Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.

Тема 1.1. Введение. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Студент должен знать:

– признаки, отличающие человека от других существ;

– признаки индивида;

– понятие личности: подходы к определению личности;

уметь:

– сравнить понятия антропогенеза и социогенеза и вывести из них понятие антропосоциогенеза;

– оценить биологизаторскую и социологизаторскую концепции сути человека.

Природа человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Стадии биологической эволюции человека. Признаки, отличающие человека от других существ. Антропогенез и социогенез. Антропосоциогенез. Биологизаторская и социологизаторская концепции сути человека. Философские представления о социальных качествах человека Человек, индивид, личность. Индивид как конкретное биосоциальное существо. Естественные и социальные признаки индивида. Индивидуальность. Понятие личности. Соотношение наследственности и воспитания в процессе формирования личности. Фактор социальной среды. Два уровня социальных отношений. Самореализация и самоутверждение. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители: внутренние и внешние. Свобода и ответственность.

Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы.

Студент должен знать:

– понятие мировоззрения;

– типы и структуру мировоззрения;

уметь:

– анализировать и сопоставлять мироощущение и миропонимание.

Определение мировоззрения. Основные вопросы, определяющие мировоззрения: отношение человека к миру в целом, место и назначение человека в окружающем мире, познание и преобразование мира. Типы мировоззрений: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Структура мировоззрения: обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мироощущение как эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Миропонимание как познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Тема 1.3. Познание мира.

Студент должен знать:

– определение познания мира и самопознания человека;

– субъекты, объекты и виды познания;

уметь:

– показать механизм чувственного познания;

– проанализировать ход рационального познания;

– охарактеризовать и связать творчество и интуицию как нерациональные операции в структуре познания.

Определение познания мира и самопознания человека. Проблема познаваемости мира. Знания как результат познавательной деятельности. Виды человеческих знаний. Гносеология как наука о познании. Основные подходы к познаваемости мира. Субъект и объект познания. Истинность и ложность познания. Человеческая практика как критерий истинности результатов познания. Познавательные возможности человека.

Единство и самостоятельность чувственного и рационального уровней познания. Сенсуализм и рационализм. Форма мышления и понятие. Основные формы научного мышления. Абстрагирование. Герменевтика как наука о понимании. Творчество и интуиция как нерациональные операции в структуре познания. Связь между интуицией и творчеством. Структура и стимулирование творческого процесса. Эвристика как наука о творчестве. Механизм интуиции. Виды интуиции.

Тема 1.4. Истина.

Студент должен знать:

– понятие и абсолютно-относительный характер истины;

– критерии истины;

уметь:

– определять и сопоставлять объективную, абсолютную и относительную истину;

– сравнение заблуждения и лжи как видов ошибок.

Определение истины. Деятельностно-диалектическая концепция истины.

Критерии истины. Практика как основной критерий истины. Логика как опосредованная практика. Объективная истина. Истина абсолютная и относительная. Абсолютно-относительный характер истины. Конкретность истины.

Ошибки: заблуждение и ложь, их суть и источники. Знания полезные и бесполезные.

Наши рекомендации