V. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 10 (с. 62).
— Прочитайте.
— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?
— Рассмотрите записи.
— Из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?
— В каком словаре можно посмотреть значение этих слов?
— Выполните задание.
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (с. 62). Самостоятельное выполнение
— Как вы справились с заданием?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?
Урок 23. Обозначение ударного гласного буквой на письме
Цели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове; пользоваться памяткой для определения ударного и безударного гласного звука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены гласные звуки.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна.)
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают; Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (Берёза.)
— К какой тематической группе можно отнести эти слова? (Деревья.)
— Сколько слогов в каждом слове? Обозначьте ударение в словах.
III. Самоопределение к деятельности
— Написание каких слов вызвало сомнения? (Сосна, берёза.) (Учитель записывает слова на доске.) Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.
IV. Работа по теме урока
Сопоставление гласных в ударном и безударном слогах
— Отгадайте загадку.
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова.)
— Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов, (Совы.)
— Запишите слово совы, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова. (Учитель записывает на доске: совы - сова.)
— Сравните первый слог в слове совы и первый звук в слове сова. Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные, В слове совы — звук [О], а в слове сова — звук [А].)
— Какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же буквой О.)
— Какой можно сделать вывод? (В ударном и безударном слогах одних и тех же слов пишутся одинаковые гласные.)
Беседа о безударных гласных
Безударные гласные в словах произносятся неотчётливо. Для проверки слово надо поставить под ударение.
В ударном слоге гласный произносится в 2—2,5 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо (он как бы больше остальных). Если представить себе, что слово — это поезд, то безударные слоги — это маленькие вагончики, а ударный — большой длинный вагон,
Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.
А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены.
Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте: при этом нужно изменить слово, а не просто поставить ударение на безударную гласную.
3. Работа по учебникуУпр. 1 (с.63).
— Прочитайте.
— Какую картину вы представляете, читая это стихотворение? Как бы вы её назвали?
— Выполните задание.
— Над какими словами вы не поставили знак ударения? (В словах с одним слогом и с буквой Ё.}
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебникуУпр. 2 (с. 63).
— Прочитайте задание.
— Когда нужно пользоваться этой памяткой? (Когда нужно определить в слове ударный и безударные гласные звуки.)
— Найдите эту памятку и прочитайте.
— Выполните задание, пользуясь памяткой.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какие гласные называются ударными?
— Какие гласные называются безударными? Упр. 3 (с. 64).
— Прочитайте скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.
— Выполните задание.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как может обозначаться безударный гласный в слове?
— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным?
VII. Рефлексия
— Как вы разобрались в новом материале?
— Какие гласные звуки называются ударными?
— Какие гласные звуки называются безударными?
— Какой памяткой можно пользоваться, чтобы определить ударные и бездарные звуки в слове?
— Почему написание слов с безударными гласными звуками надо проверять?
— Оцените свою работу на уроке.