Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Направление подготовки

РЕШЕТНИКОВА Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Направление подготовки

031300 «Журналистика»

Очная форма обучения

Квалификация (степень)

Бакалавр

Курск

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная статистика» подготовлена Решетниковой Натальей Витальевной, к.э.н., доцентом кафедры документоведения, государственного и муниципального управления

Рецензенты:

1. Комов Виктор Григорьевич, к.э.н., доцент

2. Дядин Олег Юрьевич, к.п.н., доцент

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная статистика» утверждена на заседании кафедры документоведения, государственного и муниципального управления (Протокол № __ от «______» __________ 2011 г.).

Цели освоения дисциплины

Главной целью учебной дисциплины «Социальная статистика» является формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по организации работ по социальной статистике, сбору статистической информации, ее обработке и анализу, прогнозированию социальных процессов в обществе и представлению статистической информации органам законодательной и исполнительной власти.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социальная статистика» относится к профессиональному циклу дисциплин (по выбору) и предлагается студентам для изучения в седьмом и восьмом семестре. Она находится в логической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как математика, философия, экономика, статистика, демография, информатика, социология социальной работы, знания по которым, приобретенные студентами в результате предшествующего их изучения, необходимы при освоении данной дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-4 – культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, агументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-7 – умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-14 – способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;

ПК-4 – понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

ПК-14 – ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знания основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России;

ПК-15 – понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения;

ПК-16 – понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе в журналистских публикациях;

ПК-50 – привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;

ПК-54 – участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ – методы исследования и измерения в социальной статистике; – систему сбора, обработки и обобщения статистических данных; – системы показателей социальной статистики; – современную организацию статистики.
УМЕТЬ – использовать систему знаний о социальной статистике для разработки и обоснования учетной политики предприятия; – решать в конкретных ситуациях вопросы сбора статистической информации, ее обобщения, обработки и анализа; – уметь строить математические модели общественно-социальных процессов, прогнозировать развитие процессов, готовить и представлять необходимые статистические материалы в вышестоящие статистические органы и в органы законодательной и исполнительной власти.
ВЛАДЕТЬ – статистическими методами и практическими навыками расчета основных показателей; – навыками научного статистического анализа показателей социальной статистики в динамике и взаимосвязи их; – навыками прогнозирования развития экономических и социальных процессов.
Быть компетентным – во владении культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, агументированно и ясно строить устную и письменную речь; – в умении использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; – в способности использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умении использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности; – в понимании сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций; – в ориентации в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знаниях основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представлении о составе населения России; – в понимании роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представлении об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знаниях основных методов ее изучения; – в понимании социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знании основных форм организации общественного участия; понимании природы и роли общественного мнения, представлении об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знании правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе в журналистских публикациях; – в умении привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ; – в участии в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 52 часа, в том числе интерактивных занятий 26 часа

Самостоятельная работа 56 часов

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
1.   Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей.     Р          
2.   Уровень жизни. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг.     Р          
  3. Статистика жилищных условий, свободного времени, занятости и безработицы населения.     Р          
  4. Санитарная статистика. Статистика уровня образования, политической и общественной жизни населения.         Р                    
5. Моральная статистика. Статистика культуры, искусства и отдыха.     Р          
Общая трудоемкость часы                          
з.е. Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
                               

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей. Предмет и задачи социальной статистики. Понятие «Социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками. Предмет исследования. Актуальность социальных проблем. Основные задачи. Практическое использование данных. Объекты социальной статистики. Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике. Система показателей социальной статистики. Методы изучения динамики состава населения. Статистика численности, состава и движения населения. Семья в системе общественных отношений. Статистика личности и семьи. Семья в домохозяйстве как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.
Тема 2 Уровень жизни. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг. Понятие и уровень жизни населения и его составляющие. Социальные нормативы жизни. Статистика производственных сил, уровня и качества жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения. Система показателей. Общая оценка уровня жизни. Состав доходов. Показатели доходов. Дифференциация доходов. Индексация доходов. Потребление населения и его законодательное регулирование Показатели потребления. Бьем и структура потребления товаров и услуг, его дифференциация и эластичность. Потребительский бюджет и потребительская корзина. Динамика потребления населения и потребительских цен. Проблемы формирования, обработки и анализа результатов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.
Тема 3 Статистика жилищных условий, свободного времени, занятости и безработицы населения. Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения, природоохранной деятельности, общественного мнения. Источники данных. Характеристика жилищных условий. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи. Рынок жилья. Бюджет времени населения, его структура. Показатели использования свободного времени. Источники данных. Уровни занятости и безработицы. Трудоустройство населения. Состав безработных. Состав занятых. Содержание труда.
Тема 4 Санитарная статистика. Статистика уровня образования, политической и общественной жизни населения. Задачи статистики. Источники данных. показатели здоровья населения. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма. Клиническая статистика. Источники информации. Уровень образования. Система обучения. Дошкольное воспитание и школьное образование. Профессиональное образование. Виды деятельности по распределению информации, культуры, искусства и отдыха. Обеспеченность населения информацией. Потребление населением услуг культуры искусства и туризма.
Тема 5 Моральная статистика. Статистика культуры, искусства и отдыха. Понятие моральная статистика, ее задачи. Методические основы. Правовая статистика. Задачи и структура. Источники данных. Показатели статистики. Характеристика общественного мнения.

Планы групповых занятий и образовательные технологии

«Круглый стол».Тема: Предмет и задачи социальной статистики. Изучение состава населения и структуры семей

Цель: научиться определять источники данных для решения той или иной проблемы, овладеть способностью сбора данных, культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи социальной статистики.

2. Понятие «Социальная статистика». Взаимосвязь социальной статистики с другими науками.

3. .Предмет исследования. Актуальность социальных проблем.

4. Основные задачи. Практическое использование данных.

5. Объекты социальной статистики.

6. Характеристика состава населения. Группировки населения и система показателей.

7. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике.

8. Система показателей социальной статистики. Методы изучения динамики состава населения.

9. Статистика численности, состава и движения населения.

10. Семья в системе общественных отношений.

11. Статистика личности и семьи.

12. Семья в домохозяйстве как элементы структуры населения. Типология семей и домохозяйств.

13. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств.

Темы рефератов:

1. Из истории социальной статистики (выдающиеся ученые – А.Кетле, В.Петти, Я.Янсон, А.И. Чупров, А.А. Кауфман, А.А. Чупров и др.);

2. Структура населения Курска;

3. Семья – социальный портрет;

4. Семья – как ячейка общества;

5. Основные методы и приемы прогнозирования структуры домохозяйств;

6. Домашнее хозяйство в переходный период: типы и особенности поведения на рынке.

Образовательные технологии: интерактивная форма проведения занятия.

Наши рекомендации