Появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине
С переходом к соседской общиненачинает разрушаться эгалитарное общество, то есть общество равенства. Именно в этот период начинает появляться имущественное неравенство - имущественная дифференциáция. Имущественное неравенство означает различие в количестве богатств. При этом все общинники обладали одинаковым социальным статусом.
Основу для имущественного неравенства - имущественной дифференциации создаёт переход к индивидуальному хозяйству. Каждая большая семья получала доход только со своего земельного надела. Урожай мог быть разным. Причины этого таковы:
1. Люди имеют разные способности. Каждый работал, как мог. Один - талантливый, умелый, другой - нет; один старается, другой -ленится; один - молодой, другой - в возрасте; один - полон сил, другой - слабый или больной.
2. Половой состав работников семьи. При плужномземледелии нужна мужская рабочая сила. Если в семье много мужчин - они могут выполнить большой объём работы. Если мужчин мало - то результаты будут хуже.
3. Участки земельные имеют разное плодородие. Даже соседние участки могут различаться по естественному плодородию почв. Один участок расположен выше, другой ниже. Один участок заливает, другой - сохнет и т.д. Всё это в совокупности приводило к тому, что индивидуальные хозяйстваполучали разный урожай.
Появление имущественного неравенствасоздавало в соседской общинепроблемы.
Люди завидуют более удачливым соседям. Зависть приводит к конфликтам. Если разбогатевшие общинники пренебрегали интересами общины и начинали наглеть, то это приводило к ответным действиям со стороны других общинников. Менее удачливые общинники объединялись и шли громить хозяйство разбогатевших людей. Это влекло за собой конфликты, драки, столкновения. Общинники могли друг друга уничтожить. Вражда, учитывая обычай кровной мести, могла затянуться на десятилетия. Этим могли воспользоваться враги - могли напасть и захватить земли общины. Община могла прекратить своё существование.
Соседская общинапыталась сглаживать это имущественное неравенство:
1. При проведении пределов учитывалось плодородие земли. Если раньше земля была похуже, то при следующем переделе - давалась земля получше. И наоборот - если земля была получше, то давали землю похуже. Семьям общинников предоставлялись земли разного качества, плодородия хорошего, среднего, плохого. Эти земли располагались не одним сплошным массивом, а чересполосно, в разных местах.
2. Перераспределение произведённого продукта - литургúи. При организации праздников некоторым семьям поручали их проведение. Они тратили часть своих доходов. В результате имущественное положение выравнивалось. Однако эти меры только сдерживали имущественную дифференциацию, но остановить не могли.
Создание коллективного фонда соседской общины
В соседской общине люди создают общий (общеобщинный) фонд - так называемый коллективный фонд. Средства его будут тратиться на общие нужды: строительство системы ирригацииканалов, дамб, плотин; организация межрегионального обмена и военных походов; содержание ремесленников; культовая потребность.
Религиозные культы зарождаются как культы, связанные с производством. Нужно задобрить богов для обеспечения плодородия земли, плодовитости скота, детородия женщин. Религиозные обряды и праздники организовывались для того, чтобы просить плодородие и плодовитость для всей общины целиком. Для жертвоприношений богам требовались растения и животные.
Средства из коллективного фондашли не только на удовлетворение коллективных нужд, но также служили резервными(на случай расширения производства) и страховыми(на случай стихийных бедствий и неурожаев) запасами - фондами.Коллективный фондпослужил прообразом будущей системы налогообложенияпериода государственности. Идея налогов«выросла» из идеи коллективного фонда- создания общего фонда на общие нужды. В первобытном обществе ими являлись общие нужды общины, а когда появятся первые государства - эти общие потребности станут общегосударственными.
Исторически сложилось два вида коллективного фонда:
1. Священное хозяйство при хозяйстве вождя. Этот вид коллективного фонда характерен для общества, где ирригация не играла большой роли или вообще была не нужна. Например, территории с дождевым орошением, как и у восточных славян. Каждое хозяйство выделяло определённую долю из своих доходов на общие нужды, часть избыточного продукта, то есть сверх потребностей отдельного хозяйства, оставлявшего себе необходимый продукт. Собранные средства хранились в больших хранилищах. Вождь, как глава общины, становится и руководителем коллективного фонда. Так как вождь будет управлять данным имуществом, хранилища строятся при хозяйстве вождя - для присмотра и контроля.
Собственником имущества коллективного фондаобщинники считали главного бога - покровителя данной общины. Фактически прямым коллективнымсобственником выступала вся община целиком. Вождьтолько управлял этим имуществом.
Из этнографического материала известны случаи, когда вождипытались себе что-нибудь присвоить из коллективного фонда. В результате, в лучшем случае, община снимала их с должности, выбирала нового вождя, а в худшем случае - вождяубивали.
2. Священное поле бога. Термин появился как раз в древности. Данный вид коллективного фондахарактерен для обществ, где требовалась ирригация. Общинники продолжали работать все вместе на строительстве ирригационных сооружений. В этом, случае община выделяла часть земли, которая получала название «священное поле бога», где общинники совместно обрабатывали землю. Урожай с этого священного поля хранили в коллективных амбарах, строившихся при хозяйстве вождя, и тратили на общие нужды. Работами на священном поле организовывал и руководил вождь. Он не имел права собственности на землю и имущество коллективного фонда.
Таким образом, в соседской общинесложилось два фонда: 1) индивидуальный фонд, куда входили наделыобщинников, в отношении которых община выступала верховным коллективным собственником; и 2) коллективный фонд, в отношении которого община выступала прямым коллективным собственником.