Решения в процессе муниципальногоуправления
Сущность и содержание управленческих решений. Формы разработки и реализации управленческих решений. Управленческие решения местных органов власти. Этапы разработки управленческих решений. Требования к управленческим решениям.
Управленческое решение - это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников муниципальной службы на управляемый объект.
1 Для каждой формы разработки управленческого решения используется свой набор форм реализации (рис. 1).
Формы разработки | Формы реализации | |
Указ | А | |
Закон | Предписание | |
Приказ | Убеждение | |
Распоряжение | Разъяснение | |
Указание | Б | Принуждение |
Положение | Наставление | |
Протокол | Сообщение | |
Инструкция | Деловая беседа | |
Правила | Личный пример | |
Соглашение | В | Обучение |
Договор | Совет | |
Контракт | Деловая игра | |
Оферат | Совещание | |
Акцепт | Заседание | |
Акт | Г | Отчет |
План | Деловое слово | |
Модель |
Этапы разработки управленческих решений проходит через 3 стадии:
Уяснение проблемы сбор информации выяснение актуальности определение условий, при которых эта проблема будет решена | |
Составление плана решения разработка альтернативных вариантов решения сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности составление программ решения разработка и составление детального плана решения | |
Выполнение решения доведение решений до конкретных исполнителей разработка мер поощрений и наказаний контроль за выполнением решений |
Основными требованиями, предъявляемыми к управленческому решению, являются следующие:
1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели.
2. Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации.
3. Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. И с этой точки зрения важно иметь в виду перспективную эффективность принимаемого решения. Например, принимая решение о пожизненном найме работников руководство предприятия понимает, что неизбежны дополнительные затраты на заработную плату, особенно в условиях экономических кризисов, но считает, что сохранение лояльности работников и поддержание корпоративного духа будет, в долгосрочной перспективе, выгоднее для предприятия.
4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.
5. Соответствие полномочиям лица. принимающего решения (ЛПР), что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что, принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. Превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных.
6. Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения.
7. Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах и издержках, что делает решение экономичным