Раздел I. Человек и общество

Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Формы мировоззрения:

· мироощущение - наглядно-чувственное, образное ощущение целостности мира и своего места в мире, основанное на личном опыте, мифе, социальном опыте;

· мировосприятие - наглядное, но содержащее отдельные рассужде­ния, абстрактные понятия, теоретические объяснения представление окружающего мира, его законов и себя как части этого мира;

· миропонимание - основанное на целостной теории, абстрактное и универсальное, имеющее обоснования понимание сущности мира и сущности человека, четкое представление о смысле своей жизни и по­следовательное стремление к нему.

Виды мировоззрения:

· обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на по­вседневные вопросы;

· религиозное, источником которого является некий авторитет, на­деляемый доступом к сверхъестественному знанию. Оно целостно, от­вечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни;

· научное, основанное на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы чело­века;

· философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.

Виды знаний

Знание - результат познавательной деятельности.

Познание - деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

· субъект (тот, кто осуществляет познание - человек или общество в целом);

· объект (то, на что направлено позна­ние);

· знание (результат познания).

Формы познания:

1. Чувственное - познание с помощью органов чувств, дающее не­посредственное знание о внешних сторонах объектов. Выделяют три ступени чувственного познания:

а) ощущение - отражение отдельных свойств и качеств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств;

б) восприятие - формирование целостного образа, отражающего целостность непосредственно воздействующих на органы чувств пред­метов и их свойств;

в) представление - обобщенный чувственно-наглядный образ пред­метов и явлений, который сохраняется в сознании и при отсутствии непосредственного воздействия на органы чувств.

2. Рациональное - познание с помощью мышления, отражающее сущность познаваемых объектов. Выделяют три ступени рациональ­ного познания:

а) понятие - форма мысли, которая выделяет предметы по суще­ственным признакам и обобщает их в класс;

б) суждение - форма мысли, которая утверждает или отрицает определенное положение дел, некую ситуацию;

в) умозаключение - форма мысли, которая от уже имеющихся суж­дений переходит к новым.

Виды знаний:

1. обыденное - знание, приобретаемое в ходе практической дея­тельности и социального взаимодействия

2. мифологическое - образное знание, передаваемое из поколения в поколение

3. религиозное - знание, основанное на вере в сверхъестественное

4. художественное - основанное на субъективном творческом от­кровении

5. научное - систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание.

6. псевдонаучное - знание, имитирующее науку, но таковым не яв­ляющееся.

Гносеология - раздел философии, изучающий познание, а именно, возможности и границы познания, методы получения знаний. В гносеологии выделяют два основных подхода:

· гносеологический пессимизм (познание невозможно или суще­ственно ограничено);

· гносеологический оптимизм (познание возможно).

В рамках пессимизма различают:

· крайнее направление - агности­цизм, считающий всякое познание невозможным, а любое знание - ложным;

· и скептицизм, сомневающийся в возможностях достоверно­го познания.

Гносеологический оптимизм подразделяется на эмпиризм и рационализм. Эмпиристы (сенсуалисты) утверждают, что познание основывается только на данных органов чувств. Рационалисты считают, что познание должно базироваться только на разуме.

Понятие истины, ее критерии

Истина - соответствие знания своему предмету.

Истина должна быть объективной. Объективная истина - истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Мышление и деятельность

Деятельность - форма активности, присущая исключительно че­ловеку, характеризующаяся:

· продуктивностью;

· сознательностью;

· орудийностью;

· социальностью:

· 1) приобретение форм деятельности через социа­лизацию;

· 2) обязательная связь с обществом в процессе деятельности.

Структура деятельности:

1) Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

2) Объект - то, на что направлена деятельность.

3) Мотив - то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

4) Цель - то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата.

5) Средства - то, с помощью чего осуществляется деятельность.

6) Результат - изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Деятельность складывается из действий (выраженный акт пове­дения, имеющий свою цель и результат); а действия складываются из операций (конкретный способ выполнения действий).

Виды деятельности.

I.

1) Практическая:

а) материально-производственная - воздействующая на природ­ные объекты;

б) социально-преобразующая - воздействующая на общество. 2)духовная:

а) духовно-практическая - освоение и передача уже имеющихся ду­ховных ценностей;

б) духовно-теоретическая - созидающая новые духовные ценности. Также духовная деятельность подразделяется на:

а)познавательную;

б) прогностическую;

в) ценностно-ориентировочную.

II.

а) индивидуальная;

б) коллективная

III.

а) законная;

б) незаконная.

IV.

а) моральная;

б) аморальная.

V.

а) шаблонная (по образцу);

б) инновационная (творческая)

VI.

(по содержанию)

а) игра;

б) обучение;

в) труд

Особо выделяют общение - деятельность, сопутствующую осталь­ным видам совместной деятельности.

Мышление - процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

· социальный характер;

· связь с языком;

· опосредованный характер;

· личностный характер.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и разви­вается по мере освоение новых форм деятельности.

Потребности и интересы

Потребность - фундаментальная необходимость человека в услови­ях своего существования

Нужда - актуализированная потребность, осознаваемая на субъек­тивном уровне

Интерес - направленность человека на условия доступности пред­мета потребности

Мотив - потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей:

I. Основная классификация:

1. Материальные (естественные, биологические, врожденные, ор­ганические) - потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых...)

2. Социальные - потребности во взаимодействии с обществом (об­щение, престиж, признание, труд...)

3. Идеальные (духовные) - потребности в создании и освоении ду­ховных ценностей (творчество, самореализация, знания...)

II. Пирамида Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлет­ворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

Базовые

а) Естественные (еда, сон...)

б) Экзистенциальные (безопасность и комфорт существования)

Вторичные

а) социальные

б) престижные

в) духовные.

Способности - врожденные и приобретенные качества, позволяю­щие человеку выполнять деятельность для удовлетворения потреб­ностей.

Способности делятся на общие (например, писать, бегать, рисовать) и специальные (например, спортивные способности, художественные способности, математические способности).

Талант - совокупность способностей, позволяющая получать про­дукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятель­ности.

Также в обществе формируются умения - способность делать что-либо по определённому образцу.

Если человек развивает и оттачивает свои умения, к нему примени­мо понятие «мастерство» - сочетание развитых умений.

Основные институты общества

Социальный институт - исторически сложившаяся форма орга­низации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фун­даментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существова­ния, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделя­ют пять основных институтов общества:

1. институт семьи

2. государство

3. производство

4. духовные институты (религии, науки, морали)

5. образование.

Институты необходимы для:

· объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

· закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

· нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

· формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

· социализации личности

Наука

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся законо­мерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.

Социальное познание - изучение объективных законов функциони­рования общества, его институтов, а также социальных групп и инди­видов в рамках общества.

Особенности социального познания:

1. совпадение субъекта и объекта познания;

2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;

3. ценностная нагруженность познания;

4. влияние процесса познания на объект;

5. затрудненность проведения эксперимента

Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Функции образования:

· экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;

· социальная - социализация личности и воспроизводство социаль­ной структуры общества;

· культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе прин­ципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. общее (школьное, среднее)

а) начальное

б) основное в)полное

3. профессиональное

а) начальное б)среднее

в) высшее

г) послевузовское

4. дополнительное.

Тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступ­ность);

б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);

в) гуманизация процесса образования;

г) компьютеризация процесса образования;

д) интернационализация процесса образования;

е) непрерывное образование;

ж) рост продолжительности образования.

Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.

Религия

Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

Исторические формы религии.

· тотемизм - поклонение рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм связан с магией (колдовством) - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир; и фетишизмом (от слова «фетиш» - магическая вещь) - вера в магические свойства раз­личных предметов;

· анимизм (от лат. anima - душа) - вера в духов и всеобщую одухотворенность природы. На этом этапе постепенно происходит антропоморфизация - перенос на богов свойственных человеку качеств и внешнего вида. Кроме того, боги становятся более могущественными и обретают большую ответственность - появляется политеизм;

· политеизм (от «поли» - много и греч. theos - бог) - многобожие. постепенно на его основе, за счет дальнейшего «укрупнения» богов, появляется монотеизм;

· монотеизм (от «моно» - один и греч. theos - бог) - вера в единого бога - творца и правителя Вселенной.

Типы религий в современном мире:

1) родоплеменные верования;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций;

3) мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Признаки мировых религий:

а) космополитизм (Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.), надэтнический характер;

б) эгалитарность (Ра́венство поло́в, также, равнопра́вие поло́в, ра́венство мужчи́н и же́нщин, равнопра́вие мужчи́н и же́нщин, ге́ндерное ра́венство, ге́ндерное равнопра́вие, сексуа́льное ра́венство, сексуа́льное равнопра́вие, эгалита́рная семья́, гендерная эгалита́рность — концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях), равенство всех людей, обращенность к представи­телям всех социальных групп;

в) высокая пропагандистская активность.

Функции религии:

· мировоззренческая - формирование определённой картины мира у своих последователей;

· ценностно-смысловая - ответ на вопрос о смысле жизни и выра­ботка основных ценностных ориентиров;

· психологическая - утешение в трудную минуту через молитву, медитацию, обращение к Богу;

· коммуникативная - связь верующих между собой, а также связь верующих с ангелами, божественными сущностями и самим Богом;

· культурно-транслирующая передача культурного наследия из поколения в поколение, по развитию религии мы можем судить о степени развития того или иного общества;

· интегрирующая - объединение последователей одного религиозного направления, одновременно противопоставление их другим.

Признаки религиозного знания:

· иррациональность;

· догматизм;

· вера в сверхъестественное;

· необоснованность.

Искусство

Искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

Функции искусства:

· общественно-преобразующая - включение людей в деятельность по преобразованию общества;

· утешительно-компенсаторная - восстановление гармонии духа, утраченной человеком в реальной действительности;

· художественно-концептуальная - выражение своего понимания мира через художественный образ;

· прогностическая - предвосхищение будущего;

· воспитательная - формирование целостной, нравственно ориентированной человеческой личности;

· внушающая - воздействие искусства на подсознание людей;

· эстетическая - формирование эстетических вкусов и потребностей человека;

· гедонистическая - получение от искусства удовольствия;

· познавательно-эвристическая - освоение сторон жизни, недо­ступных науке.

Эстетика - наука о красоте и искусстве.

Мораль

Мораль:

· совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле;

· форма ценностного сознания, содержащая систему идеалов, норм, ценностей, связанных с поведением людей в обществе.

Реализация норм морали обеспечивается:

1. внутренней, автономной саморегуляцией (совестью);

2. общественным мнением.

Функции морали:

· регулятивная;

· ценностно-ориентировочная - создание и распространение системы идеалов и ценностей, формирование представлений о высших целях человеческой жизни;

· мотивационная - создание побуждения к определенному пове­дению;

· конститутивная - учреждение высших принципов нравственности, без которых не может существовать общество;

· координационная - согласованность людей в различных сферах деятельности, а также согласование разнородных потребностей общества и человека.

Нормы морали, как и другие духовные ценности относительны, поэтому в каждом обществе формируются уникальные, зачастую противоречащие друг другу системы моральных ценностей. Однако в современном глобализирующемся обществе появляется необходимость выработки общечеловеческих ценностей и норм. В качестве таковых можно выделить:

1. Золотое правило нравственности - древнейшее моральное правило, гласящее: «Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали тобой».

2. Гуманизм - представление о высшей ценности человеческой личности, незыблемости неотъемлемых, естественных прав личности.

Основные категории нравственности:

· идеал (добро, истина, справедливость),

· совесть,

· честь,

· чувство собственного достоинства,

· долг,

· счастье,

· смысл жизни (представление об осмысленности, направленности человеческой жизни к высшим ценностям).

Моральный выбор - свобода личности, заключающаяся в умении принимать решения в пользу добрых поступков.

Моральная ответственность - одно из основополагающих качеств личности, состоящее в способности предугадывать последствия свои поступков и нести за них самостоятельную ответственность.

Этика - философская наука, изучающая мораль и нравственность.

Наркомания и наркобизнес.

Раздел 2. ЭКОНОМИКА

2.1. Экономика и экономическая наука

2.2. Факторы производства и факторные доходы

2.3. Экономические системы

2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.5. Постоянные и переменные затраты

2.6. Финансовые институты. Банковская система

2.7. Основные источники финансирования бизнеса

2.8. Ценные бумаги

2.9. Рынок труда. Безработица

2.10. Виды, причины и последствия инфляции

2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12. Роль государства в экономике

2.13. Налоги

2.14. Государственный бюджет

2.15. Мировая экономика

2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работни­ка, потребителя, семьянина, гражданина

Экономические системы

Экономическая система - это способ организации хозяйственной жизни общества, структурирующая отношения между производителями и потребителями экономических товаров и услуг.

Экономическая система призвана ответить на главные вопросы:

1. Что должно производиться и в каком количестве?

2. Как будут производиться блага, товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии?

3. Для кого предназначены производимые услуги и товары, как они должны распределяться между потребителями? (т.е. вопросы что, как, для кого производить)

Экономическая система должна решить главную проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности общества ограниченны­ми ресурсами.

Типы экономических систем.

1. Традиционная: вопросы что, как, для кого производить решаются в соответствии с традициями, по обычаю. Натуральное хозяйство. Большая часть экономических благ производится для собственного потребления. Данная система стабильна, производится определенное количество продукта и стандартным образом распределяется. Используются устаревшие технологии. Большая часть экономической деятельности приходится на аграрный сектор. Не развивается, но нахо­дится в определенной гармонии с окружающей средой.

2. Административно-командная (государственно - регулируемая, централизованно-плановая): основные экономические вопросы ре­шаются путем государственного регулирования. Основные производ­ственные мощности принадлежат государству, оно составляет общий план для производства и распределяет произведенный продукт. Цены устанавливаются государством. Иногда возникает дефицит товаров. Наиболее развит промышленный сектор.

3. Рыночная: экономические вопросы решаются за счет саморегу­ляции. Производство находится в частной собственности, объем про­дукции и равновесная цена устанавливаются за счет действия механиз­мов рынка, закона спроса и предложения.

Экономические системы большинства современных государств яв­ляются смешанными, в которых совмещены черты плановой и ры­ночной систем. В основе лежат рыночные механизмы саморегуляции, однако государство активно вмешивается в эти процессы с целью избе­гания кризисов (которым подвержена рыночная система).

Функции рынка.

а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей;

б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения;

в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары;

г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли;

д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение эконо­мики от неэффективных форм хозяйствования.

Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.

Существуют различные классификации рынков:

· по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, ва­лютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);

· по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);

· по отношению к закону (легальный и нелегальный);

· по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).

Достоинства рынка:

1) ориентирован на спрос;

2) стимулирует НТП;

3) эффективно распределяет ресурсы;

4) координирует спрос и предложение

Недостатки рынка:

1) не гарантирует всем стабильного дохода;

2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается);

3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада);

4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между це­ной и спросом на товар.

Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.

Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меня­ется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса ме­няется на меньший процент, чем цена).

Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономи­ческой ситуации.

Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложе­ние этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.

Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Эластичность предложения - сила изменения предложения в зави­симости от изменения цены.

Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.

Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложе­ния. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.

Для успешного функционирования механизма рыночной саморегу­ляции необходимо наличие конкуренции.

Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.

Виды конкуренции, исходя из цены:

· ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;

· неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.

Виды конкуренции, исходя из товаров:

· конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на ко­тором много покупателей, много продавцов, предлагающих практиче­ски одинаковые товары;

· конкуренция монополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Позитивные черты конкуренции:

1) способствует научно-техническому прогрессу;

2) даёт потребителям возможность выбора;

3) избавляет рынок от неэффективных производителей;

4) способствует улучшению качества товаров

Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической де­ятельности.

Виды монополии:

· чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возника­ет по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искус­ственная монополия создается людьми намеренно для извлечения мо­нополистических выгод. Все формы искусственной монополии запре­щены по закону;

· абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;

· олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих боль­шую долю рынка определенной отрасли;

· монопсония: один покупатель на всю отрасль.

Постоянные и переменные.

Постоянные затраты - затраты, объем которых не зависит на дан­ный момент от объема производства: аренда, подготовка кадров, зар­плата управленцев, коммунальные платежи, амортизация и др. Амор­тизация основного капитала - уменьшение стоимости основного капитала в процессе его промышленного использования; различают физический износ (старение, поломка) и моральный износ (увеличение неэффективности использования устаревшего основного капитала).

Переменные затраты - затраты, объем которых на данный момент напрямую зависит от объема производства: покупка сырья, зарплата рабочих, транспорт, электроэнергия.

2. Экономические и бухгалтерские издержки. Бухгалтерские (явные, внешние) издержки - оплата факторов производства, не являющихся собственностью фирмы.

Внутренние (неявные) издержки - затраты факторов производ­ства, принадлежащих самой фирме (издержки альтернативного ис­пользования).

Экономические издержки - это внешние издержки плюс внутрен­ние издержки.

В соответствии с этим рассчитывается прибыль:

· бухгалтерская прибыль (общая выручка минус бухгалтерские из­держки);

· экономическая прибыль (общая выручка минус экономические издержки).

Ценные бумаги

Ценная бумага - документ, удостоверяющий право имущественно­го держания, а также устанавливающий определенные имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.

Ценные бумаги делятся на срочные (с фиксированным сроком дей­ствия) и бессрочные.

Виды ценных бумаг:

· акция - ценная бумага, фиксирующая принадлежность части акци­онерного общества, дающая право на участие в управлении АО и полу­чение дивидендов. Номинальная стоимость акции декларируется в мо­мент выпуска и не совпадает с ее последующим курсом.

Типы акций:

· обыкновенные - дают право голоса в управлении компанией, ди­виденд зависит от распределения прибыли компании;

· привилегированные - не дают право голоса при управлении ком­панией, но по ним устанавливается постоянный дивиденд, не завися­щий от распределения прибыли акционерами.

Облигация - это долговое обязательство, владелец которого полу­чает заранее установленный доход.

Вексель - письменное долговое обязательство, определяющее срок и сумму выплаты.

Также к видам ценных бумаг относится:

· чек,

· банковская сберега­тельная книжка на предъявителя,

· приватизационные ценные бумаги и др.

Операции с ценными бумагами производятся на фондовой бирже. Цена ценной бумаге на фондовом рынке называется её курсом.

Рынок труда. Безработица

Рынок труда - механизмы, при помощи которых работники нахо­дят работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а работодатели нанимают необходимых им работников.

На рынке труда продается и покупается рабочая сила. Рабочая сила («человеческий капитал») - это знания, способности, умения, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ.

Рынок труда, как и другие рынки, регулируется законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, ко­торую они хотели бы получить, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить; цена - заработная плата.

Цена предложения на этом рынке определяется прожиточным ми­нимумом, рассчитываемым государством.

Формы зарплаты:

1. Повременная зарплата: размер зарплаты зависит от количества часов, отработанных работником.

2. Сдельная зарплата: размер зарплаты зависит от количества вы­полненных работ или произведенных работником товаров.

3. Смешанная форма зарплаты: базовая ставка повременная, преми­альные выплаты - на сдельной основе.

Номинальная зарплата - количество денег, получаемое работни­ком. Реальная зарплата - количество товаров, которое на них мож­но купить. Вследствие инфляции реальная заработная плата умень­шается.

Безработица - положение в экономике, при котором часть способ­ных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

К безработным не относятся студенты очных отделений, женщины в декретных отпусках, военнослужащие, люди на больничных, пенсио­неры, домохозяйки, а также люди, не имеющие работы и не желающие её искать. И безработные и занятые составляют экономически актив­ную часть населения.

Трудоспособным в РФ считается человек от 16 до 54 (для женщин) и 59 (для мужчин) лет, не имеющий физических или психических про­тивопоказаний к труду.

Виды безработицы:

а) структурная - последствия структурных изменений в экономи­ке, в первую очередь, вызванных НТП;

б) фрикционная - возникает за счет того, что уволенный работник не сразу находит новое место работы, какое-то время остается безработным;

в) циклическая - порождается экономическими кризисами;

г) сезонная - возникает из-за существования сезонных видов работ.

Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который считается нормальным и необходимым для общества. Естественный уро­вень рассчитывается как сумма структурной и фрикционной безработи­цы, и обычно составляет несколько процентов. Полная занятость - за­нятость населения при естественном уровне безработицы. Если уровень безработицы превышает естественный, то государство должно прини­мать меры по борьбе с безработицей - проводить политику занятости.

Активная политика занятости - меры, снижающие безработицу: пе­реподготовка кадров, информирование о рынке труда, организация обще­ственных работ, содействие географической мобильности, поддержка ин­дивидуальных предпринимателей, снижение налогов на производителей.

Пассивная политика занятости - меры, сглаживающие негативные проявления безработицы: выплата пособий, предоставление социаль­ного жилья и т.п.

Скрытая безработица - работник трудится неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоу­стройства по своей основной специальности.

Отрицательные последствия безработицы:

1) недоиспользуются экономические ресурсы, что ведёт к уменьше­нию экономические показатели (ВВП, ВНП);

2) снижается уровень жизни населения;

3) снижается квалификация людей, оставшихся без работы;

4) растёт уровень преступности и алкоголизма;

5) растёт социальная напряжённость;

6) снижается самооценка уволенных сотрудников.

Положительные последствия безработицы:

1) формируется резервная армия труда (безработные, которых в случае необходимости можно привл

Наши рекомендации