Отличие права от иных средств социального регулирования.
Пределы правового регулирования
Общеизвестно, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах – религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи, деловые обыкновения, нормы морали, нормы общественных организаций. Почему же все-таки право со временем становилось более предпочтительным социальным регулятором? В чем его преимущество?
По обычаям хорошо было жить в роде, в племени, в клане.
Религиозные нормы предполагают общение единоверцев.
Нормы общественных организаций рассчитаны на тех, кто добровольно вступает в эту организацию.
Мораль чаще всего разная у разных классов и социальных групп.
Деловые обыкновения имеют узкий горизонт действия.
Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Но юридические законы тем и превосходят все социальные регуляторы, что только на них может ориентироваться государственно-организованное общество.
Государство объединяет людей разных племен и народов, разных верований, разных моральных и политических убеждений.
В таких условиях можно жить только по общеобязательным для всех нормам.Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства – основной признак и в то же время преимущество правовых норм.
Право – всеобщая мера (масштаб) поведения, выполняющая роль меры весов, денежной меры, линейного масштаба и т.п.
Подчеркивая преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора, не следует увлекаться.Право, хоть и хороший инструмент, хоть испособно нести в себе свободу и справедливость, способно обеспечивать прогрессивное развитие общества, – ограничено в своем воздействии на поведение людей. Пределы правового регулирования – это то обстоятельство, которое следует всегда иметь в виду, какая бы учебная правовая тема ни рассматривалась.
Никаким законом нельзя из мухи сделать слона, нельзя заставить человека думать иначе, поделить участки на Марсе и т.д.
Методически уместно связать пределы правового регулирования с категорией «сфера правового регулирования».
Наиболее предпочтительно определение сферы правового регулирования как совокупности отношений, складывающихся между людьми, сопровождающих их жизненных фактов и обстоятельств, которые объективно могут и которые, с точки зрения современных задач общества и государства, должны быть или уже подвергнуты правовой регламентации.
Все многообразие отношений в обществе условно можно разделить на следующие группы:
1) отношения, которые не могут быть урегулированы и не урегулированы правом;
2) не могут быть урегулированы, но, тем не менее, урегулированы;
3) могут быть урегулированы, но не должны и не урегулированы;
4) могут, урегулированы, хотя и не должны быть урегулированы;
5) могут, должны и урегулированы;
6) могут, должны, но не урегулированы.
В сферу правового регулирования входят лишь две последние разновидности отношений.
Пределы правового регулирования являются своеобразными границами сферы правового регулирования, и для их определения недостаточно ориентироваться только на законодателя, его волю. Эти границы предопределяются в большей степени существующей реальностью, в которую государственная деятельность, в частности законодательная, включается в качестве одного из необходимых факторов.
Правотворческий процесс
Как складывается право? Ответ на этот вопрос нельзя дать без того, чтобы не стать на какую-либо позицию в понимании права. И ответы, понятно, будут разные. Но учащихся средних учебных заведений эти тонкости и не касаются. Преподавателю же можно рекомендовать начать описывать правотворческий процесс с того момента, когда начинается государственная деятельность по формированию государственной воли в законах и подзаконных актах.
Правотворческий процесс складывается из ряда стадий:
1. Стадия законодательной (более широко – нормотворческой) инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта.
Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная инициатива в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.
5 .Принятие нормативного акта.
6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов.
Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие законодательства. С помощью единичных актов нормативного правотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе такого текущего правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве'.
'О требованиях к нормотворческой правовой деятельности см., напр.: Указ Президента РФ «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента РФ по ведению законопроектных работ» // Российская газета. 1993. 21 янв. и Положение о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров – Правительства РФ // Российская газета. 1993. 11 февр.