Рождение средневековой Европы
Начало средневековой Европы приходится на конец V века. В 476 году был свергнут последний римский император Ромул Августул, пала Римская империя. Этот акт был уже чисто символическим (вождь племени скиров Одоакр отослал знаки императорской власти в Константинополь), ибо к этому времени на территории Западной Римской империи уже существовали германские государства. Это королевство вестготов на Пиренейском полуострове (418 г.), алеманов (420 г.) в Северной Галлии, вандалов (429 г.) в Северной Африке.
Через десять лет после низложения Ромула Августула в Северной Галлии утвердилось господство франков (486 – 843 гг.), в 493 году в Италии сложилось государство остготов.
Таким образом, гибель Западной Римской империи, а вместе с нею и античного мира была предрешена. Причины:
1 Кризис римского общества: трудности с воспроизводством рабов, проблемы управляемости огромной империи, возрастание роли армии, милитаризация политической жизни, усиление апатии, тяги к роскоши.
2 Натиск германских племен, начавшимся в IV – VII вв. «великим переселением народов».
У истоков средневековья стояли два мира: греко-римская цивилизация, а также родо-общинный строй и генетический тип варварских народов (германских, кельтских, славянских). Становление Европы носило синтезный характер. Большую роль в ее становлении сыграла церковь. Она была, по существу, единственным и хорошо организованным социальным институтом и начала успешно решать задачу христианизации варварских народов. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Государство франков было провозглашено империей. Этот факт имел большое значение в том смысле, что, во-первых, это был успех синтеза римских и германских элементов, завершившийся к этому времени; во-вторых, короновавшийся король Карл Великий стал символом единства христианского мира. Средневековая Европа стоит на плечах империи Карла Великого, сформировавшейся к началу IX века.
Наряду с германскими племенами большую активность в Центральной и Восточной Европе, прибалтийском регионе, на Балканах проявили также славяне. В VI веке Византия подверглась натиску славянских племен, которые, аналогично другим варварским народам, от простых грабительских набегов приступили к планомерной колонизации Балканского полуострова и Малой Азии. За редким исключением славянам не удалось в VI – VII веках создать свои государства на территории Византийской империи, но многие внутренние районы Балкан, заселенные переселенцами, практически вышли из–под власти императора и были независимыми.
В VII веке европейские народы и поданные Византии столкнулись с арабами. В середине VII - начале IX вв. в результате арабских завоеваний был создан Халифат – крупнейшее государство в мире, владения которого протянулись от Индии до побережья Атлантического океана. Столь мощный импульс арабской экспансии придала новая религия – ислам, создателем которой был пророк Мухаммед (ок. 570 – 632 гг.). Ислам – третья по времени возникновения мировая религия, составившая скоро серьезную конкуренцию христианству. Одну из основных задач приверженцы новой религии видели в обращении всех инаковерующих в свою веру, именно этим объясняется та энергия, с которой арабы вели свои завоевания. Наступление арабов было остановлено только во Франции, в битве при Пуатье Карлом Мартеллом (732 г.).
В X – XIII века завершается процесс образования основных европейских государств. Завершается история средних веков, по одной точке зрения, в середине XVII века, с началом Английской буржуазной революции. Сегодня превалирует другая точка зрения, что географические открытия (1492 г. – Америка), падение Константинополя (1453 г.), начало Реформации (1517 г.) свидетельствуют о переходе Европы к Новому времени, в эпоху модернизации, обновления традиционного общества.
Древнейшая история Руси. Образование государства у восточных славян
Условия русского юга, благоприятные для развития человеческой деятельности, очень рано привлекали туда разноплеменное население. Ранее всего на берегах Черного моря возникли греческие колонии. Колонизируя морское побережье, древние греки не удалялись вглубь страны, а привлекали туземцев – варваров к торговому обмену, подчиняли их своему культурному влиянию. Туземцев греки называли скифами. Согласно Геродоту, скифы пришли в Причерноморье из Азии, вытеснив отсюда киммерийцев, создали скифское царство. В течение III – V века н.э. относительно мирный путь развития региона был прерван нашествием племен, получившим наименование «великого переселения народов». Сначала сарматское нашествие опустошило Скифию, сарматов сменили роксаланы и аланы. Затем эти племена были вытеснены германскими племенами готов, их сменяют гунны. С гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений в VI – VII вв. в южные степи нынешней России и Европу (авары, угры, хазары, печенеги, торки, половцы и, позднее всех, монголо–татары). Кочевники держались в степной полосе, не заходя далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от разгрома оттесненное к северу постоянное местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов.
Славяне.Полагают, что древнейшим местом жительства славян в Европе были, видимо, Карпаты. В результате «переселения народов» началось движение славян по трем основным направлениям: на юг, запад и восток. Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, в VII в. и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень на севере и до верхней Оки на востоке.
Славяне находились на уровне родо-племенных отношений. По летописям нам известны основные славянские племена – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, словене. Соседями славян были финские, литовские племена, хазары, волжские болгары. Перечень соседей русских славян будет неполон без варягов, приходивших к ним «из-за моря».
Быт славян. Славяне - народ оседлый, а не кочевой, главным занятием их было земледелие. Земледелие было подсечно-огневым, истощив пашню, славяне покидали свои жилища и осваивали новые места. Пашенное земледелие развилось рано и было большим шагом в развитии производительных сил. Славяне занимались также охотой, бортничеством, рыболовством. Издавна была у них развита торговля (с арабами, греками, хазарами), поэтому у них рано возникли города как торгово-ремесленные центры. Скандинавские саги, знакомые с Русью, звали ее Гардарик, т.е. страной городов (Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев, Чернигов).
Религияславян была языческой. Они поклонялись как обожествляемым силам природы: солнце – Ярило, ветер – Стрибог, гроза – Перун, так и прародителям всего живого – Роду и Роде и многим другим богам. Верили также в таких существ, как лешие, водяные, русалки, домовые и т.п. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, имели место жертвоприношения.
Политическая жизнь. На первой стадии своей исторической жизни славяне жили своим родом во главе с родовым старейшиной. С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, родо-племенное устройство заменялось территориально-общинным. Общины управлялись так называемыми вече, т.е. властью избранных старейшин. Мелкие общины сливались в волости или княжества, в которых людей объединяли уже не родственные отношения, а гражданские. С развитием торговли появилась необходимость охраны товаров в складах и на путях их транспортировки на хазарские и греческие рынки. С этой целью в городах образовывались военные дружины, во главе их стоял князь. Князья нанимались на службу в городах и становились владетельными князьями. А так как городу обычно подчинялась окружающая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество. На основе этих княжеств происходило складывание славянских ранне-средневековых государств. И лишь с течением времени отдельные волости и княжества объединились под одной государственной властью. Государство восточных славян оформилось в IX – X веках. Его территориальным ядром стал союз полян с центром в Киеве, получившим название Русь.
Образование государства у восточных славян происходит в IX – X вв., когда киевские князья подчиняют своей власти князей других восточнославянских союзов племенных княжеств. К концу X века этот процесс завершается и складывается структура единого государства, состоящего из крупных территориальных единиц – волостей, управляемых князьями – наместниками киевского князя.
Проблема происхождения государства Древней Руси, его названия и статуса русских князей стояла и стоит в центре внимания отечественной историографии. Сегодня историки пришли к выводу, что возникновение древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, внутренних процессов. Внешние влияния лишь могли несколько ускорить или замедлить зарождение государства, но не отменить. Последний вопрос касается варягов, их роли в возникновении государства. По этому вопросу позднее сложились две исторические школы:
1 Скандинавская гипотеза. Суть ее в том, что Русь – это те же скандинавы, жившие по берегам Балтийского моря и осевшие на юге России. Таким образом, восточным славянам отказывали в способности создать государство самостоятельно, и только вмешательство представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси.
2 Славянская школа. Суть ее в том, что Русь всегда была славянской и никогда не смешивалась у историков раннего средневековья с варягами и делается известной раньше варягов.
Несомненно, государство не может быть принесено «из-за моря», не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами. Однако это не дает повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании Киевского государства и их роли в истории восточных славян вообще.
Если не учитывать летописных легенд о новгородцах, которые пригласили княжить к себе Рюрика (862 г.), то историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского князя Олега (879 – 912 гг. правления), который, перейдя с Ильменя (882 г.) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, дал ему имя «матери всех городов русских». Олег создал из разобщенных городов и племен большое государство с центром в Киеве, вывел южных славян из подчинения хазарам, путем договоров устроил равноправные торговые отношения Руси с Византией, т.е. стал создателем русско-славянской силы и независимости. После смерти Олега правил Игорь (1912 – 945), после Игоря правительницей стала Ольга (945 – 957). Сын Ольги и Игоря Святослав (957 – 972) покончил с существованием хазарского каганата, попытался создать собственную державу на Балканах в 970 – 971 годах и вступил из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Продолжался процесс включения восточнославянских племен, других этнических групп (в основном финно-угорских) в состав Киевской Руси.
После смерти Святослава на Руси произошли междоусобия между его сыновьями (старшие сыновья Ярополк, Олег, Владимир), в которых первые два сына погибли. Владимир остался единодержавным, однако государство обнаружило первые признаки внутреннего кризиса, пошатнулось и внешнее могущество Руси после неудач Святослава. Владимир вел много войн, принял христианство по греческому образцу.
Принятие христианства (988 – 989 гг.) явилось важным событием в истории Киевской Руси и имело большие последствия. Христианство укрепило древнерусское государство, поддержало княжескую власть, облегчило связи с европейскими государствами и Византией. В городах возводились храмы, складывалась русская живопись и архитектура. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром (978 – 1054). При нем было положено начало русскому письменному законодательству («Русская правда»), устанавливался государственный порядок.