Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
Тема 1.1. Введение. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Студент должен знать:
– признаки, отличающие человека от других существ;
– признаки индивида;
– понятие личности: подходы к определению личности;
уметь:
– сравнить понятия антропогенеза и социогенеза и вывести из них понятие антропосоциогенеза;
– оценить биологизаторскую и социологизаторскую концепции сути человека.
Природа человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Стадии биологической эволюции человека. Признаки, отличающие человека от других существ. Антропогенез и социогенез. Антропосоциогенез. Биологизаторская и социологизаторская концепции сути человека. Философские представления о социальных качествах человека Человек, индивид, личность. Индивид как конкретное биосоциальное существо. Естественные и социальные признаки индивида. Индивидуальность. Понятие личности. Соотношение наследственности и воспитания в процессе формирования личности. Фактор социальной среды. Два уровня социальных отношений. Самореализация и самоутверждение. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители: внутренние и внешние. Свобода и ответственность.
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы.
Студент должен знать:
– понятие мировоззрения;
– типы и структуру мировоззрения;
уметь:
– анализировать и сопоставлять мироощущение и миропонимание.
Определение мировоззрения. Основные вопросы, определяющие мировоззрения: отношение человека к миру в целом, место и назначение человека в окружающем мире, познание и преобразование мира. Типы мировоззрений: обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Структура мировоззрения: обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мироощущение как эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Миропонимание как познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Тема 1.3. Познание мира.
Студент должен знать:
– определение познания мира и самопознания человека;
– субъекты, объекты и виды познания;
уметь:
– показать механизм чувственного познания;
– проанализировать ход рационального познания;
– охарактеризовать и связать творчество и интуицию как нерациональные операции в структуре познания.
Определение познания мира и самопознания человека. Проблема познаваемости мира. Знания как результат познавательной деятельности. Виды человеческих знаний. Гносеология как наука о познании. Основные подходы к познаваемости мира. Субъект и объект познания. Истинность и ложность познания. Человеческая практика как критерий истинности результатов познания. Познавательные возможности человека.
Единство и самостоятельность чувственного и рационального уровней познания. Сенсуализм и рационализм. Форма мышления и понятие. Основные формы научного мышления. Абстрагирование. Герменевтика как наука о понимании. Творчество и интуиция как нерациональные операции в структуре познания. Связь между интуицией и творчеством. Структура и стимулирование творческого процесса. Эвристика как наука о творчестве. Механизм интуиции. Виды интуиции.
Тема 1.4. Истина.
Студент должен знать:
– понятие и абсолютно-относительный характер истины;
– критерии истины;
уметь:
– определять и сопоставлять объективную, абсолютную и относительную истину;
– сравнение заблуждения и лжи как видов ошибок.
Определение истины. Деятельностно-диалектическая концепция истины.
Критерии истины. Практика как основной критерий истины. Логика как опосредованная практика. Объективная истина. Истина абсолютная и относительная. Абсолютно-относительный характер истины. Конкретность истины.
Ошибки: заблуждение и ложь, их суть и источники. Знания полезные и бесполезные.