Идейно-политические течения

 
 

Развитие капитализма, рост классовой борьбы вызывали появление в XIX в. множества различных идеологических течении. Буржуазные экономические теории утверждали положения о том, что собственность каждого человека есть результат его тру-да. Правопорядок в обществе должен быть таковым, чтобы была возможность получения каждым индивидом выгоды при соблюдении интересов и свободы других индивидов. Либеральные док-трины доказывали необходимость экономической свободы как обязательное условие развития хо-зяйства. Они исходили из того, что экономика – саморегулирующийся организм, развивающийся по собственным законам.

Среди философских течений выделялась теория позитивизма, отождествляющая капитали-стические отношения с общественным прогрессом и всеобщим благом. Часть позитивистов видела в капитализме пороки, однако считала, что он сам постепенно совершенствуется и преобразуется в процветающее общество.

В XIX в. получил широкое распространение политический либерализм доказывающий, что экономическая модернизация общества должна быть дополнена политической и социальной мо-дернизацией. Виднейшие его представители (А де Токвиль, 1805-1859; Б. Констан, 1767-1830; Г. Спенсер, 1820-1903) исходили из того, что государство призвано утверждать принципы демокра-тии, народного суверенитета, свободу личности, ее политические и гражданские права.

Буржуазным, либеральным направлениям противостояли революционные течения, среди ко-торых следует назвать утопический социализм, заговорщическое течение бланкизм (анархизм). Среди этих течений большим влиянием пользовался утопический социализм. Резко критиковали капитализм, показывали его пороки и призывали к построению социалистического общества, ос-нованного на плановом общественном производстве, справедливом распределении продуктов труда, прекращению войн утописты А. Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858).

Среди революционных теорий особое место занял возникший в 40-х гг. марксизм с его ог-ромной притягательной силой. Марксизму были чужды идеализация капитализма и умозритель-ность. Изучая экономические отношения буржуазной цивилизации, его основоположники К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) сделали вывод, что конфликт между производитель-ными силами и производственными отношениями есть экономическая основа социалистической революции. Ее движущей силой является рабочий класс в союзе с крестьянством. Они полагали, что утверждение общественной собственности обеспечит безграничное развитие производства, установит социальную справедливость и всеобщее изобилие. Государство рабочего класса, вы-полнив свои функции, превратится в ассоциацию самоуправляющихся общин – строй, который можно будет назвать коммунизмом. Марксизм быстро стал авторитетной политической силой и повел активную борьбу с другими политическими течениями за влияние на рабочий класс. К. Маркс и Ф. Энгельс осудили идеи социалиста-утописта П.Ж. Прудона (1809-1865), выступающего против участия рабочих в политическом и революционном движении; подвергли критике М.А. Бакунина (1814-1876), отрицавшего необходимость диктатуры пролетариата, политической партии рабочего класса и государства.

Для успешной борьбы рабочего класса с буржуазией, считали марксисты, нужна организация единомышленников, политическая партия. Первая марксистская организация была создана в 1847 г. в Германии – Союз коммунистов, программным документом которого стал написанный Мар-ксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии». «Свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов, буржуазного общества и основание нового общества, без классов, без частной собственности», – так определили свою цель члены Союза коммунистов.

Процесс индустриализации Германии, приведший к резкому увеличению численности рабо-чего класса, активизировал рабочее движение. Коммунисты сумели возглавить борьбу рабочего класса. Центром мирового социалистического движения стала Германия.

Общие цели борьбы рабочих всех стран ставили вопрос о создании международной органи-зации социалистов. В 1864 г. был основан I Интернационал, объединивший не только марксистов, но и бланкистов, лассальянцев, прудонистов, тред-юнионистов. Это был ответ рабочих, бедней-ших слоев общества на интернациональную практику капиталистов. II Интернационал, возник-ший в 1889 г., находился уже полностью на марксистской платформе. Но в середине 90-х гг. внут-ри этой организации возникает реформистское крыло во главе с Э. Бернштейном (1850-1932), вы-двинувшим программу ревизии основных положений К. Маркса. Несмотря на это к концу XIX в. марксизм становится доминирующим течением в духовной жизни буржуазного общества.

Наши рекомендации