Основные идейно-политические течения современности

Либерализм

Исторически либерализм связан со становлением капитализма. Его главные теоретические постулаты заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка, Адама Смита и других ученых, связывавших свободу личности с идеями частного владения, частного предпринимательства и конкуренции.

Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка предпринимательства. Соответственно, ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также сформировавшееся в более позднее время убеждение о равноправии соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда было определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному отечеству и универсальных прав человека.

.Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику, из идеи создания государства на основе общего консенсуса, из понимания того, что все свои законы и ценности человек создает сам, из осознания того, что человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой.

Основными политическими идеями либерализма являются:

- приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам;

- негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства;

- необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона;

- обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности;

- расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления;

- обоснование демократической сущности элитизма, необходимости конкуренции элит;

- компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

- существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

- договорный характер отношений между государством и индивидом; верховенство закона как инструмента социального контроля; ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность - прежде всего от государственного вмешательства в дела общества и индивида.

Отсюда можно сделать вывод, что либерализм как идеология объединяет сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы индивида в экономической, политической и других сферах.Центральная идеялиберальной идеологии - идея свободы. В либерализме в отличие от других идеологий она имеет специфическую трактовку. В либерализме свобода понимается как свобода индивида от внешнего принуждения. Либерализм выступает за ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения по отношению к индивиду. Свобода для либералов – это, прежде всего, свобода экономическая, свобода предпринимательства. Государству отводится роль "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма "государства должно быть как можно меньше", оно практически не должно вмешиваться в экономическую и социальную жизнь. Назначение государства состоит в том, чтобы поддерживать в обществе элементарный порядок, создавать условия для свободной экономической деятельности .

В рамках идеологии либерализма существуют некоторые проблемы и противоречия: отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречия между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной почве» затруднено

Ядро классического либерализма образуют следующие положения:

1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

2) автономия индивидуальной воли;

3) существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

4) договорный характер отношений между государством и индивидом;

5) верховенство закона как инструмента социального контроля;

6) ограничение объема и сфер деятельности государства;

7) защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.

Идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении с «классическим либерализмом» состоит в следующих моментах:

1). В попытке соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка;

2). В стремлении совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с социальной ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (т. н. минимальный социальный стандарт);

3). В признании необходимости достижения консенсуса (согласия) в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества;

4). В при­знании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия;

5). Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.

Либерализм эволюционировал с развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. От социал-демократизма им были восприняты принципы реформизма, солидарности управляющих и управляемых, урегулирования социальных конфликтов. От кейнсианства был воспринят акцент на усилении регулирующей роли государства.

Новый облик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются антикейнсианские традиции, суть которых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другой стороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости.

Неолибералы видят ошибку старого либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы, в абсолютизации монетаризма Чикагской школы и игнорировании опыта социально-ориентированной экономики.

Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.

Наши рекомендации