Раздел I. Общество и человек

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРОГРАММА

Основой данной программы служит федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном курсе обществознания, обнаружить способность и умение:

- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания, сравнивать социальные объекты и выявлять их общие черты и особенности;

- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- распознавать понятия и их составляющие;

- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и соответствующими терминами;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса в оценке общественных явлений;

- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

- формулировать на основе имеющихся знаний суждения и аргументы по определенным проблемам

Раздел I. Общество и человек

Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как целостная динамическая система. Особенности социальной системы. Связи и отношения общества со средой. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Социальные институты. Общественные отношения.

Науки об обществе. Этапы становления обществознания. Мыслители прошлого об обществе.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Эволюционный и революционный пути общественного развития: революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития. Субъекты исторического процесса. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития.

Цивилизация. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизационные теории. Цивилизации прошлого. Современные цивилизации. Российская цивилизация. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества. Понятия первобытно-общинного строя, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития.

Глобальные проблемы современного человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Многообразие наук о человеке. Различия в подходах к проблеме человека: «извне» и «изнутри». Философские поиски сущности человека.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Индивид и индивидуальность.

Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности. Набор функций или ролей личности. Связь индивида, личности и общества. Социальное поведение и социализация личности. Воспитание личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Примерная тематика экзаменационных вопросов

1. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду.

2. Общество как целостная динамическая система.

3. Науки об обществе. Этапы становления обществознания.

4. Общественный прогресс. Его критерии и противоречивость.

5. Субъекты исторического процесса.

6. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизации прошлого и современные цивилизации.

7. Формационный подход к истории человечества.

8. Взаимосвязь и целостность современного мира.

9. Многообразие наук о человеке.

10. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. 11. Индивид и индивидуальность.

12. Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности.

13. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

14. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

15. Деятельность как способ существования людей.

16. Структура деятельности.

17. Мотивы деятельности.

18. Виды деятельности.

19. Деятельность и общение.

20. Познание как деятельность. Соотношение чувственного и рационального познания.

21. Истина и ее критерии.

22. Научное познание и его особенности.

23. Социальное познание и его особенности.

24. Понятие духовной жизни общества. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

25. Понятие культуры и ее функции.

26. Массовая и элитарная культуры.

27. Сущность морали, ее категории, принципы и нормы.

28. Религия как феномен культуры. Мировые религии.

29. Сущность искусства, его формы, направления и особенности.

30. Наука: ее задачи и цели. Особенности современной науки.

31. Образование в системе духовного производства. Тенденции развития современного образования.

32. Экономика как подсистема общества, ее место и роль в жизни общества.

33. Экономический цикл и его фазы.

34. Экономический рост как важнейший критерий прогресса экономики.

35. Экономическое содержание собственности.

36. Экономическая деятельность.

37. Рыночные отношения в экономике.

38. Фирмы в экономике.

39. Финансы в экономике.

40. Государство и экономика.

41. Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений.

42. Предпринимательство и предпринимательские правоотношения.

43. Человек в системе экономических отношений. Экономика потребителя.

44. Рынок труда. Занятость и безработица.

45. Экономическая культура: сущность и основные элементы.

46. Социальная структура и ее элементы.

47. Социальные статусы.

48. Социальная стратификация.

49. Социальная мобильность

50. Социальные группы в современном российском обществе.

51. Социальные конфликты: причины и последствия.

52. Социальные нормы.

53. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

54. Социальный контроль.

55. Нации. Межэтнические отношения и национальная политика.

56. Семья как социальный институт и малая группа.

57. Молодежь как социальная группа.

58. Демография: социальные процессы и социальные проблемы в современной России.

59. Политика как общественное явление.

60. Политическая власть и политические отношения.

61. Политическая система, ее структура и функции.

62. Особенности политической системы Российской Федерации.

63. Понятие государства, признаки и функции государства.

64. Форма правления. Понятие политического режима.

65. Гражданское общество: понятие и основные черты.

66. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

67. Политические партии и движения. Политические партии в современной России.

68. Выборы как политический институт. Типы избирательных систем.

79. Личность в политике.

70. Понятие политического конфликта.

71. Политическая идеология и ее структура.

72. Политическая культура общества.

73. Понятие права. Право в системе социальных норм.

74. Система права: отрасли, подотрасли и институты права.

75. Норма права, ее отличительные признаки и структура.

76. Источники (формы) права: понятие и виды.

77. Понятие правоотношения и его структура.

78. Правонарушение: признаки, виды, юридический состав.

79. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя.

80. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Основные обязанности гражданина РФ.

81. Федеративное устройство России.

82. Система государственных органов в Российской Федерации.

83. Конституционные принципы судебной власти.

84. Избирательная система в Российской Федерации.

85. Местное самоуправление: понятие, виды, компетенция.

86. Административное право: предмет и метод правового регулирования.

87. Гражданское право: предмет и метод правового регулирования, основные институты.

88. Особенности семейных правоотношений. Права и обязанности родителей и детей.

89.Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды.

90. Дисциплина труда. Меры дисциплинарного взыскания.

91. Законодательство в сфере социальных отношений.

92. Преступление и наказание: понятие и классификация.

93. Экологическое право. Правовая защита природы.

Примерные варианты экзаменационных билетов

Вариант 1

1. Познавательная деятельность человека

Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

- какая деятельность называется познанием?

- что такое агностицизм?

- каковы формы чувственного познания (перечислить и раскрыть)?

- каковы формы рационального познания (назвать и дать определение)?

2. Раскройте содержание темы «Общество», ответив на следующие вопросы:

- что следует понимать под обществом в широком и узком смыслах слова?

- какова взаимосвязь общества и природы?

- какие отношения можно считать общественными?

- какие науки изучают общество?

Вариант 2

1. Закончите следующие предложения и запишите их полностью:

Поведение производителя в рыночной экономике (в отличие от командно-административной) характеризует:

а) экономное отношение к ресурсам;

б) экономическая самостоятельность;

в) соблюдение трудовой этики;

г) стремление повысить квалификацию

Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

а) разделение труда;

б) конкуренция;

в) рынок;

г) специализация

Количество продукции, произведенное за единицу времени, характеризует:

а) производительность труда;

б) интенсивность труда;

в) издержки производства;

г) доход предприятия

2. Раскройте вопрос «Культура и духовная жизнь общества» по следующему плану:

- понятие культуры;

- функции культуры;

- массовая и элитарная культуры, их признаки;

- диалог культур

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПРОГРАММА

Основой данной программы служит федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном курсе обществознания, обнаружить способность и умение:

- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания, сравнивать социальные объекты и выявлять их общие черты и особенности;

- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- распознавать понятия и их составляющие;

- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и соответствующими терминами;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса в оценке общественных явлений;

- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

- формулировать на основе имеющихся знаний суждения и аргументы по определенным проблемам

Раздел I. Общество и человек

Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как целостная динамическая система. Особенности социальной системы. Связи и отношения общества со средой. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Социальные институты. Общественные отношения.

Науки об обществе. Этапы становления обществознания. Мыслители прошлого об обществе.

Объективные и субъективные факторы развития общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Эволюционный и революционный пути общественного развития: революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития. Субъекты исторического процесса. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития.

Цивилизация. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизационные теории. Цивилизации прошлого. Современные цивилизации. Российская цивилизация. Перспективы постиндустриальной цивилизации.

Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества. Понятия первобытно-общинного строя, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития.

Глобальные проблемы современного человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

Многообразие наук о человеке. Различия в подходах к проблеме человека: «извне» и «изнутри». Философские поиски сущности человека.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Индивид и индивидуальность.

Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности. Набор функций или ролей личности. Связь индивида, личности и общества. Социальное поведение и социализация личности. Воспитание личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.

Наши рекомендации