Толпа и публика. виды толпы.

Толпа – это контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. согласия). Преобладает физический контакт (толчки, удары и т.д.). В толпе, по мнению Г. Лебона, человек теряет чувство реальности. Там действуют такие психологические механизмы как: внушение, заражение, подражание. Для толпы характерна легковерность, некритичность, импульсивность. Человек действует в толпе иррационально. Толпа всегда имеет форму круга или овала, если смотреть на нее сверху. Даже были попытки вычислить количество людей, находящихся в данный момент в толпе. Для этого брали длину (а) и ширину (в) толпы, складывали и умножали на коэффициент (к), который определяли в зависимости от плотности толпы от 7 до 10 (на одного человека приходится менее метра, когда он находится в толпе) единиц, т.е. N = к(а+в). Виды: случайная (например, люди, собравшиеся посмотреть на пожар, ДТП и т.д.); экспрессивная (молодежь на дискотеке, выражающая определенные эмоции); конвенциональная, действующая в рамках определенных условий (болельщики во время матча); действующая, считающаяся самой опасной к которой относятся следующие виды: а) спасающаяся, б) мародерствующая, в)агрессивная; г)экстатическая (люди при исполнении сектантских обрядов, зомби).

Публика – это общность людей, объединенная интеллектуальным взаимодействием. В отличие от толпы здесь возможен рациональный момент дискуссии.

Социальный институт. Черты и признаки социальных институтов.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Этот тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Черты: 1. Жесткий тип регламентации; 2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников; 3. Имеет учреждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института; 4. обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего.

Признаки социальных институтов.

Каждый социальный институт должен иметь:

А) Установки и образцы поведения.

Для института семьи – это привязанность, лояльность, ответственность, уважение. Для института государства – послушание, лояльность, субординация. Для института образования – любовь к знаниям, посещаемость.

Б) Символические культурные признаки.

Для института семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал. Для института государства – флаг, герб, национальный гимн, печать. Для института образования – школьная эмблема, школьная песня.

В) Утилитарные культурные признаки.

Для института семьи – дом, квартира, мебель. Для института государства – общественные здания, общественные работы, бланки и формы. Для института образования – классы, библиотеки, стадионы.

Г) Кодекс устный и письменный.

Для института семьи – семейные запреты и допущения. Для института государства – конституция, законы. Для института образования – правила учащихся.

Д) Идеологию.

Для института семьи – это романтическая любовь, совместимость, индивидуализм. Для института государства – государственное право, демократия, национализм. Для института образования – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Наши рекомендации