) либо включить в брачный договор положения о предоставлении взаимного содержания (п. 1 ст. 42 СК). При отсутствии соглашения между супругами о преРАЗДЕЛ III. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

С 1 января 1995 г. вступила в действие первая часть, с 1 марта 1996 г. вторая, а с 1 марта 2001 г. третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК). Гражданский кодекс РФ и иные принятые в соответствии с ним федеральные законы составляют гражданское законодательство РФ (п. 2 ст. 3 ГК).

Дееспособность граждан

Дееспособность гражданина помимо способности реализовать свои права и обязанности своими действиями включает в себя и способность нести гражданско-правовую ответственность за совершенные правонарушения (деликтоспособность).

В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В полном объеме гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия (18 лет). Закон допускает два изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения восемнадцатилетнего возраста, во-первых, в случае вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, эмансипации.

Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Если родители согласны, эмансипация проводится по решению органов опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия вопрос решается судом (п. 1 ст. 27 ГК).

Дееспособность гражданина зависит от возраста и психического здоровья. Полностью недееспособными являются дети до 6 лет и лица, признанные судом недееспособными, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Над такими гражданами устанавливается опека. При отпадении оснований, в силу которых гражданин был признан недееспособным, суд признает его дееспособным. От имени недееспособных граждан все сделки совершают их опекуны.

Малолетние (т. е. несовершеннолетние, не достигшие 14 лет) обладают незначительным объемом дееспособности. Сделки от их имени совершают родители, усыновители или опекуны, которые также несут отве<

Наши рекомендации