Что означает принцип разделения властей? Можно ли выделить президентскую, контрольную, избирательную ветви власти? Ответ обоснуйте.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как "буржуазный" и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплён в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей.

Разделение законодательной, исп и суд властей является одним из важнейших принципов организации гос власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными гос органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения К и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

Разделение властей в современном российском государстве.

Статья 10 К РФ закрепляет принцип осуществления гос власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой гос власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно ст 11 К РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом К РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОГВ, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), ФС (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат – СФ и ГД), Правительство РФ (возглавляет систему ОИВ РФ), суды РФ - КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные ОИВ - федеральные министерства, гос комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые гос органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и действующих законов и другие функции), ЦБ РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), ЦИК РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий) и др.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации.

Ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" закреплены такие принципы деятельности ОГВ, как единство системы гос власти, разделение гос власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного ОГВ либо должностного лица, самостоятельное осуществление ОГВ принадлежащих им полномочий. Указанным ФЗ также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных и высших исполнительных ОГВ, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных ОИВ, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие гос органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.



Наши рекомендации