Можно входить в корпус. На эти дни будет консультация – ко второй паре.
к декабрю нужно сделать список литературы и план курсовой.
ТЕМА 7: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ПЕРВЫЙ ВОПРОС: МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ВТОРОЙ ВОПРОС: ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
ТРЕТИЙ ВОПРОС: ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС: ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПЯТЫЙ ВОПРОС: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА – ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.
ПЬЕР МОНТЕ «ЕГПИЕТ РАМЗЕСА», М. 1989
КОТРЕ ЛЕОНАРД – «ВО ВРЕМЕНА ФАРАОНОНОВ», СПБ 1982.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Строительный материал – сырец, из него строили здания и ограду вокруг города. В ней делались ворота. В черте города делали стены, возможно, они делили город на кварталы. Часто в городе сажали сады. Под кладбища отводились места за городом (в пустыне или за воротами). В городах делались колодцы из камня. Также в городах делали трубы под землей, среди ученых нет единого мнения по их назначению. Дома: в Эль-Амарнье люди имели целый ряд бытовых зданий:
1) Вестибюль, гардеробные кладовые, где стояли сундуки.
2) Ванные.
3) В Новом царстве – конюшни и псарни.
4) На восточной стороне двора – кухни, пекарни и домик для слуг. Последний состоял из 4 комнат: прихожей, гостиной, кухни и спальни. У богатых египтянин были еще и сад с прудом и бассейном.
Средние слои египтян имели дома в несколько этажей, на крыше могло быть зернохранилище. 1- этаж был без окон и имел хозяйственное назначение. Хозяева жили на 2-ом этаже, в небольших комнатах с окнами. Окна имели ставни. Крыши были плоскими и имели ограждения, жители городов любили ночевать там. Дома с остроконечными крышами – редкость. Утварь. Египтяне имели:
1) Мебель для сидения – стулья, кресла: небольшие ящики с маленькой спинкой. Кресла были с несколькими видами ножек.
2) Пол покрывали циновкой. Египтяне имели кровати: деревянная рама с решеткой и 4 ножки. Их могли украшать копытами и львиными лапами.
3) Деревянные шкафы, сундуки, ларцы. Найдены книжные шкафы. Писали на коленях.
4) Столы для обеда, на 1-2 человека. Посуда – глиняная, предназначалась для приготовления, хранения и приема пищи. В период Раннего и Древнего царств посуду делали из сланца, алебастра. В Новом царстве используют золотую и серебряную посуду. Ели руками, во время еды на стол ставили тазик и кувшин.
5) Имеются ложки, вилки, ножи. В обиходе использовали котлы, тазы, кувшины, корзины. Очаг делали из огнеупорной глины, использовали переносные глиняные печи: цилиндрические сооружения высотой 1 м. Они имели колосники и поддувала, для отопления использовали дрова и древесный уголь.
Внешность египтян:
1) Мужчины выбривали голову и носили бороды, короткие и квадратной формы. Женщин: заплетали много косичек, а по праздникам носили парик. У египтян было много косметики: порошки, чтобы подводить глаза. Были найдены специальные благовония, которые хранились в ларцах.
ОДЕЖДА:
1) Повседневная. У мужчин: короткие набедренные повязки или свободные прямые юбки. Гофрированные юбки – одежда фараонов. Чтобы выглядеть шикарно, мужчина надевал на руку несколько браслетов, кольцо на палец, подвеску из яшмы на длинном шнуре, ожерелье (5-6 рядов бус). У женщин: прямая льняная туника, к низу расширялась, рукава короткие. Долго в моде были гофрированные рукава, на платье надевали пояс из той же ткани. Другой вариант – длинное платье на бретельках.
2) Парадная. У женщин: гофрированное платье, полупрозрачное, с разрезом почти до пояса. Поверх платья – тонкая рубашка, рукава с бахромой. Украшения: золотые браслеты, диадемы с вкраплениями бирюзы, лазурита. Дешевые украшения – из керамики, бронзы. У фараонов: на голове парик и корона. Две короны: белая у Юга, кеглеобразный колпак, у Севера – длинная ступка с прямой стрелкой сзади, и металлической лентой, закругленной на конце. Фараон носил двойную корону. Головной убор шлем с уреями и двумя лентами на затылке. Фараоны носили белый платок – немес с красными полосками.
3) Египтяне знали сандалии, берегли их, ходили по улице босиком, обувались в помещении. В Новом царстве с. были у всех, их делали из папируса и или из кожи, часто это были шнурки и подошва. Были распространены болезни ног, видимо, из-за обуви.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Маркс объяснял появление знаний потребностью вычислять периоды разливов Нила. Наличие астрономических знаний доказывает ориентация пирамид по сторонам света. Египтяне имели солнечный календарь на 3 сезона по 4 мес. високосных лет не было, делили сутки на 24 ч. Египтяне создавали карту звездного неба, сгруппировали звезды в созвездия, вели наблюдения за планетами, солнечными затмениями – хронология египетской истории точна. Египтяне ввели 12 зодиакальных созвездий.
Рано возникает система счета, цифры от 1 до 5 писали палочками, для больших чисел имелись иероглифы. Цифру 9 000 изображали 9-ю цветками лотоса. Система счисления – десятеричная. Например, сколько было десятков, столько и писали знаков. Числитель в дробях всегда 1. Некоторые иероглифы египетской системы счисления: – единица, – 10, петля веревки – 100, кувшинка лотоса – 1 000, 10 000 – палец, 100 000 – жаба, 1 000 000 – человек с поднятыми руками.
Египтяне могли возводить в степень, решать уравнения с 3 неизвестными, вычислять площадь круга, объем цилиндра, усеченной пирамиды, шара. В Среднем царстве пишутся учебники по математике, в т.ч. по геометрии. До нас дошли медицинские тексты: они содержали рецепты лечения разных болезней. Медицина развита уже в Др. царстве. Знанию анатомии (изучению больных и здоровых организмов)способствовало бальзамирование. Для Египта характерна специализация врачей: были дантисты, окулисты, хирурги. Применялись заклинания и заговоры. Но способы диагностики и лечения были разумны. До нас дошел папирус Эберса длиной 20,5 м. По нему, все болезни – от сердца. Для древности это рациональный вывод: отметались действия демонов. В папирусе нет заклинаний. Египтяне начинали понимать роль мозга. В предписании врачу о проломе черепа говорится о лечении мозга, и что данное повреждение влечет паралич ног. Египтяне применяли при лечении тампоны, бинты, пластыри, а при переломах – зубки для фиксации конечностей. Естествознание (географический кругозор) начинает развиваться в Новом царстве после походов в Среднюю Азию: на стенах храма в Карнаке зарисованы растения, собранные во время походов; появляется интерес к ботанике, зоологии, физике, химии и к географии, создаются географические карты, на них нанесены разрабатывавшиеся тогда рудники. Тогда появляются водяные часы, делаются попытки систематизировать знания о языке. Об этом свидетельствуют записи о спряжении отдельных глаголов, грамматические выкладки. Были попытки обобщить знания по истории.
Египетская наука оказала влияние на науку Древней Греции. Фалес учился у египтян читать их документы. Платон, Демокрит и Пифагор учились Египте.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Египтяне первыми применили бумагу для письма. Она изготавливалась из спрессованных стеблей папируса. «Ручкой» служила кисточка из тростника. Использовали черные и красные чернила, красными отмечали начало абзаца или главы. Направления письма в Египте не было. Слева на право писали редко, чаще наоборот. Писали горизонтально, чаще сверху вниз столбцами, читать их следовало справа налево. Приняли правило: рисунки людей или животных обращены в начало строки. Если нарисованы ноги или руки, ноги шагают к началу строки, руки распростерты в те же стороны.
Богослов Клемент Александрийский (II-III вв. до н.э.), назвал буквы иероглифами – «священными знаками». Было их свыше 750. Это письмо монументальных надписей. В процессе письма на папирусе выработалось упрощенное начертание иероглифов. Они утратили сумчатый характер, письменность приобрела сходство с письмом нашего времени. Это письмо называется иератика. В ней ок. 600 знаков, сокращены были детерминативы. Нач. I тыс. до н.э. – из иератики развилось еще более беглое письмо – демотика: упрощенный египетский иероглиф, выглядящий как в стенографии. Надписи демотикой читаются трудно. Эти формы письма отличаются скоростью написания и рисунка в сторону упрощения. Знаки письменности тождественны.
Египетское письмо состоит из трех различных видов знаков:
1) Идеограммы – рисунки, передающие целое слово или группу слов. Во втором случае слова связаны по смыслу;
2) Детерминативы – непроизносимые рисунчатые знаки, применявшиеся для обозначения класса предметов, о которых идет речь;
3) Фонетические знаки – это звуковые знаки. По написанию тот же рисунок, но он не передает значение слова или группы слов, а только входящий в слово звук.
При письме использовали согласные звуки. Для каждого согласного звука был выработан знак, но к алфавиту египтяне не перешли, чтобы в документах не возникло путаницы. Идеограммами египтяне передавали чувственно воспринимаемые предметы и изображали живых существ или действия. Были глаголы: слово «идти» изображалось как пара шагающих ног, «лететь» – как птица с распростертыми крыльями, «есть» – как человек, подносящий руку ко рту.
Если нужно было выразить предметы, недоступные чувственному восприятию (абстрактные имена), использовались описательные изображения. Чтобы обозначить Верхний Египет, египтяне использовали растения, характерные для этой страны:
1) Старость – согнутый человек с клюкой.
2) «Прохладный» обозначали сосудом, из которого течет вода,
3) «Предводительствовать» – в виде командирского жезла,
4) «Править» – в виде скипетра.
Рисунок передает понятие, включенное в слове, но не его звучание. В египетском письме были и фонетические знаки, но для понимания текстов нужно знать и звучание слов. Это понимание осложнено обстоятельством: египтяне рано стали применять для обозначения понятий рисунки, обозначавшие иные понятия, но близкие по значению. Чтобы различать графически совпадающие друг с другом слова, было решено ставить специальные знаки в конце каждого слова, которые называют детерминативы. В египетском языке их значение очень велико, их было очень много. Когда произошло сокращение письменных знаков, за их счет потеряли очень много знаков. Вообще, с первого взгляда египетская письменность кажется сложной и запутанной, но для египтян она оказалась простой и логичной.
До нас не дошло каких-либо памятников художественной литературы, хотя к этому времени восходят египетские произведения:
- троечастие текстов пирамид, в частности «Каннибальский гимн»- миф о пожирании умершим царем всех светил, а также от древнего царства дошел гимн богини Нут.
- Мемфисский философско-богословский трактат. Часть трактата сохранена в Мемфисском храме – древнейший пример религиозного представления, он рассказывает о разделении Египта между богами Гором и Сетом, о смерти Осириса и т.п. К древнему царству относятся некоторые биографические надписи.
- К Древнему царству восходит возникновение жанра поучений.
- Классическим периодом развития египетской литературы считается Среднее царство. Он богат по художественному анализу человеческой личности. Тогда были распространены сказки. К числу выдающихся произведений литературы тех лет относится «Сказка о потерпевшем кораблекрушении». В период Нового царства этот жанр продолжал развиваться, до нас дошли сказки «Зачарованный царевич», «Сказка о правде».
- Повести – «Повесть о красноречивом крестьянине». Приключенческая повесть – «Рассказ крестьянина Синухета», в ней описан быт азиатских племен, потому историки считают это произведение реальным жизнеописанием какого-то Синухета.
- Пророчества и речения, стихотворные произведения – гимн фараону Синусерту III, «Песнь арфиста». От Нового царства до нас дошла «Поэма о Кадешской битве».
- Египетское стихосложение не знало рифмы, основную роль в стихосложении играли определенное количество слов, повторение первых частей в строке. Видимо, в период Среднего царства зарождается лирическая поэзия.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.
БОЖЕСТВА. Начиная с Геродота, египтян называли самым благочестивым народом, религия в их жизни имела огромное значение, гораздо большее, чем у других народов. По мнению египтян, боги нуждаются в сложном культе для поддержания своего бессмертия. Культ имел целью не столько общение с богом, сколько его простое обслуживание: содействие богу, помощь ему в его делах, облегчение дел бога, например, принесение жертв рассматривалось не только как принесение яств, но и как устранение его врагов. Таким образом, человек помогал божествам. Большинство исследователей считают, что древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств и покровителей. Культ номовых божеств продолжался до самого конца истории Египта, сочетался с поклонением общеегипетским богам. В местных культах сочетались архаические черты, они отразились в почитании священных животных. Например, Баас – богиня-кошка, являлась номовым божеством в Убастисе. Гор – бог в виде сокола в Иерокомполе, Сохмет – богиня-певица в Лотополе. Хатхор в Индере, Тот в виде ибиса в Гермополе, Анубис – собака – в синуте, и Собек в Фаюме. Каждый ном чтил свое священное животное, связанное со своим богом-покровителем. По-видимому, в этом почитании божеств в виде животных остались следы древнего тотемизма, впрочем, жрецы скептически относятся к таким идеям. Однако, этнография в Африке дает немало примеров, когда родовой тотемизм перерастает в родовое почитание животных. В Египте не было ни одного вида животных, который встречался бы в долине Нила и не был обожествлен. Египтяне изобретали еще и фантастических животных, которые не были божествами и служили символами порядка: сфинкс (тело льва и голова человека) – изображал мудрость фараонов. У египетских божеств была голова животного.
В целом, египетские боги изображались так: тело человека с головой животного, в виде фетишей, в антропоморфном и зооморфном виде. Большое количество женских божеств, по-видимому, было связано с тем, что в Египте сохранялись пережитки матриархата. Черты культовой общности прослеживаются в догосударственную эпоху: когда какой-то ном становился центром страны, а его бог - покровитель… Древнейшим из общеегипетских богов был Гор. В начале ему поклонялись только в Иерокомполе, и вышедшие оттуда цари были первыми объединителями Египта и превратили свое божество в общегосударственное. После перенесения столицы в Мемфис главным богом становится Птах. Первоначально относясь к подземному царству, он был без имени. Позднее он стал покровителем ремесел и искусства. Дальше распространился культ бога Атума – бога вечернего солнца. Позднее его стали отождествлять с Богом Ра, а потом стали называть единого бога Амон-Ра, изображали его в виде огромного кота или человека с солнечным диском вместо головы. Возвышение Фив в 11 династии привело к тому, что местный божок Амон занял свое место в общеегипетском пантеоне и сблизился с Атумом-Ра, позднее их стали называть Амон-Ра. Изображался Амон в виде человека, иногда, с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, жена его богиня Мут, а сын бог Луны Хансу. Это Фиванская триада. Мут, богиня неба, изображалась в виде женщины. Сам же Амон-Ра изображался как бог земли и ветра. Считалось, что он наполняет весь видимый мир, вдыхает жизнь во все живое и вездесущ. Считалось, что Амон не видим.
Культ Амона при Эхнатоне (18 династия) был заменен культом Атона. Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и от культов других богов. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной изографии, у него не было изображения. О нем не было мифов, он не имел статуй, к мифологии других божеств он отношения не имел. Это был натуралистический культ солнца и культ великой силы природы. Храм Атона был также открыт для всех (в то время, как в храмы других богов был открыт вход только жрецам). Жертвы Атону приносились на открытые алтари. Культ Атона был воплощением подлинного монотеизма: в стране был единый бог, у него был сын-фараон. Фараон считался сыном и подобием Атона. Вероятно, учение об Атоне было результатом творчества Эхнатона и свидетельством его незаурядности и таланта. Это не был результат естественной эволюции религии. Культ Атона был пассивно воспринят народом, который тысячелетиями воспитывался в политеизме. Новый бог был непонятен, Атон не мог заменить множество богов. Египетскими богами становились не только столичные боги, имели возможность занять свое место и другие божества: те, которым поручалась какая-то важная функция, которые были покровителями той или иной профессии. Так бог Тот, который изображался в виде Ибиса. Он стал покровителем писцов и ученых, и с этой функцией почитался во всем Египте. Бог Анубис (изображался в виде человека с головой шакала) стал богом загробного царства. Например, бог Мин – бог плодородия – изображался в виде человека с короной с двумя перьями. Всеегипетскую популярность он получил, став покровителем торговцев и караванов, первоначально же был покровителем рождения людей и животных. Многие деяния египтян были привязаны к космическим явлениям: с солнцем отождествлялись Атум-Ра, Гор, Ассирийский Осирис, Амон. С луной были связаны Тот, Исида и Хонсу. Создание общеегипетского пантеона повлекло создание между богами мифологических связей: появились триады и эннеады (9-божие). Фиванская троица – Амон, Мут и Хонсу – имела храм почитания в Фивах, почиталась и Мемфисская троица – Птах, Сахмет, Неферту, их сын, бог растительности, изображался юношей с короной в виде цветка лотоса. Из 9-божий наиболее распространенным было гелиопольское, туда входили 4 пары богов во главе с Ра: Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. В противовес этой сложилась мемфисская эннеада, которая была создана из конкуренции (она была надуманной): девять Птахов, два из которых были родителями Ра. Одним из древнейших пластов религии являлись народные верования и обряды, они известны плохо, т.к. в египетских письменных источниках была отражена не народная, а официальная государственная религия. Центральной фигурой народной земледельческой религии был Осирис. Образ очень сложен, разобраться в нем нелегко. Сложность образа ощущалась самими египтянами: «Сущность твоя темнее, чем у других богов. Ты Луна на небе, ты делаешься молодым, когда захочешь, ты в разливе Нила, боги утоляют жажду, которую ты изливаешь». Изображался он человеком в виде зеленой мумии. Он был местным богом-покровителем Бусириса, города в дельте Нила. С тех времен, когда он считался покровителем этого города, он был связан с культом плодородия. Иногда его изображали в винограднике, или с цветком лотоса. Найдены изображения Осириса в виде зерна. Проросшие злаки создавали изображение бога. Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскрешение Осириса. Судя по одной надписи, эти празднества, которые устраивались по лунному календарю, длились 18 дней, включали ритуальную пахоту и посев, а также обряды с фигурой Осириса, которая делалась из зерна и земли. В этих обрядах он выступает как непосредственное олицетворение хлебных злаков. Существовал миф о смерти и воскрешении Осириса. По нему судя, Осирис был царем Египта и старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Семья представлялась в следующем виде: Геб был в виде человека с короной Верхнего или Ближнего Египта, добрый бог, охранявший человека от змей. Нут – жена и сестра Геба – изображалась в виде звезд. Детьми их были Осирис, Исида, Нефтида, Сет. Исида – символ женственности, семейной верности, богиня плодородия и мореплавания. Исида и Нефтида часто изображались крылатыми женщинами. Нефтида самостоятельной роли почти не играла и считалась покровительницей рожениц. Сет считался богом чужих стран (пустыни) и олицетворял злое начало. Священными его животными были змея, антилопа, жираф, но главным животным был осёл, изображали Сета в виде человека с длинным туловищем и головой осла. В Древнем царстве Сет вместе с Гором считался покровителем царской власти. В 8 веке до н.э. Сет стал олицетворять только злое чужеземное начало и стал только божеством пустыни. Вернемся к мифу об Осирисе. Осирис был царем Египта и научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Потом он был убит братом богом Сетом, который хотел занять трон вместо него. Тело Осириса был разорвано на куски и разбросано по всем частям страны. Потом сестра и жена Осириса Исида долго искала тело Осириса, нашла куски и собрала их воедино. Но Исида сделала это не одна, ей помогли боги Ра и Анубис. И родила от этого мертвого тела сына Гора. Гор был рожден, чтобы отомстить за смерть отца, он считал себя единственным законным наследником Осириса. В тайне вскормленный и выращенный матерью, Гор идет на поединок с Сетом. Он требует осуждения Сета перед судом Богов и возвращения себе царства. После долгой тяжбы, которая продолжалась по одному из вариантов мифа 80 лет, Гор получает царство, но злой Сет продолжает держать за собой Дельту. Гор воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое Око. Впрочем, Осирис после этого остается царем Мертвых, оставляя сыну править на земле. Осирис выполняет там функции судьи умерших. Исследователи полагают, что этот миф есть ни что иное как образный рассказ о посеянии зерна. Это типично культовый миф, который объясняет обряд, который совершается в этих праздниках. Об этом свидетельствует Плутарх: «Говорят, что Осирис погребен, когда семена бросают в землю и воскрешает, когда семена прорастают». С образом и культом Осириса была связана Исида, популярная богиня плодородия. В эллинистическую и римскую эпоху культ Исиды распространяется на всю Месопотамию и соперничает с христианствам. В центре культа, начиная с V династии, находится культ Бога солнца: сначала Ра, потом Атум-Ра, а потом Амон. К Осирису мы еще вернемся, но сейчас должны сказать об обожествлении фараона.
Со времен V династии фараон рассматривался как сын бога Ра, вера в то, что царь – сын бога, господствовала от начала и до конца политической истории Египта и до победы христианства. Это представление – результат политической мысли, хотя фараонов не могли считать подлинными богами. Фараон мыслился как бого-человек. В молитвах фараоны подчеркивали, что послушны воле богов. Будучи верховным жрецом, он выполнял важнейшие религиозные обряды, он один мог входить в святилище бога и приносить ему жертву. Жрецы, совершая это, действовали от имени фараона. Обряды общения с фараоном поддерживали веру его божественность. С этим связан и гипертрофированно развитый погребальный культ в Египте. Тело царя стали подвергать бальзамированмировангоном поддержиывали ве5ию. Мумификации позднее стали подвергать тела сановников, а еще позднее – дела людей среднего сословия. Мумификация способствовала долгому сохранению тела фараона. Каковы были первоначальные цели мумификации? Четкого представления об этом нет. В династическом Египте техника бальзамирования и ритуала были связаны с представлением о посмертной жизни души человека.
ВЕРОВАНИЯ. У египтян были развиты представления о загробном мире. По ним, все люди при рождении приобретают Ба и Ка. Ба– это душа, Ка – двойник. Ба после смерти человека отделяется от его тела, а Ка не покидает тела и после физической смерти. Ка – нечто вроде гения-покровителя, который заботится о человеке после его смерти. Сам Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если после смерти человека его не снабдят всем необходимым. Он может быть съеден загробными чудищами, если его не снабдят защитой. Для Ка делается статуя либо мумия как для человека, благодаря этому душа может сохраниться навечно. Но статуй и мумий мало, из твердых пород дерева и камня люди изготавливали статуи человека, которые в случае гибели тела могли стать вместилищем Ка. Их помещали в специальные камеры, в которых пробивали узкую щель на уровне глаз. Перед этими статуями производились жертвоприношения, которые сопровождались заклинаниями и молитвами. В эпоху Древнего царства было поверье, что душа покойного попадает на так называемые поля Иалу. Они располагались где-то на Западе, умерший вел там обычную жизнь. Обычные и богатые покойники использовали там все блага, которыми пользовались при жизни. Сцены этой счастливой жизни изображены на гробницах аристократии 5 и 6 династии, на них предстают картины загробной жизни как счастливого продолжения земной жизни. На стенах гробниц записывались формулы, которые помогали человеку вести на полях Иалу такую жизнь, какую он вел на земле.
В древнейшую эпоху у египтян сложилось представление об особых божествах – покровителях умерших. На первый план выходят два божества: бог Ра, с одной стороны, и Осирис, с другой. Согласно представлениям, распространившимся из Гелиополя, души умерших стараются сесть в Лодку Ра и совершить с ним ежесуточное путешествие по небу. У египтян было представление, что Ра в своей Лодке возит солнце каждый день, проплывает по небу, потом попадает в царство мертвых, где борется с подземными чудищами, а утром снова выходит на небо. Исходной точкой верований служила идея о Западе как стране умерших. Что касается Осириса, связь с ним получила в египетском погребальном культе большое значение, он олицетворял уже не только культ плодородия, но и культ умершего царя. Это было неслучайно: в Египте фараоны считались магическим средоточием плодородия страны. Фараон принимал участие в обрядах, связанных с плодородием: в начале посевных работ он бросал в Нил приказ о начале посевных работ, он первым срезал сноп на жатве, первым бросал семена. Связаны были с культом фараона и обряды, отражавшие пережитки ритуального убийства царя. При родовой организации считалось, что племенной вождь является ответственными за состояние плодородных сил природы. Из этого вытекала мысль о том, что стареющий и больной вождь не может обеспечить благополучия племени. И отсюда получил распространение обычай ритуального убийства царей, которые помогали сменить ослабевшего вождя более сильным преемником. При фараоне несколько раз устраивали ритуал мнимой смерти царя, которая должна была усилить его жизнеспособность и благополучие страны. Фараон, как и Осирис, был связан с культом плодородия. Имя Осириса в заупокойных формулах упоминается в текстах пирамид. Формулы– набор отдельных текстов и заклинаний, не объединенных никакой системой и понятных жрецам. В них Осирис отождествляется с умершим фараоном, и это отождествление привело к тому, что Осирис превратился в повелителя загробного мира и судью умерших душ. В облике Осириса не первый план выступают черты бога, который дарует бессмертие, бога, который поборол смерть и воскрес.
С Осирисом была связана сложившаяся в эпоху среднего царства идея суда над душами умерших. На этом суде судьей считался Осирис, а помощниками – боги 42 номов, боги Анубис и Тот. На суде присутствовали чудовища загробного царства, которые пожирали души, которые были осуждены. На этом суде взвешивалось сердце покойника и в зависимости от совершенных им дел весы колебались, и в зависимости от результата определялась судьба души. В этом мы видим веру в возмездие и воздаяние, тут возникает противоречие этой веры с верой о простом продолжении в загробной жизни земной. Тут начинает распространяться вера во всеобщее равенство людей перед Судьей. Верования египтян в Страшный суд противоречивы, все они подробно изложены в «Книге мертвых»– обширном сборнике (больше 180 глав) формул. Древнейшие восходят к пирамидам, но книга мертвых получает окончательную редакцию лишь в позднем Египте при 26 династии. Из всей «Книги мертвых» знаменита 125 глава, в которой умерший, как бы находясь перед судом Осириса, оправдывается перед ним, отрицая свои плохие поступки: «Я не сделал ничего плохого, я никого не грабил, не убивал, не причинял никому слез, я не уменьшал яств, посвященных богам, я не сделал ничего, что было бы противно богам». Идея всеобщей нравственной ответственности была, но не господствовала в верованиях.
ХРАМЫ И ОБРЯДЫ. В храмах собирались ценности, богатства, сложенные вместе они были невообразимы. Начиная с Яхмоса I, главная забота фараона состояла в постройке новых и ремонте старых храмов. Каждый верующий мог в любой день прийти в храм, поставить у подножия статуи божества маленькую известняковую стелу с изображением бога. Считалось, что богов можно просить о чем угодно, кроме избавления от смерти, обеспечивая тем самым постоянное дежурство у божества. Главный жрец храма Хемму Нечер («служитель бога») являлся толкователем воли богов. Исследователи отмечают, что в храмовых обрядах участвовало много женщин: были певицы для церемоний. Жрецы обычно происходили из жреческих семей, стать жрецами люди готовились с 5-летнего возраста. Они должны были выучить все эпитеты, атрибуты богов, все обряды, с ними связанные.
Ежедневно совершался обряд во имя фараона: жрец брал курильницу, подходил к статуе бога Гора из позолоченного дерева, он входил в статую, окуривал ее благовониями, читал молитвы. Окуривая, он как бы давал богу жизнь. После статую выносили из святилища и делали туалет: статую омывали, умащивали, давали ей пищу, которую потом сжигали, после статую снова возвращали в святилище, а потом жрец удалялся. Раз в год бог выходил из святилища и посещал город, египтяне устраивали веселые праздники с пением, игрой на флейтах, обрядами и жертвоприношением. Геродот писал о празднике в часть богини Бааст, что во время одного этого праздника вина выпивали больше, чем во всем Египте за год.
Фиванский Амонпокидал свой карнакский храм, переезжая в Луксор. Его выносили на ладьях, самой большой была ладья самого Амона, на набережной Нила выстраивалась целая флотилия из кораблей. На одно судно уходило до 4,5 тонн золота. В большую кабину корабля ставились ладьи и статуи. Тянули их специальные буксиры, оборудованные веслами и парусами. Амон с семьей отправлялся в Луксор на 24 дня. Столько времени длился его отпуск, но как они это подсчитано, неясно. По возвращении Амона ладьи уносили в храм. В Бусирисе устраивались мистерии на сюжеты о жизни Осириса.
Также был популярен культ бога Хапи – бога Нила. От него зависел урожай, он считался подателем влаги, изображался в виде тучного человека с большим животом и почти женской грудью. Его атрибутами были лотос (Верх. Египет) И папирус (Ниж. Египет). Праздновали день Хапи в начале разлива Нила, ему бросали бумажки с просьбами о дарах.
Среди дошедших до нас египетских мифов большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. В них творцами Богов, людей и вселенной выступают то птицы, то боги, то животные. Созданию людей уделено мало внимания, они существуют либо до богов, либо сотворены богами. По одной легенде люди созданы из слез Ра, по другой – их создал Хнум, бог-горшечник на своем гончарном круге, также он считался богом плодородия, его изображали в виде человека с головой барана. Он помогал женщинам при родах, имел власть над человеческой судьбой и т.п.
Известен миф о наказании людей богами. У народов передней Азии этот миф был связан с мотивом потопа. Египтянам этот миф был чужд, для них разливы Нила были благоприятны. По мифу кара богов посылается людям в другой форме: разгневанный Ра посылает им свою дочь, богиню Хатхор, а потом и богиню Сахмет с головой львицы. Богиня с таким рвением убивает людей, что Ра унимает ее хитростью: ее упаивают вином, и Сахмет прекращает свое черное дело. Египетская религия оказала влияние на христианство.
ТЕМА 8. ДРЕВНЯЯ АССИРИЯ