Глава 3 материалы к изучению основ административного права

В разделе «Основы административного права» учебника дается общая характеристика административного права. Вместе с тем необходимо обратить внимание преподавателей, ведущих курс «Основы права», на следующие моменты:

1. Административное право стыкуется с другими отраслями права. Многие из них пользуются властным методом административно-правового регулирования и административно-правовой охраны.

2. Административное право вряд ли уступит пальму первенства какой-либо другой отрасли по числу источников и норм права.

3. Административно-правовое регулирование теснее всего связано с активным государственным вмешательством в общественную жизнь.

4. Методы административного, командного властвования в условиях реформирования Российского общества все больше уступают гражданско-правовым средствам.

5. Административно-управленческий подход и впредь останется доминирующим во внутренней сфере государственно-правовых отношений. Разумеется, и здесь он претерпевает изменения и даже уступает некоторые свои позиции в процессе демократизации общества.

Отмеченные обстоятельства требуют от преподавателя:

системного подхода к административному праву;

внимательного отношения к часто меняющимся административно-правовым нормам;

учета тех изменений, которые происходят после крушения командно-нажимной системы государственного руководства общества.

Рекомендуя учащимся материал названного раздела учебника, преподаватель вполне может использовать многие общие рекомендации и особенно те, которые даны по основам конституционного и других отраслей права. Поэтому представляется необходимым сосредоточить внимание на ключевой проблеме административного права – проблеме государственной службы.

Законодательство о государственной службе

В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей.

Это относится и к государственным органам. Их личный состав включает в себя парламентариев и муниципальных советников, государственных служащих и представителей общественности (пример тому – заседатели в судах).

Деятельность любых структур зависит главным образом от их личного состава. «Как бы хороши ни были прочие условия функционирования организационной системы... при слабой кадровой обеспеченности заложенные в ней преимущества не могут реализоваться, и напротив – отличный кадровый состав в состоянии нейтрализовать подавляющую часть недостатков других, неблагоприятных организационных условий»'. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований. Они состоят на военной службе. В ряде стран имеется разветвленная сеть государственных экономических и социальных структур – почта и телеграф, учебные заведения, больницы, «казенные» фабрики и заводы, железные дороги, банки и т.д. Их персонал (весь или управленческая его часть) тоже нередко зачисляется в разряд государственных служащих.

В историческом прошлом по мере роста численности государственных служащих, повышения профессиональных требований, предъявляемых к ним, все большую актуальность приобретала правовая регламентация государственной службы. Долгое время набор на эту службу имел дискреционный характер (осуществлялся по принципу усмотрения начальства). В XVIII в. вводятся табели о рангах. В конце XIX в. стали требовать университетские дипломы при приеме на некоторые должности. Далее начали вводиться системы выборов, конкурсов и аттестаций. Создаются учебные заведения для подготовки профессиональных работников для государственного аппарата. Законодательство о государственной службе постепенно разрастается, а затем и систематизируется.

Царская Россия имела детальное законодательство о государственной службе. При Советской власти оно было отменено, а новое складывалось медленно, с трудом. Это объяснялось рядом причин: сначала представлениями о быстром отмирании всякого государства, идеей постоянного сокращения, а затем и упразднения всяческого чиновничества, полного слияния в руках представительных учреждений функций законодательствования и управления, саботаж значительной части чиновничества в первые годы Советской власти.

1Венгерское административное право. М., 1990. С. 341.

В последнее время в ряде газетных и журнальных статей высмеивается приписываемое В.И. Ленину утверждение о том, что при Советской власти «каждая кухарка должна управлять государством». На самом деле так пытались представить позицию Ленина кадеты и меньшевики, а он отвечал им: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно»1.

1Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 34. С. 315.

Позднее Ленин повторил: «Чтобы управлять нужно, быть компетентным... нужно иметь известное научное образование»2. Работники Рабкрина (Наркомата рабоче-крестьянской инспекции), а затем и должностные лица других государственных органов должны, по мысли Ленина, «выдержать испытание на знание нашего госаппарата; ...на знание основ теории по вопросу о нашем госаппарате, на знание основ науки управления, делопроизводства и т.д.». Ленин предлагал «объявить конкурс… на составление двух или больше учебников по организации труда вообще и специально труда управленческого», а также «назначить комиссию для составления первоначальной программы экзаменов на кандидата в служащие Рабкрина»3. Он считал нужным «создать школы, подготавливающие в государственном масштабе кадры работников»4. Но эти ленинские идеи не были реализованы. Причины этого заслуживали бы особого разговора. Здесь же делается попытка на конкретном примере показать необходимость объективного подхода и к словам, и к поступкам.

2Указ. Соч., т. 40, с. 215.

3Указ. Соч., т. 45, с. 395-396.

4Указ. соч., т. 40, с. 270.

При Советской власти закон о государственной службе так и не был принят. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел.

Негативную роль сыграла Программа КПСС, принятая XXI съездом КПСС (1962 г.). В ней говорилось о том, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала бы быть особой профессией, и такая перспектива провозглашалась тогда недалекой.

В конце 80-х годов была, наконец, признана необходимость принятия Закона СССР о государственной службе. Первоначальный его проект был составлен, но, как известно. Союз ССР в конце 1991 г. прекратил свое существование. Началась подготовка российского закона о государственной службе, возникло несколько его проектов.

Что такое государственная служба?

С толку сбивает некоторых людей то обстоятельство, что название «государственная служба» применяется и для обозначения особой группы федеральных органов исполнительной власти (пример тому – Государственная архивная служба). Эти два значения одного слова не следует отождествлять. Нужно различать государственную службу как орган и государственную службу в нем определенных лиц.

Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом – с другой, являются должности. Должность – это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, и включает в себя комплекс служебных и личных прав и обязанностей этого человека. Во всяком случае, гражданину, претендующему на государственную должность, необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.

В некоторых учебниках административного права государственная служба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. Это определение интересно тем, что увязывает и различает задачи и функции государства, с одной стороны, и деятельность по решению этих задач и выполнению этих функций – с другой.

Некоторые ученые-юристы рассматривают государственную службу как совокупность правовых норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, прекращение и ответственность служащих. Это определение отражает «процессуальный» аспект службы (ее стадии) и указывает на ее правовое регулирование. Но оно отождествляет саму государственную службу с ее правовым регулированием, т.е. смешивает регулятор и объект регулирования.

Государственная служба – это служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него лицами, находящимися на государственных должностях, деятельности по реализации компетенции соответствующих государственных органов.Лицо, состоящее нагосударственной службе, подпадает под определенный правовой режим.Государственная служба имеет «процессуальный» аспект и включает в себя поступление на службу, прохождение ее (продвижение по должностям, получение чинов и рангов и т.д.), увольнение (уход в отставку) и т.д.

Соответственно служащим государственного аппарата, или государственным служащим, в науке административного права принято называть лицо, занимающее в этом аппарате постоянную или временную должность, действующее от имени и по поручению государства или его органа в пределах своей компетенции и получающее за свой труд вознаграждение от государства.

Необходимо отличать государственных служащих от служащих государственных специально-культурных учреждений (врачей государственных медицинских учреждений, артистов государственных театров, работников государственных библиотек и т.д.). Они не осуществляют компетенции каких-либо государственных органов, а выполняют иные общественно полезные функции.

Ученые-юристы пробовали отделить государственных служащих от рабочих. Оживленная дискуссия об этом шла в конце 40-х – начале 50-х годов.

В итоге к рабочим отнесли лиц, которые своим непосредственным трудом участвуют в производстве материальных ценностей, а к государственным служащим – лиц, которые непосредственно или в качестве вспомогательных работников выполняют государственные функции.

В современный период все более актуальным становится разграничение служащих государственных органов – персонала структур, осуществляющих государственную власть, с одной стороны, и служащих предприятий и социально-культурных учреждений (учителей, артистов, врачей, научных работников и т.д.) – с другой. Поскольку они трудятся в структурах, выполняющих разные функции, их правовой статус различен: работники упомянутых учреждений и предприятий, подобно их коллегам в частном секторе, подпадают под действие КЗоТ, а не законодательства о государственной службе. На государственных же служащих распространяется, прежде всего, законодательство о государственной службе, а КЗоТ – лишь постольку, поскольку он не противоречит законодательству о государственной службе (ст. 7 Положения о федеральной государственной службе).

Положение о федеральной государственной службе впервые закрепило ее принципы. Как сказано в Положении, государственная служба организуется и действует, исходя из следующих основных принципов:

законности;

обязательности решений вышестоящих (в порядке подчиненности) государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;

подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих;

внепартийности государственной службы (в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений. Государственные служащие руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений);

равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;

ответственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

социальной защищенности государственных служащих;

стабильности государственной службы.

Некоторые из этих принципов являются принципами не только государственной службы. Так, законность – это принцип всей общественной и государственной жизни. Второй принцип («обязательность решений...») определяет, прежде всего, взаимоотношения органов исполнительной власти и органов прокуратуры «по вертикали», что влияет, конечно, и на государственную службу. Ответственность за неисполнение должностных обязанностей несут не только государственные служащие, а и служащие социально-культурных учреждений (и государственных, и частных). Социальная защищенность распространяется на всех граждан.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации 1993 г. граждане имеют равный доступ к государственной службе. Но это не исключает установления специальных требований к лицам, находящимся на государственной службе вообще, на службе в определенных органах государства и на определенных должностях. Равный доступ к государственной службе граждане РФ осуществляют в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации (это правило воспроизводит положения международных пактов о правах человека).

Требования, предъявляемые к государственным служащим, могут касаться наличия у них избирательных прав, определенного возраста, образования, стажа работы по специальности, состояния здоровья, одновременного занятия иных должностей или выполнения иных видов деятельности, обладания депутатским статусом (иногда действует принцип несовместимости), отсутствия судимости и т.д., причем такого рода требования могут сочетаться в различных комбинациях.

Так, Конституция РФ предусматривает, что Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Других формальных требований к кандидатам в Президенты законодательством не установлено. В Законе РФ от 24 октября 1991 г. «О выборах главы администрации» (а он распространяется на областную, краевую и местную администрацию, администрацию автономий) записано: «Главой администрации может быть избран только гражданин России, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом. Глава администрации не может быть народным депутатом, а также не имеет права: занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, в общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях; состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов или групп; состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций; состоять на действительной военной службе» (ст. 3).

Согласно Закону РСФСР от 2 июля 1991 г. «Об арбитражном суде», его судьями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Для избрания в состав Высшего Арбитражного суда РФ требования выше – стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет (ст. 13).

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, кто может быть назначен на должности прокуроров и следователей.

На службу в милицию принимают граждан не моложе 18 и не старше 35 лет, имеющих образование не ниже среднего, способных по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на милицию обязанности, не имеющих и не имевших в прошлом судимости. Для поступающих в милицию устанавливается испытательный срок от 3 месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую человек поступает (ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»).

Для государственных служащих установлены определенные правоограничения, вытекающие из характера их деятельности. Президент РФ Указом от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (Указ издан на основе дополнительных полномочий, делегированных V Съездом народных депутатов) запретил служащим государственного аппарата: заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое, не предусмотренное законом, содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами. Введено обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

Положение о федеральной государственной службе расширило круг запретов. Государственные служащие не имеют права получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности, получать подарки и иное вознаграждение от юридических лиц и граждан, выезжать в командировки за границу за счет этих лиц и граждан (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами). Государственным служащим запрещено участвовать в забастовках и других действиях, нарушающих функционирование государственных органов. Нельзя использовать должностные полномочия для пропаганды отношения к религии и участвовать в религиозных церемониях в качестве государственного служащего.

Все государственные служащие должны:

осуществлять полномочия в пределах предоставляемых им прав и в соответствии с должностными обязанностями;

исполнять приказы, распоряжения и указания (вышестоящих в порядке подчиненности) руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных;

поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

соблюдать нормы служебной этики и установленный в государственном органе служебный порядок; не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы.

Государственный служащий обязан сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну даже после прекращения государственной службы. Он должен сохранять в тайне и ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

В то же время каждый государственный служащий имеет право:

требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей государственной должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;

принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;

знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

на выход в отставку.

Государственные служащие делятся на категории по характеру выполняемых функций и объему полномочий.

Единая номенклатура разделила служащих на три категории – руководители, специалисты и технические исполнители. Руководители возглавляют органы и их структурные подразделения. Специалисты – это лица, обладающие специальными знаниями и навыками; они готовят проекты решений, дают заключения на них, советы руководителям. Технические исполнители заняты оформлением документов и хозяйственным обслуживанием (машинистки, курьеры и т.д.).

С этой классификацией служащих связана другая – в зависимости от наличия властных полномочий и их объема.Должностными лицами являются те государственные служащие, которые обладают распорядительными полномочиями: имеют подчиненных им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, определяющие поведение других людей, или акты административного распоряжения материальными и денежными ресурсами либо осуществляют контроль.

Особую группу составляютпредставители власти. Они облечены государственно-властными полномочиями по отношению к лицам, не находящимся у них в служебном подчинении. Это, например, президенты и главы правительств РФ и республик в ее составе, министры, главы областной, краевой администрации, прокуроры, судьи, государственные инспектора, многие работники милиции. Как правило, представитель власти одновременно является должностным лицом, но из этого правила есть исключения (например, инспектор ГАИ, не имеющий подчиненных по службе лиц, является представителем власти, так как вправе давать водителям транспортных средств и пешеходам обязательные для них распоряжения, налагать штрафы за нарушение правил дорожного движения и т.д.).

Положение о федеральной государственной службе разделило государственные должности на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие, что предопределило деление государственных служащих на категории (ст. 11 Положения).

Существует связь между должностями, с одной стороны, и чинами, рангами, званиями – с другой («служебное соответствие»), но связь эта не абсолютно жесткая (иногда лицо, имеющее более низкое звание, является начальником лица, имеющего более высокое звание). За звание, чин, ранг служащие получают надбавку к должностному окладу.

Положение о федеральной государственной службе установило, что всем служащим, занимающим государственные должности, присваиваются классные чины: государственным служащим высших государственных должностей – Действительный Государственный советник Российской Федерации; государственным служащим главных государственных должностей – Государственный советник Российской Федерации; государственным служащим ведущих государственных должностей – Государственный советник 1-,2- и 3-го класса; государственным служащим старших государственных должностей – Советник государственной службы 1-, 2- и 3-го класса; государственным служащим младших государственных должностей – референт государственной службы 1-, 2- и 3-го класса.

В отдельных видах государственной службы, в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, классные чины могут иметь иные наименования (воинские звания, дипломатические ранги и др.), соотносящиеся с установленными настоящим Положением. Для государственных служащих, согласно Положению, могут вводиться форменная одежда и знаки различия, указывающие на классный чин.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет специфику. Одни из них несут ее по Типовым правилам внутреннего распорядка, другие - по специальным уставам и положениям о дисциплине, третьи – в так называемом порядке подчиненности, четвертые – по особым правилам конституционного и административного права. К числу дисциплинарных взысканий относятся такие специфические, как понижение в звании, чине и лишение его. Одним из направлений развития законодательства об ответственности служащих является унификация ее мер и порядка их обжалования (допущение обжалования в суд).

Согласно законодательству об административных правонарушениях, должностные лица несут повышенную ответственность за совершение ряда такого рода деяний. В законодательстве имеются, кроме того, составы должностных административных правонарушений, т.е. совершаемых только должностными лицами. К тому же эти лица несут административную ответственность не только за нарушение обязательных правил своими собственными действиями, но и за дачу подчиненным указаний, толкающих их на нарушение таких правил, а также в случаях, когда они должны в порядке исполнения служебных обязанностей принимать меры по соблюдению правил другими лицами, но не делают этого.

Должностные лица несут повышенную уголовную ответственность1.

1Нужно учитывать, что в уголовном праве термин «должностное лицо» применяется в более широком смысле, чем в административном праве: им охватываются все лица, занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию (примечание к ст. 170 УК РСФСР).

Применительно к государственным служащим установлено правило: при сомнении в правомерности полученного распоряжения подчиненный должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение; в случае, если вышестоящий руководитель письменно подтвердит данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения неправомерного распоряжения в этом случае несет подтвердивший его руководитель. Данное правило не распространяется на случаи, когда выполнение распоряжения влечет действия, относящиеся к числу преступлений (ст. 14 Правил о федеральной государственной службе). Тогда ответственность несут и тот, кто отдал преступное распоряжение, и тот, кто его исполнил.

Законодательство предусматривает разнообразные способы замещения должностей с учетом характера служебных функций и полномочий и местом тех или иных должностей в государственной иерархии.

Самый простой способ замещения должности – назначение. Например, министр своим приказом назначает начальника департамента министерства. Есть и более сложные процедуры назначения, когда вопрос решается только по представлению другого указанного в законе органа, должностного лица. Так, федеральные министры назначаются Президентом по представлению главы правительства. Порядок назначения иногда предполагает предварительное согласование кандидатуры на должность с определенным органом, должностным лицом. Так, прокуроры республик в составе РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с высшими органами власти соответствующих республик. Законодательством иногда предусматривается необходимость последующего утверждения состоявшегося назначения.

Выборы – второй способ замещения должностей. Он характеризуется следующими признаками: а) возможностью выдвижения нескольких кандидатур на одно место (выборы на альтернативной основе); б) необходимостью получения согласия выдвигаемого кандидата баллотироваться; в) коллегиальным решением вопроса по существу путем голосования (собственно акт избрания). В качестве избирающего могут выступать граждане (пример тому – выборы Президента РФ) или парламент, его палата (так избираются судьи Верховного Суда РФ), или состав самого органа (например, председатель Конституционного Суда РФ избирается самим этим судом из числа его судей).

Третий способ замещения должностей –конкурс. Процедура его такова. Во-первых, объявляется конкурс желающих занять ту или иную должность. Во-вторых, образуется конкурсная комиссия, которая проверяет соответствие кандидатов требованиям, предъявляемым к ним законодательством (возраст, стаж работы, вид и уровень образования и т.д.). В-третьих, конкурсная комиссия принимает решение, кому из претендентов следует отдать предпочтение (такое решение может иметь обязательный или рекомендательный характер). В-четвертых (при втором варианте), рекомендация передается другому коллегиальному органу для принятия решения, имеющего обязательную силу. В-пятых, конечные результаты конкурса оформляются приказом руководителя органа.

В целях установления соответствия или несоответствия требованиям по занимаемым должностям государственные служащие подлежат периодическим аттестациям. Аттестация проводится не чаще раза в год, но не реже одного раза в четыре года аттестационной комиссией, создаваемой руководителем государственного органа. Аттестационная комиссия вправе дать рекомендацию о повышении аттестуемого в должности или о повышении его в чине (ранге, специальном звании). В случае же признания государственного служащего не соответствующим занимаемой должности, он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо (с его согласия) понижен в должности или уволен со службы.

В случаях сокращения штатов государственные служащие, занимавшие упраздненные должности, при невозможности назначения на другие должности в данном органе или при ликвидации органа зачисляются в резерв (при отсутствии возражения с их стороны).

Государственные служащие обладают не только служебными, но и личными правами. Государственному служащему гарантируются:

в период исполнения должности – денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством, а в случаях оставления должности – сохранение денежного содержания и других выплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;

ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно;

медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи (в том числе после выхода на пенсию) за счет средств бюджета;

переподготовка и повышение квалификации с сохранением на весь период обучения денежного содержания по занимаемой должности;

при увольнении в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией государственного органа и другими не зависящими от государственного служащего причинами – переобучение (переквалификация) сроком от трех до шести месяцев с сохранением на этот период среднего заработка по ранее занимаемой должности и гарантией трудоустройства в соответствии с законодательством;

пенсионное обеспечение;

государственное страхование на случаи смерти, причинения ущерба здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных полномочий, а также потери трудоспособности в период прохождения государственной службы или после ее прекращения, но наступившие в результате выполнения служебных обязанностей;

в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации;

денежная компенсация транспортных расходов или предоставление с учетом содержания и объема исполняемых должностных обязанностей служебного транспорта;

при направлении в служебную командировку получение проездного документа, места в гостинице, возможности пользоваться транспортными средствами и средствами связи;

защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных полномочий.

Денежное содержание, пенсия и другие выплаты государственному служащему подлежат индексации.

Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежного поощрения по итогам службы за квартал и год. Денежное содержание выплачивается за счет средств бюджета Российской Федерации или бюджета ее субъекта. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться, кроме того, льготы по налогообложению и другие, устанавливаемые в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Государственному служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с приемом на государственную службу, переводом в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, служебными командировками, пользованием транспортом, на оплату жилья, а также другие компенсационные выплаты.

Государственный служащий имеет оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий служащих законодательством Российской федерации может быть установлен отпуск большей продолжительности.

Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при соответствующем стаже государственной службы.

Государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе не менее 12,5 лет, женщины – 10 лет, имеют право выхода на пенсию досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости.

Долгое время у нас, в отличие от ряда других государств, не было органа, ведающего государственной службой (этим занимался ЦК КПСС). 28 ноября 1991 г. было создано Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при правительстве РФ (Роскадры). 3 июня 1993 г. Президент РФ издал Указ «О Совете по кадровой политике при Президенте Российской Федерации». Совет является консультативным органом по разработке и обеспечению реализации кадровой политики в системе исполнительной власти.

Наши рекомендации