Понятие «проблемная ситуация». Управленческое решение как средство решения проблем. Место управленческого решения в процессе управления

Проблемная ситуация – это:

1. Предварительная постановка изобретательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке изобретательской задачи.

2. Ситуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при постановке задачи (в широком смысле) путь к ее решению и необходимые для этого средства могут быть известны разработчику и остается только реализовать решение, то имеет место лишь узкая задача. Если в момент постановки задачи решение потенциально не известно, то имеет место проблемная ситуация - проблема.

Классификация проблемной ситуации проводится прежде всего по таким основаниям, как уровень описания (эмпирическое, теоретическое, методологическое) и тип деятельности (естественная: человек - система природы, социальная, техническая, познавательная), в рамках которой существуют как потребности, так и средртва их удовлетворения

.

Предварительное описание проблемной ситуации включает два этапа:

1) формирование структуры ситуации, обычно связывающей главное противоречие с порожденными им и связанным с ним др. противоречиями;

2) оценка параметров проблемной ситуации и уточнение среды, окружающей ее.

Основными элементами описания проблемной ситуации являются ответы на вопросы, отражающие: сущность проблемной ситуации (Что? Где? Кто? Почему? С какой целью?); возникновение и развитие проблемной ситуации (Когда?); основные факторы и условия (При каких условиях?); актуальность и срочность решения проблемной ситуации; степень полноты и достоверности информации.

Предварительный анализ проблемной ситуации выполняется с целью установления ее существования (действительная или мнимая проблемная ситуация) и причин ее возникновения. Последнее позволяет вскрыть наиболее существенные факторы, влияющие на решение проблемы.

Анализ истории возникновения проблемной ситуации связан с установлением ее новизны, а прогноз ее развития – с обоснованием необходимости и направления ее решения.

Сравнение с другими проблемными ситуациями (более общими, аналогичными, более частными) наряду с до-уточнением ее основных элементов также дает возможность использовать полностью или частично существующее в практике решение аналогичных проблем. Особенно серьезное внимание следует обращать на анализ возможных нежелательных последствий, чем очень часто пренебрегают на этом этапе.

Окончательное описание проблемной ситуации состоит в определении степени полноты и достоверности информации, ее перегруппировке и адаптации к конкретным условиям. Перевод описания проблемной ситуации с естественного языка на специальный научный язык позволяет достичь однозначности ее понимания, а упрощение структуры описания обычно углубляет ее понимание. Важным элементом описания проблемной ситуации является фиксирование знаний, не известных для рассматриваемого случая.

Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений. В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), а в узком смысле - это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.

На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР).

Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- по производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

- по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные);

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать по степени сложности следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):

- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

- инновационные и определяющие решения.

24. Сущность научного подхода к принятию управленческого решения. Социально-политические, организационно-технические и социально-психологические особенности управленческих решений

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ УР. - это совокупность основных способов получения новых знаний об объекте управления и методов решения задач, связанных с принятием и реализацией УР.

Н. подход включает в себя способы исследования управл. ситуаций, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Источником информации является внутренняя и внешняя среда.

ОСОБЕННОСТИ Н. подхода:

1) применение НАУЧНОГО МЕТОДА . Он состоит из 3 этапов:

*наблюдение – сбор и анализ данных.

*формулирование гипотезы –выявление альтернатив и последствия их применения.

*верификация – подтверждение(опровержение) гипотезы принятого решения.

2)Системная ориентация. Применяя Н. метод необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных частей.

3)Использование моделей- гл. хар-кой модели является упрощение реальной ситуации. Модель помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждению экспертов.

Необходимым условием реализации научного подхода к принятию решений является выполнение 4 ПРИНЦИПОВ:

1.Принцип ОРГАНИЗАЦИОННОГО СООТВЕТСТВИЯ. Организационная структура должна быть приспособлена к бесперебойному осуществлению линейных и функциональных связей, что облегчает процесс принятия решений и контроль за их исполнением.

2. ПОЛИТИКА, Цели, стратегия организации д.б. четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего хар-ра, касающиеся новых видов д-ти, выходящие за пределы сегодняшних потребностей.

3. Должна быть ДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ об изменяющейся обстановке для поддержания эффективных связей между звеньями организации.

4. ГИБКОСТЬ, без которой могут остаться не использованными возможности.

Наши рекомендации