Раздел I. Человек и общество
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
Формы мировоззрения:
· мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;
· мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассуждения, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;
· миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и последовательное стремление к нему.
Виды мировоззрения:
· обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы;
· религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;
· научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека;
· философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
Виды знаний
Знание - результат познавательной деятельности.
Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
Структура познания:
· субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);
· объект (то, на что направлено познание);
· знание (результат познания).
Формы познания:
1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее непосредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:
а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;
б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и их свойств;
в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.
2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рационального познания:
а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по существенным признакам и обобщает их в класс;
б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;
в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суждений переходит к новым.
Виды знаний:
1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия
2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение
3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное
4. художественное - основанное на субъективном творческом откровении
5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.
6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:
· гносеологический пессимизм (познание невозможно или существенно ограничено);
· гносеологический оптимизм (познание возможно).
В рамках пессимизма различают:
· крайнее направление - агностицизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;
· и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверного познания.
Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.
Понятие истины, ее критерии
Истина - соответствие знания своему предмету.
Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Мышление и деятельность
Деятельность - форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся:
· продуктивностью;
· сознательностью;
· орудийностью;
· социальностью:
· 1) приобретение форм деятельности через социализацию;
· 2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.
Структура деятельности:
1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
2) Объект - то, на что направлена деятельность.
3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.
5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.
6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).
Виды деятельности.
I.
1) Практическая:
а) материально-производственная - воздействующая на природные объекты;
б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:
а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся духовных ценностей;
б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:
а)познавательную;
б) прогностическую;
в) ценностно-ориентировочную.
II.
а) индивидуальная;
б) коллективная
III.
а) законная;
б) незаконная.
IV.
а) моральная;
б) аморальная.
V.
а) шаблонная (по образцу);
б) инновационная (творческая)
VI.
(по содержанию)
а) игра;
б) обучение;
в) труд
Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую остальным видам совместной деятельности.
Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
· социальный характер;
· связь с языком;
· опосредованный характер;
· личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Потребности и интересы
Потребность - фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования
Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне
Интерес - направленность человека на условия доступности предмета потребности
Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей:
I. Основная классификация:
1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)
2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд...)
3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания...)
II. Пирамида Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
Базовые
а) Естественные (еда, сон...)
б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)
Вторичные
а) социальные
б) престижные
в) духовные.
Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяющие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потребностей.
Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).
Талант - совокупность способностей, позволяющая получать продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.
Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему применимо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.
Основные институты общества
Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
1. институт семьи
2. государство
3. производство
4. духовные институты (религии, науки, морали)
5. образование.
Институты необходимы для:
· объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
· закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
· нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
· формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
· социализации личности
Наука
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.
Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества.
Особенности социального познания:
1. совпадение субъекта и объекта познания;
2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;
3. ценностная нагруженность познания;
4. влияние процесса познания на объект;
5. затрудненность проведения эксперимента
Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
Образование
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
· экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
· социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
· культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. дошкольное
2. общее (школьное, среднее)
а) начальное
б) основное в)полное
3. профессиональное
а) начальное б)среднее
в) высшее
г) послевузовское
4. дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
Религия
Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
Исторические формы религии.
· тотемизм - поклонение рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм связан с магией (колдовством) - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир; и фетишизмом (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства различных предметов;
· анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы. На этом этапе постепенно происходит антропоморфизация - перенос на богов свойственных человеку качеств и внешнего вида. Кроме того, боги становятся более могущественными и обретают большую ответственность - появляется политеизм;
· политеизм (от «поли» - много и греч. theos - бог) - многобожие. постепенно на его основе, за счет дальнейшего «укрупнения» богов, появляется монотеизм;
· монотеизм (от «моно» - один и греч. theos - бог) - вера в единого бога - творца и правителя Вселенной.
Типы религий в современном мире:
1) родоплеменные верования;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций;
3) мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Признаки мировых религий:
а) космополитизм (Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.), надэтнический характер;
б) эгалитарность (Ра́венство поло́в, также, равнопра́вие поло́в, ра́венство мужчи́н и же́нщин, равнопра́вие мужчи́н и же́нщин, ге́ндерное ра́венство, ге́ндерное равнопра́вие, сексуа́льное ра́венство, сексуа́льное равнопра́вие, эгалита́рная семья́, гендерная эгалита́рность — концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях), равенство всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп;
в) высокая пропагандистская активность.
Функции религии:
· мировоззренческая - формирование определённой картины мира у своих последователей;
· ценностно-смысловая - ответ на вопрос о смысле жизни и выработка основных ценностных ориентиров;
· психологическая - утешение в трудную минуту через молитву, медитацию, обращение к Богу;
· коммуникативная - связь верующих между собой, а также связь верующих с ангелами, божественными сущностями и самим Богом;
· культурно-транслирующая передача культурного наследия из поколения в поколение, по развитию религии мы можем судить о степени развития того или иного общества;
· интегрирующая - объединение последователей одного религиозного направления, одновременно противопоставление их другим.
Признаки религиозного знания:
· иррациональность;
· догматизм;
· вера в сверхъестественное;
· необоснованность.
Искусство
Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
Функции искусства:
· общественно-преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;
· утешительно-компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;
· художественно-концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;
· прогностическая - предвосхищение будущего;
· воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;
· внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;
· эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;
· гедонистическая - получение от искусства удовольствия;
· познавательно-эвристическая - освоение сторон жизни, недоступных науке.
Эстетика - наука о красоте и искусстве.
Мораль
Мораль:
· совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;
· форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.
Реализация норм морали обеспечивается:
1. внутренней, автономной саморегуляцией (совестью);
2. общественным мнением.
Функции морали:
· регулятивная;
· ценностно-ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;
· мотивационная - создание побуждения к определенному поведению;
· конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;
· координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.
Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:
1. Золотое правило нравственности - древнейшее моральное правило, гласящее: «Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали тобой».
2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.
Основные категории нравственности:
· идеал (добро, истина, справедливость),
· совесть,
· честь,
· чувство собственного достоинства,
· долг,
· счастье,
· смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).
Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.
Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.
Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.
Наркомания и наркобизнес.
Раздел 2. ЭКОНОМИКА
2.1. Экономика и экономическая наука
2.2. Факторы производства и факторные доходы
2.3. Экономические системы
2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
2.5. Постоянные и переменные затраты
2.6. Финансовые институты. Банковская система
2.7. Основные источники финансирования бизнеса
2.8. Ценные бумаги
2.9. Рынок труда. Безработица
2.10. Виды, причины и последствия инфляции
2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12. Роль государства в экономике
2.13. Налоги
2.14. Государственный бюджет
2.15. Мировая экономика
2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Экономические системы
Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества, структурирующая отношения между производителями и потребителями экономических товаров и услуг.
Экономическая система призвана ответить на главные вопросы:
1. Что должно производиться и в каком количестве?
2. Как будут производиться блага, товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии?
3. Для кого предназначены производимые услуги и товары, как они должны распределяться между потребителями? (т.е. вопросы что, как, для кого производить)
Экономическая система должна решить главную проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности общества ограниченными ресурсами.
Типы экономических систем.
1. Традиционная: вопросы что, как, для кого производить решаются в соответствии с традициями, по обычаю. Натуральное хозяйство. Большая часть экономических благ производится для собственного потребления. Данная система стабильна, производится определенное количество продукта и стандартным образом распределяется. Используются устаревшие технологии. Большая часть экономической деятельности приходится на аграрный сектор. Не развивается, но находится в определенной гармонии с окружающей средой.
2. Административно-командная (государственно - регулируемая, централизованно-плановая): основные экономические вопросы решаются путем государственного регулирования. Основные производственные мощности принадлежат государству, оно составляет общий план для производства и распределяет произведенный продукт. Цены устанавливаются государством. Иногда возникает дефицит товаров. Наиболее развит промышленный сектор.
3. Рыночная: экономические вопросы решаются за счет саморегуляции. Производство находится в частной собственности, объем продукции и равновесная цена устанавливаются за счет действия механизмов рынка, закона спроса и предложения.
Экономические системы большинства современных государств являются смешанными, в которых совмещены черты плановой и рыночной систем. В основе лежат рыночные механизмы саморегуляции, однако государство активно вмешивается в эти процессы с целью избегания кризисов (которым подвержена рыночная система).
Функции рынка.
а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей;
б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения;
в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары;
г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли;
д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение экономики от неэффективных форм хозяйствования.
Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.
Существуют различные классификации рынков:
· по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, валютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);
· по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);
· по отношению к закону (легальный и нелегальный);
· по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).
Достоинства рынка:
1) ориентирован на спрос;
2) стимулирует НТП;
3) эффективно распределяет ресурсы;
4) координирует спрос и предложение
Недостатки рынка:
1) не гарантирует всем стабильного дохода;
2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается);
3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада);
4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.
Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.
Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом на товар.
Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.
Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меняется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса меняется на меньший процент, чем цена).
Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.
Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономической ситуации.
Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложение этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.
Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Эластичность предложения - сила изменения предложения в зависимости от изменения цены.
Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.
Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.
Для успешного функционирования механизма рыночной саморегуляции необходимо наличие конкуренции.
Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.
Виды конкуренции, исходя из цены:
· ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;
· неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.
Виды конкуренции, исходя из товаров:
· конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих практически одинаковые товары;
· конкуренция монополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Позитивные черты конкуренции:
1) способствует научно-техническому прогрессу;
2) даёт потребителям возможность выбора;
3) избавляет рынок от неэффективных производителей;
4) способствует улучшению качества товаров
Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической деятельности.
Виды монополии:
· чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возникает по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искусственная монополия создается людьми намеренно для извлечения монополистических выгод. Все формы искусственной монополии запрещены по закону;
· абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;
· олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих большую долю рынка определенной отрасли;
· монопсония: один покупатель на всю отрасль.
Постоянные и переменные.
Постоянные затраты - затраты, объем которых не зависит на данный момент от объема производства: аренда, подготовка кадров, зарплата управленцев, коммунальные платежи, амортизация и др. Амортизация основного капитала - уменьшение стоимости основного капитала в процессе его промышленного использования; различают физический износ (старение, поломка) и моральный износ (увеличение неэффективности использования устаревшего основного капитала).
Переменные затраты - затраты, объем которых на данный момент напрямую зависит от объема производства: покупка сырья, зарплата рабочих, транспорт, электроэнергия.
2. Экономические и бухгалтерские издержки. Бухгалтерские (явные, внешние) издержки - оплата факторов производства, не являющихся собственностью фирмы.
Внутренние (неявные) издержки - затраты факторов производства, принадлежащих самой фирме (издержки альтернативного использования).
Экономические издержки - это внешние издержки плюс внутренние издержки.
В соответствии с этим рассчитывается прибыль:
· бухгалтерская прибыль (общая выручка минус бухгалтерские издержки);
· экономическая прибыль (общая выручка минус экономические издержки).
Ценные бумаги
Ценная бумага - документ, удостоверяющий право имущественного держания, а также устанавливающий определенные имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
Ценные бумаги делятся на срочные (с фиксированным сроком действия) и бессрочные.
Виды ценных бумаг:
· акция - ценная бумага, фиксирующая принадлежность части акционерного общества, дающая право на участие в управлении АО и получение дивидендов. Номинальная стоимость акции декларируется в момент выпуска и не совпадает с ее последующим курсом.
Типы акций:
· обыкновенные - дают право голоса в управлении компанией, дивиденд зависит от распределения прибыли компании;
· привилегированные - не дают право голоса при управлении компанией, но по ним устанавливается постоянный дивиденд, не зависящий от распределения прибыли акционерами.
Облигация - это долговое обязательство, владелец которого получает заранее установленный доход.
Вексель - письменное долговое обязательство, определяющее срок и сумму выплаты.
Также к видам ценных бумаг относится:
· чек,
· банковская сберегательная книжка на предъявителя,
· приватизационные ценные бумаги и др.
Операции с ценными бумагами производятся на фондовой бирже. Цена ценной бумаге на фондовом рынке называется её курсом.
Рынок труда. Безработица
Рынок труда - механизмы, при помощи которых работники находят работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а работодатели нанимают необходимых им работников.
На рынке труда продается и покупается рабочая сила. Рабочая сила («человеческий капитал») - это знания, способности, умения, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ.
Рынок труда, как и другие рынки, регулируется законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить; цена - заработная плата.
Цена предложения на этом рынке определяется прожиточным минимумом, рассчитываемым государством.
Формы зарплаты:
1. Повременная зарплата: размер зарплаты зависит от количества часов, отработанных работником.
2. Сдельная зарплата: размер зарплаты зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.
3. Смешанная форма зарплаты: базовая ставка повременная, премиальные выплаты - на сдельной основе.
Номинальная зарплата - количество денег, получаемое работником. Реальная зарплата - количество товаров, которое на них можно купить. Вследствие инфляции реальная заработная плата уменьшается.
Безработица - положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.
К безработным не относятся студенты очных отделений, женщины в декретных отпусках, военнослужащие, люди на больничных, пенсионеры, домохозяйки, а также люди, не имеющие работы и не желающие её искать. И безработные и занятые составляют экономически активную часть населения.
Трудоспособным в РФ считается человек от 16 до 54 (для женщин) и 59 (для мужчин) лет, не имеющий физических или психических противопоказаний к труду.
Виды безработицы:
а) структурная - последствия структурных изменений в экономике, в первую очередь, вызванных НТП;
б) фрикционная - возникает за счет того, что уволенный работник не сразу находит новое место работы, какое-то время остается безработным;
в) циклическая - порождается экономическими кризисами;
г) сезонная - возникает из-за существования сезонных видов работ.
Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который считается нормальным и необходимым для общества. Естественный уровень рассчитывается как сумма структурной и фрикционной безработицы, и обычно составляет несколько процентов. Полная занятость - занятость населения при естественном уровне безработицы. Если уровень безработицы превышает естественный, то государство должно принимать меры по борьбе с безработицей - проводить политику занятости.
Активная политика занятости - меры, снижающие безработицу: переподготовка кадров, информирование о рынке труда, организация общественных работ, содействие географической мобильности, поддержка индивидуальных предпринимателей, снижение налогов на производителей.
Пассивная политика занятости - меры, сглаживающие негативные проявления безработицы: выплата пособий, предоставление социального жилья и т.п.
Скрытая безработица - работник трудится неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства по своей основной специальности.
Отрицательные последствия безработицы:
1) недоиспользуются экономические ресурсы, что ведёт к уменьшению экономические показатели (ВВП, ВНП);
2) снижается уровень жизни населения;
3) снижается квалификация людей, оставшихся без работы;
4) растёт уровень преступности и алкоголизма;
5) растёт социальная напряжённость;
6) снижается самооценка уволенных сотрудников.
Положительные последствия безработицы:
1) формируется резервная армия труда (безработные, которых в случае необходимости можно привл